Views Comments Previous Next Search
Как Apple совершила революцию, которую 
не заметили
 — Как это работает на Look At Me

Как это работаетКак Apple совершила революцию, которую
не заметили

Почему iBeacon — предвестник будущего и интернета вещей

В 2014 году электронные устройства учились разговаривать друг с другом. Apple разрешила принимать звонки на смартфоны с ноутбука и ещё сильнее связала iOS с OS X, а IBM солидно вложилась в интернет вещей, заявив, что в него к 2020 году будут входить 28 миллиардов гаджетов. Пока мы следили за этими новостями, незаметно набирала обороты технология iBeacon: всё больше компаний используют Bluetooth-маячки для того, чтобы высылать на мобильные устройства клиентов уведомления и отслеживать их поведение внутри помещений. Apple представила iBeacon более года назад, но конкуренты Google и Samsung только недавно подготовили схожие разработки — Nearby и Proximity. Look At Me разобрался, как iBeacon оцифровывает реальный мир: меняет розничную рекламу, навигацию внутри помещений и облегчает покупки.

 

Как устроена технология iBeacon

Как Apple совершила революцию, которую 
не заметили
. Изображение № 2.

 

iBeacon — технология передачи коротких сообщений с уникальным идентификатором на мобильные устройства. Она позволяет точно определять, где находятся их владельцы. Для передачи идентификаторов iBeacon использует экономную спецификацию Bluetooth с низким энергопотреблением. Благодаря этому крохотные маячки могут автономно работать от 1 месяца до 3 лет — в зависимости от того, как часто и какой силы они посылают сигнал. При этом дальность их работы варьируется от 70 до 450 метров, а стоит обычный такой передатчик не более 1 000 рублей. Маячки работают следующим образом:

  Раз в заданный отрезок (например, 900 миллисекунд) маячок отсылает сигнал с идентификатором;

 Мобильное устройство с предустановленным приложением принимает сигнал по Bluetooth и распознаёт, на каком расстоянии от маячка оно находится;

 В зависимости от расстояния (меньше метра, несколько метров или больше 10 метров), а также полученного идентификатора приложение выполняет заранее предусмотренное действие: выводит уведомление, отслеживает, как человек двигается, или, как вариант, выжидает.

 

Как iBeacon помогает рознице привлекать людей

Как Apple совершила революцию, которую 
не заметили
. Изображение № 3.

 

Владельцы розничных магазинов первыми поняли, чем технология может быть полезна. Самое очевидное применение — установить маячок у входа и зазывать всех, кто проходит мимо, уведомляя об акциях и скидках. Большинство розничных сетей не успели воспользоваться iBeacon в предыдущем праздничном сезоне, но в предстоящие распродажи технологию ждёт первое по-настоящему серьёзное испытание. Сейчас iBeacon используют десятки крупнейших розничных сетей в США и Европе (Walmart, Macy’s, Tesco и многие другие), а в России маячки стоят в московском магазине «Республика» на Тверской-Ямской и некоторых других местах.

Маячки объективно нужны магазинам. Подавляющее большинство людей по-прежнему не готовы уйти в интернет-шоппинг: им нравится сама идея шоппинга с друзьями и возможность вживую увидеть вещи, которые они хотят купить. При этом всё больше людей ходят за покупками, держа смартфон в руках: согласно исследованию Google, 84 % посетителей пользуются мобильными устройствами, находясь в магазинах, причём 50 % проводят в них не менее 15 минут. Большинство людей предпочитают доверять не консультантам, а информации, которую они находят с помощью смартфона.

Другой способ использовать технологию — собирать аналитические данные на основе того, как посетители передвигаются по магазину. Если интернет-магазины могут легко получать эту статистику, то розничные до недавнего времени не могли: им приходилось устраивать опросы, результаты которых зачастую выходили неточными. Теперь же можно узнать, какие отделы более популярны, а куда вообще никто не ходит, разобраться в потребностях клиентов и лучше организовать пространство внутри помещения. Всё, что нужно, — это чтобы у покупателя стояло официальное приложение магазина, и он согласился на обработку данных.

Наконец, iBeacon может сделать бесконтактные платежи более востребованными в западном мире. В лондонском районе Брикстон запустили эксперимент с местной криптовалютой Brixton Pound и специальным приложением для неё. Люди, которые заходят в магазин, участвующий в эксперименте, могут быстро расплачиваться за покупки «брикстонскими фунтами». Цель создателей криптовалюты — добиться того, чтобы жители района тратили больше денег в магазинах рядом с домом, а не в других районах. Над своим маячком работает и PayPal: пользователи платёжной системы также смогут моментально оплачивать покупки.

 

Где ещё используют iBeacon

Как Apple совершила революцию, которую 
не заметили
. Изображение № 4.

 

  Фестивали и конференции. Посетителям высылают карту и расписание, справочную информацию о тех, кто выступает, и предлагают подойти к стендам. Крупнейшие площадки уже опробовали технологию: на SXSW с помощью iBeacon устраивали опросы, обсуждения среди участников и помогали разобраться, где что находится, а на кинофестивале «Трайбека» зрители могли сориентироваться, когда и где покажут нужный им фильм. Необычнее же всего технологию использовали на Каннском кинофестивале. Официальное приложение показывало, кто из гостей где находится, а также отображало ссылку на профиль каждого в LinkedIn — так было удобнее налаживать бизнес-контакты.

  Дом. Речь идёт как о бытовой технике (например, открываете холодильник, и сразу открывается приложение, куда можно записать продукты, которые нужно купить), так и о маячках, встроенных в мебель и предметы интерьера. У вас дома может работать «умное», экономное освещение, которое отслеживает, когда вы находитесь в комнате, и выключается, когда вы выходите из неё. Тот же трюк можно провернуть с дверьми — безо всяких дорогих сенсоров. Уже есть стартап, который работает над этим, — airfy Beacon.

  Музеи и выставки. От QR-кодов можно отказаться. Куда удобнее расставить несколько маячков и подстраивать текстового или аудиогида под то место, где находится посетитель. Кроме того, можно собирать аналитические данные: какие экспонаты собирают много посетителей, а какие мало. Схожий подход используют отдельные музеи и выставки, а музей Philips в Эйндховене даже устраивает викторины для гостей.

  Школы и университеты. Преподавателям не нужно отмечать, кто из школьников и студентов ходит на занятия: система сама учитывает всех пришедших и, если необходимо, оповещает родителей. Кроме того, специальное приложение может предлагать учащимся вакансии, делить аудитории, высылая в разные части разный контент. Также в приложении может быть встроенный мессенджер и специальная кнопка для застенчивых студентов, которые стесняются задать вопрос на занятии. Уже есть приложения, которые справляются с некоторыми этими задачами, например, BeHere.

  Гостиницы. Маячок, установленный у ресепшена, улавливает гостей и выводит на экран информацию о постоянных клиентах. Оттуда можно узнать, на что у человека аллергия и какие комнаты он предпочитает, чтобы быстрее подыскать подходящий номер. В результате клиентам кажется, что они получают VIP-сервис. iBeacon для гостиниц вовсю использует стартап Mahana, через который можно организовывать скидки и программы лояльности.

  Концертные площадки и стадионы. Поклонники музыкантов и спортсменов получают подробную справочную информацию и статистику. Желающие могут приобрести билеты на будущие события. С нового сезона так работает приложение Главной лиги бейсбола США, на основных стадионах которой поставили маячки.

  Дейтинг. Маячки в барах улавливают людей с поддерживаемыми приложениями. Если посетители хотят с кем-нибудь познакомиться, то получат уведомление, через которое смогут увидеть профили тех, кто находится поблизости. Функцией уже вовсю пользуются конкуренты Tinder — например, Mingleton.

  Комнаты и залы ожидания. Представьте, что вы пришли к врачу на приём, и вместо старых номеров журналов можете бесплатно почитать цифровые версии новых в Newsstand («Киоске»). Эксперимент уже проводит издательство Exact Editions, выпускающее журнал Dazed & Confused.

  Транспорт. Аэропорты могут упростить навигацию, предупреждать пассажиров, какие документы когда предъявлять, и рассказывать, что их ждёт на борту самолёта. Свои iBeacon уже установили авиакомпании Virgin Atlantic и American Airlines.

  Мелкие вещи. То, о чём вы часто забываете или не можете найти, напоминает о себе. Так, японские солнцезащитные очки Tzukuri с крошечным передатчиком, встроенным в оправу, извещают владельца, если он вышел на улицу без них в ясный день. Чтобы маячок никогда не разрядился, он питается от небольшой солнечной батареи.

 

Почему iBeacon может навредить

Как Apple совершила революцию, которую 
не заметили
. Изображение № 5.

 

Главным опасением, мешающим повсеместному внедрению iBeacon, остаётся сохранность персональных данных. Хотя сами маячки только посылают сигнал, а все остальные действия выполняют мобильные приложения, клиенты должны быть уверены, что их данными никто не будет пользоваться злонамеренно. Из исследования Google, на которое мы ссылались выше, следует, что 81 % покупателей готовы делиться персональными данными, если взамен получают скидки или другие выгодные предложения. Теперь торговым сетям нужно оправдать доверие: не собирать информацию без спроса и чётко объяснять, чем будет делиться пользователь, а также анализировать поведение не отдельного человека, а сразу группы людей, чтобы максимально обезличить статистику.

Многих пользователей можно оттолкнуть неумелым применением технологии: в частности, спамом. Помимо него, те, кто недоволен реальными случаями использования iBeacon, жалуются на сообщения, которые никак не сходятся с местом, где они стоят, или на то, что полученные предложения им неинтересны и, скорее, раздражают. К сожалению, нельзя исключать, что соседние магазины могут развернуть «войну маячков», пытаясь переманить друг у друга покупателей рекламными уведомлениями, — а пострадают от этого клиенты. Кроме того, качество сигнала маячков может ухудшаться в местах, где много устройств с включённым Wi-Fi, который работает на той же частоте, что и iBeacon.

Самое сложное — это достигнуть такого распространения технологии, когда каждый захочет всегда держать Bluetooth включённым. Исследования в рознице, где проникновение iBeacon пока самое высокое, показывают, что маячки повышают покупательский интерес и увеличивают число скачиваний фирменного приложения, и его охотнее оставляют на смартфоне. А учитывая, что со временем некоторые маячки подешевеют до $1, их будет дороже игнорировать. Бизнес уже принял iBeacon — теперь очередь за потребителями.

изображения via Estimote

Рассказать друзьям
34 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются