Views Comments Previous Next Search
Почему в кино появляются сюжетные дыры — Как это работает на Look At Me

Как это работаетПочему в кино появляются сюжетные дыры

И так ли они плохи

Вчера в российский прокат вышел фильм «Восхождение Юпитер» Энди и Ланы Вачовски. От режиссёров «Матрицы» в очередной раз ждут классно сделанный и умный сай-фай. Однако из-за того, что жанр научной фантастики масштабен, в нём проще всего проглядеть сюжетные дыры. Зрители превратили их поиск в отдельное хобби: проколы в сценарии обсуждают в социальных сетях и на Reddit, им даже посвящён целый сайт. Мы решили узнать у кинокритиков, режиссёров и сценаристов о том, откуда эти дыры возникают, и как с ними мириться.

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 2.

Сюжетные дыры в «Матрице»

ярким примером фильма с обилием сюжетных дыр можно назвать «Матрицу». Фанаты (или ненавистники) Вачовски нашли около 85 неувязок. Вот только некоторые из них: 

 Только что проснувшемуся Нео звонит Морфеус и говорит следующее: «Эта линия прослушивается, так что буду краток. Если бы машины знали о тебе то, что знаю я, ты был бы мёртв. А теперь давай встретимся. Отправляйся к мосту на Адамс-стрит». Зачем он сообщил место, где назначена встреча, — непонятно.

Тринити была в нескольких метрах от телефонной будки, когда Агент вселился в водителя мусоровоза, чтобы эффектно врезаться на нём в будку. Остаётся неясно, почему Агент не мог выскочить из кабины и расстрелять бегущую Тринити из пистолета или же выстрелить в телефон, чтобы девушка не могла покинуть Матрицу. Вместо этого он долго разгонял мусоровоз и, конечно же, упустил героиню.

 Неясно, почему машины позволяют людям, вышедшим из Матрицы, сбегать в подполье, хотя они вполне могли пресекать любые попытки скрыться. Проще всего было бы убивать всех проснувшихся. Человек в момент выхода из Матрицы беспомощен, машины знают о его пробуждении и даже видят его — к очнувшемуся Нео сразу подлетел робот, но не убил его, а лишь схватил за шею и спустил в канализацию.

После того как Морфеус спасён, Тринити решает открыть своё сердце Нео на грязной станции метро. Не глупо ли героине, которая до этого весь фильм следовала железной логике, объясняться в этот момент, а не чуть позже, в более безопасной обстановке, когда за ними не будут гнаться агенты?!

Машины больше не нуждаются в Солнце, как в главном источнике энергии, и теперь они вырабатывают энергию из тепла млекопитающих. Даже если простить сценаристам то, что сама эта идея нарушает второй закон термодинамики, встаёт вопрос: почему машины используют людей, если им нужно только тепло? Почему они не используют коров или свиней, которые более безропотны и эффективны в плане теплоотдачи?

Источник

 

Из-за чего возникают сюжетные дыры?

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 3.

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 4.

 

Настя Березина

киновед

«Дыры могут возникнуть из-за того, что картина охватывает большой период времени. Всё бы ничего, можно постепенно снимать и снимать, строго соблюдая последовательность. Но актёры очень часто заняты ещё на нескольких фильмах, что приводит к практически полному нарушению хронологии съёмок. Вот и получается, что разные сцены одного эпизода могут снимать с интервалом в несколько месяцев. Свою роль играют и деньги. Часто в кино появляются ляпы из-за экономии на консультантах».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 5.

 

Авдотья Александрова

режиссёр

«Фильм почти никогда не снимается по порядку: календарно-постановочный план (КПП) рассчитывается в зависимости от экономических, погодных и технических условий съёмок, то есть не в сценарной последовательности. И далее тоже могут быть неувязки — операторский брак, несостыковка сцен по свету, ошибка в костюмах — и всё, сцена может быть вырезана в черновом монтаже. А потом в заключительном монтаже может вдруг выясниться провал сюжетной линии, но на досъёмку нет ни бюджета, ни времени».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 6.

 

Василий Миловидов

кинокритик

«На свете существует очень мало кино, которое бы следовало логике повседневной жизни — если оно и попадается, то на серьёзных кинофестивалях, но и там в нём вряд ли пытаются выискать сюжетные дыры. Также не стоит забывать, что сюжетная дыра одного фильма может не быть таковой для другого. К примеру, мало смысла проверять логику происходящего и поведения героев в фильмах Линча или Годара. Поэтому больше всего обычно достаётся массовому и развлекательному кино, хотя оно, казалось бы, по умолчанию рассказывает зрителю сказки. Да, зачастую оно же больше всего и грешит производственным браком: съёмки фильмов запускаются с недописанными сценариями, их же могут по много раз переписывать, отснятый материал может монтироваться скорее с учётом эффектности, а не логики».

 

На каком этапе появляются сюжетные дыры?

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 7.

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 8.

 

Настя Березина

«Кино начинается с литературного сценария, который пишет сценарист (этот же человек может быть и режиссёром, и продюсером, и всем сразу). Обо всех найденных сюжетных дырах, ошибках героев в уже снятом фильме, конечно, стоит сообщать ему. Но сценарист способен объяснить любую сюжетную дыру, которую увидит зритель. По его мнению, именно так, а не иначе, правильно раскрывается действие, поступок, мотив героя. На стадии ознакомления режиссёра со сценарием возможны изменения и исправления (это уже зависит от умения договариваться и искать компромисс).

Далее начинается работа над главным документом фильма — режиссёрским сценарием. В этом сценарии прописывается всё: покадровая съёмка, роли актёров, реквизит, место съёмки, расходы и остальное. Через режиссёрский сценарий фактически общаются режиссёр и съёмочная группа, а также составляется календарно-постановочный план. Тут и появляется первая возможность допустить ошибки: не указан точный реквизит, внешний вид героя, место и время действия, время суток и многое-многое другое. В этом случае съёмочная группа может приехать снимать свидание на набережной в горное ущелье».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 9.

 

Авдотья Александрова

«Сюжетные дыры могут появиться на уровне сценария, если, например, его пишет группа авторов, а впоследствии сценарий по какой-то причине сокращают — убирают дорогостоящие сцены или локации. Бывают форс-мажорные обстоятельства на стадии производства, когда, например, увольняют актёра и убирают целую линию сюжета, связанную с ним».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 10.

 

Всеволод Коршунов

сценарист, редактор

«Несостыковки, исчезновение или появление персонажей, сюжетных линий — всё это, как правило, следствие компоновки материала. Они могут появляться на этапе монтажа, когда могут вылететь не только сцены, но и целые сюжетные линии. А может быть стадия сценария, когда его собирают из разных драфтов, которые пишут разные авторы. Бывает, смотришь фильм и видишь 2–3 варианта сценария: это из одного драфта, это из другого и так далее».

 

Кто виноват?

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 11.

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 12.

 

Настя Березина

«Во время съёмок за „порядком“ в будущем фильме следит специальный человек — скрипт-супервайзер. Он фактически протоколирует каждый отснятый кадр. Условно этого человека можно назвать связующим звеном между режиссёром и монтажёром. Его задача — не допустить очевидных нестыковок и отлавливать их во время монтажа, который идёт параллельно съёмкам. Обо всех неточностях скрипт-супервайзер сообщает съёмочной группе. После этого предстоит важное решение — выбрать кадры для пересъёмки. Все недоработки исправить на съёмочной площадке просто невозможно из-за нерезинового бюджета картины. Самым уязвимым остаются фильмы со спецэффектами, где исправление любой ошибки обходится гораздо дороже.

Но, конечно, лицо фильма — его режиссёр. И обычно благодарные и не очень благодарные зрители склонны во всём винить его, но дело здесь действительно в команде».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 13.

 

Авдотья Александрова

«В России за такое отвечает режиссёр. Но степень условности, которую предполагает кино, допускает сюжетные неточности. Зритель к ним привыкает, если, конечно, это не концовка, которая портит ощущение от фильма. В нашей киноиндустрии все всё видят, но тоже могут закрыть глаза, как на собственный провал в памяти. В адекватном, реалистичном, здорово сыгранном сериале «Оттепель» абсолютно условная, натянутая концовка — появление героини Чиповской откуда ни возьмись на вокзале. Как она узнала, что он уезжает? Герой Цыганова ей позвонил? Написал SMS? Но это и неважно, так как это пока лучший сериал на ТВ. Современное кино в принципе отличается нелинейным построением сценария, непоследовательностью, и сюжетные дыры в таком кино — это его стилистика. Как, например, «Вечное сияние чистого разума» или «Исчезновение Элеанор Ригби». Любая вырезанная в таком фильме сцена не будет считаться сюжетной дырой, вы эту дыру просто не заметите».

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 14.

Сюжетные неувязки в «Облачном атласе»

Предпоследний фильм Вачовски не так пестрит сюжетными дырами, но и тут они есть:

Адам Юинг умирает на корабле по пути в Англию. Доктор Гуз медленно убивает его с помощью яда, чтобы забрать его золото. Беглый раб Аутуа пытается уберечь Адама от смертельной дозы, но на него нападает доктор и пытается задушить. Пытаясь защитить Аутуа, ослабший Адам встаёт с кровати, берёт тяжеленный дорожный сундук и швыряет его в голову злодея. Откуда взялась сила, чтобы поднять 30—50-килограммовый сундук у умирающего человека, который еле-еле встал с постели, не объясняется.

Сонми-451 и Хэ Чжу Чен бегут из своей квартиры по узкому металлическому мосту между двумя небоскрёбами. За ними следует дюжина спецназовцев и начинает стрельбу. Хэ Чжу Чен показывает удивительные пируэты, уворачиваясь от пуль. Но как он сумел отклониться от траектории снарядов на мостке шириною в полметра — совершенно непонятно.

В Нео-Сеуле XXII века технологии позволяют людям создавать киборгов, магнитные дороги и другие поразительные вещи, но почему-то корейские истребители не имеют элементарных самонаводящихся ракет с инфракрасными головками, которые уже имелись практически у всех истребителей в конце XX века.

Источник

 

Что нельзя считать сюжетной дырой?

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 15.

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 16.

 

Всеволод Коршунов

«С “сюжетной дырой” не нужно смешивать:

Эллипсис — пропуск несущественных для развития действия моментов. Например, стык серий в фильме «Москва слезам не верит», когда героиня засыпает студенткой, а просыпается директором завода. В склейке «схлопываются» 20 лет;

 Усложнённый эллипсис — пропуск, наоборот, существенных элементов действия вплоть до обязательной сцены, как это бывает в фильмах Антониони, Германа, представителей Берлинской школы;

Ризоматическое построение — особый тип композиции, который можно обозначить как «иллюзию хаоса». Ярко используется представителями французских Новой и Новой новой волн».

 

Как реагировать на сюжетные дыры?

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 17.

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 18.

 

Настя Березина

«В 20-е и 30-е годы частично от выхода на экран фильма с ошибками спасала практика предпремьерного показа. На основе впечатлений и замечаний зрителей режиссёр и монтажёры могли переделать картину или даже просто сократить её в несколько раз. Реакцию зрителя на ошибки и ляпы нельзя ни запрограммировать, ни предугадать. Наверное, если твой любимый режиссёр допустил маленькую оплошность, стоит просто улыбнуться. В профессиональном сообществе к неточностям в фильмах относятся с пониманием. Те, кто хоть раз в жизни побывал на съёмочной площадке, понимает, какую огромную роль играет человеческий фактор. Особенно, когда одна смена затягивается на 20 часов».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 19.

 

Всеволод Коршунов

«Многие зрители думают, что сюжетные дыры видны только им. Как правило, это не так: авторы видят гораздо больше швов и заплаток. Но часто приходится жертвовать частью ради целого. Например, сцена нужна, она многое проясняет, но ритм фильма ломается, действие провисает. В таком случае сюжетная дыра лучше, чем, допустим, затянутый финал или кособокая конструкция. Особое отношение к сюжетным дырам и в высокобюджетных фильмах-аттракционах, где сюжет становится тонкой прослойкой между зрелищными эпизодами. Сюжетная дыра — это, конечно, плохо, но зачастую меньшее из зол».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 20.

Сергей Акимов

режиссёр монтажа, создатель российского сообщества монтажёров

«Да нет никаких дыр сюжетных. Есть просто зритель, который смотрит всю эту дешёвую ерунду, и поэтому она существует на нашем ТВ и в кинозалах. Как только зрителю надоест смотреть сериал «Менты в законе-55», продукт сразу вырастет в качестве. Кстати, в этом году выйдет несколько сериалов, которые успели снять до кризиса, и они прекрасны! Зритель посмотрел дорогую «Оттепель» и захотел ещё чего-то качественного. Зритель, желай ещё хороших проектов, и мы тебя порадуем».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 21.

 

Василий Миловидов

«Главное в путешествии любого героя из точки А в точку Б заключается в самом движении и в результате, а не в правильности маршрута. К фильму «Интерстеллар» возникло столько претензий лишь потому, что Кристофер Нолан не смог в достаточной мере эмоционально зацепить зрителя, чтобы тот не обращал внимания на невразумительность происходящего. Более-менее идеальные блокбастеры «Парк Юрского периода» или «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» по большому счёту не менее нелогичны, чем условный фильм Майкла Бэя — во всех них во главе угла стоит движение героя вперёд. Почти в любом кино сюжетная логика приносится в жертву эмоциональной, и каким бы увлекательным ни было занятие по поиску сюжетных дыр, главное — насколько хорош фильм вокруг них».

   

Почему в кино появляются сюжетные дыры. Изображение № 22.

 

Наиля Гольман

кинокритик

«Крестовых походов злости по этой теме хватает, так что я бы, скорее, выступила в защиту нелепо построенных сюжетов. Нельзя считать фильм плохим только за то, что в нём не сходятся какие-то сюжетные линии — мысль вроде очевидная, но она не всем сразу приходит в голову. То есть, если целый департамент сценаристов, наводнивших прокат блокбастерами одной франшизы, не может красиво согласовать множеству героев одну общую вселенную — по-моему, злиться можно. Если фильм вроде «Интерстеллара» пытается объяснить все главные вещи в мире одним махом, при этом подчёркивая свою научную достоверность, но оставив под вопросом какие-то важные для развития истории технические детали, — тоже. Вообще, sci-fi — законная территория для разговоров о сюжетных дырах, на которой всегда будут вестись холивары, что закономерно и плодотворно.

Но сюжет в кино — не главное, это, к счастью, понятно более или менее каждому, кто видел в своей жизни несколько хороших фильмов. Соответственно, и сюжетные дыры — не всегда проблема. Если вы смотрите кино ради достоверной последовательности событий — идите пересмотрите «Детонатор» и попробуйте разобраться по таблице, посмотрим, сколько вы получите удовольствия. А если ради всего остального — то, возможно, вам, например, нравится один из лучших нуаров в истории под названием «The Big Sleep», который снял Говард Хоукс по роману Рэймонда Чандлера. Когда команда из трёх сценаристов (одним из них, кстати, был Фолкнер) работала над адаптацией этой книги, они столкнулись с тем, что в довольно сложной детективной интриге вообще непонятно, кто убил одного из второстепенных персонажей. Хоукс позвонил Чандлеру, чтобы узнать — а Чандлер ему ответил примерно следующее: «Слушай, я понятия не имею. Но ты придумай сам, если тебе это покоя не даёт». Я не хочу сказать, что мы должны отбросить логику и перестать искать смысл в любом сюжете, но это, по-моему, поучительная история».

фотографии via Okay YaramanogluDo-Hyun Kim

Рассказать друзьям
13 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются