Views Comments Previous Next Search
«Яндекс» против Google — Как это работает на Look At Me

Как это работает«Яндекс» против Google

В чём крупнейшая русская ИТ-компания обвиняет главного конкурента

На прошлой неделе по обвинению «Яндекса» Федеральная антимонопольная служба завела дело против Google. Обвинения связаны с операционной системой Android и тем, что, по словам «Яндекса», Google нечестно ведёт конкурентную борьбу. Look At Me разбирается, что произошло и к чему может привести расследование против Google.

 

Что произошло?

«Яндекс» против Google. Изображение № 2.

 

18 февраля «Яндекс» попросил Федеральную антимонопольную службу проверить, нарушает ли Google российское законодательство.

20 февраля ФАС подтвердила, что приняла запрос и возбудила дело в отношении Google по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Руководитель ФАС Игорь Артемьев при этом сказал, что ФАС «давно отслеживает эту ситуацию».

В «Яндекс» заявляют, что Google использует нечестные методы конкурентной борьбы в случае с операционной системой Android и продвижением сервисов Google Play, Google Maps, YouTube и других на мобильных устройствах. Если упрощать, «Яндекс» говорит, что у пользователя должен быть выбор, какие сервисы будут установлены на их устройствах по умолчанию, а Google, у которого поиск, карты, почта и другие сервисы привязаны к ОС Android, этот выбор ограничивает.

 

В чём именно обвиняют Google?

«Яндекс» против Google. Изображение № 3.

 

Google обвиняют в том, что в случае с Android компания использует нечестные методы конкурентной борьбы. По словам «Яндекса», Google запрещает устанавливать «по умолчанию» на первом экране приложения конкурирующих производителей. В прошлом году производители Android-смартфонов и планшетов Explay, Fly и Prestigio прекратили сотрудничество с «Яндексом»: по словам компании, под давлением Google.

Стоит разобраться, как именно устроена Android. Считается, что это открытая ОС — её может установить бесплатно на своё устройство любой производитель. На самом деле это лишь часть правды. Android можно условно разделить на две части: Android Open Source Platform, собственно базу операционной системы, — её действительно можно использовать как угодно. Но кроме неё есть Google Mobile Services — различные сервисы (Google Maps, Youtube, Gmail и так далее), магазин Google Play, API и части интерфейса. Это и делает Android интересной для производителей: все хотят телефон с предустановленными удобными сервисами. Но, для того чтобы их использовать, нужно подписывать договор с Google и, по слухам, платить большие деньги. Более того, GMS идут пакетом: то есть нельзя поставить себе на телефон только карты или почту, или только магазин Google Play — все сервисы нужно предустанавливать вместе.

«Яндекс» создали альтернативу GMS — свой магазин Yandex.Store, свои карты, свою почту и так далее и предложили нескольким компаниям с Android-устройствами (Explay, Fly и Prestigio) предустанавливать их в России вместо сервисов Google. По словам компании, Explay, Fly и Prestigio согласились — но Google надавил на них и сказал, что если те хотят отказаться от GMS в России, то им придётся отказываться от сервисов Google во всём мире. Explay, Fly и Prestigio прекратили сотрудничество с «Яндексом».

 

Какие есть аргументы у Google?

«Яндекс» против Google. Изображение № 4.

 

На первый взгляд кажется, что обвинения «Яндекса» резонны (давление на Explay, Fly и Prestigio предлагаем опустить — всё-таки у него нет никаких подтверждений) — они хотят, чтобы в Android был доступ в магазин Google Play (пользователям всё-таки надо где-то скачивать приложения), но при этом не требовалось устанавливать другие сервисы Google. В свою защиту Google может сказать, что никто не мешает компаниям выпускать телефоны на Android без Google Play, а, скажем, с Yandex.Store (используя AOSP) — а значит, то, чем они занимаются, монополией назвать никак нельзя.

«Яндекс» может заявить, что Play — необходимость для пользователей, поэтому вместе с ним нельзя заставлять их устанавливать карты, почту и всё остальное, но это будет означать, что Yandex.Store недостаточно хорош. Компания предлагает свои сервисы взамен сервисов Google, но не может убедить производителей предустанавливать их в России (если опустить предполагаемое давление на компании).

 

Впервые Google обвиняют в чём-то подобном?

«Яндекс» против Google. Изображение № 5.

 

Нет. Это первое  дело против Google в России (компания работает здесь с 2005 года), но в других странах антимонопольные обвинения против Google выдвигаются регулярно. Европарламент несколько лет занимался расследованием монополии Google — и это, к слову, публично поддерживал «Яндекс». Недавно Европейская комиссия проголосовала за то, чтобы отделить поисковик от остальных сервисов Google. В Европе основные обвинения в адрес Google были в первую очередь связаны с поиском и контекстной рекламой.

В США несколько лет назад тоже расследовали дела Google как поискового сайта и монополиста в контекстной рекламе, но никаких обвинений выдвинуто не было. Подобные истории происходят постоянно, но никаких ощутимых последствий нет.

 

Но это были обвинения Google как монополии в интернет-поиске. С Android особенная ситуация?

«Яндекс» против Google. Изображение № 6.

 

Тоже нет. Организация FairSearch выдвигала жалобу в Европе и заявляла, что тот факт, что Google бесплатно распространяет Android — нечестно с точки зрения конкуренции. Никто всерьёз это не воспринял, тем более что в FairSearch входят Microsoft, Nokia, Expedia, Tripadvisor и другие компании, которых в первую очередь объединяет ненависть к Google. Профессор права в Университете Мэриленд Джеймс Гриммельманн даже назвал эту жалобу «отвратительной».

20 февраля, в тот же день, когда ФАС завела дело против Google, в США Федеральный суд признал компанию невиновной по похожим обвинениям. Кроме того, летом сообщалось, что в Европе расследуют монополию Google на Android — но никакого продолжения у этого пока что не было. Впрочем, такие расследования могут занимать несколько лет. В общем, в нападках на поведение Google в случае с Android нет ничего нового.

 

Так кто прав, а кто виноват?

«Яндекс» против Google. Изображение № 7.

 

Никто. Точнее предлагаем вам поразмыслить над этим самостоятельно. Google действительно использует одну и ту же тактику в продвижении своих сервисов — создаёт бесплатную платформу, а потом продвигает через неё другие сервисы и зарабатывает на них деньги. Честно ли это с точки зрения конкуренции и мешает ли инновациям? «Яндекс» действительно проигрывает на мобильных платформах, но подстегнёт ли это компанию?

Должно ли государство вмешиваться в технологии, ведь в мире технологий любую успешную компанию при желании можно назвать монополией? Государства очень медленно реагируют на спорные дела в мире технологии. Скажем, в Европе долго разбирались с браузером Internet Explorer — подразумевалось, что Microsoft, поставляя его вместе с Windows, отказывает пользователям в возможности выбора (похожая с Android ситуация). В 2009 году Microsoft согласился предлагать экран выбора с 12 популярными браузерами. После этого начался бурный рост Chrome и падение Internet Explorer. Opera и Firefox (который тогда уже неплохо себя чувствовал и имел больше 20% пользователей) остались примерно на тех же позициях — так что можно предположить, что война браузеров разрешилась бы и без вмешательства государства.

фотографии via Shutterstock ( 1, 2, 3 )

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются