Как это работаетКто такие менторы и зачем они нужны
Как профессионалы делятся опытом в мире стартапов
Текст
Гриша Пророков
В последние годы стартаперы всё чаще находят себе менторов. Это более опытные советники, которые следят за развитием компаний и делятся опытом. Менторы популярны и в России: в «Сколково», скажем, менторство пытаются закрепить как институт, также ментора можно найти почти во всех российских стартап-акселераторах. Look At Me рассказывает, кто такие менторы и зачем они нужны.
Кто такие менторы?
В широком смысле — опытный и старший профессионал, который помогает человеку в карьере, даёт советы и смотрит на всё «со стороны». Некоторые люди ищут себе личных менторов — просто чтобы те помогли им, скажем, в работе.
Со стартапами всё примерно так же: на ранних этапах работы над стартапом основатель компании либо находит себе личного ментора, либо ментора для всего стартапа; тот же помогает конкретными советами или просто следит за развитием компании. Поскольку среди стартапов идея менторства — устоявшаяся, после разговора с опытным профессионалом можно часто услышать фразу: «Мне очень нравится ваша компания. Я хочу быть вашим ментором».
Что именно делают менторы?
Любой начинающий предприниматель не может точно знать, чего именно он не знает. Рид Хоффман, основатель LinkedIn, как-то сказал: «Основать стартап — это как скинуть себя со скалы и по пути вниз попытаться собрать самолёт». Ментор — это человек, который уже собирал такой самолёт; так что он помогает новичку это сделать.
Ментор бывает полезен, во-первых, как источник полезных связей; во-вторых, как человек, компетентный в той или иной сфере. Он поможет решить проблемы продажи и маркетинга. Скажем, у вас пробелы в знаниях, и вы не понимаете, как вывести тот или иной продукт на рынок. Или разобраться со структурой компании. Ментор может даже посоветовать, как изменить продукт, который вы делаете. Менторы работают по-разному: некоторые встречаются со своей компанией каждую неделю и постоянно находятся на связи, другие — раз в квартал (тогда и проверяют состояние дел).
Идея менторства, личного учителя, передающего опыт и помогающего разобраться в том или ином деле, существует с древних времён (вспомните античных учителей или мастеров и подмастерьев из Средних веков), в эпоху стартапов она просто приняла новую форму. Самое полезное — это даже не то, что со стартапами работают более опытные люди, а то, что они помогают посмотреть на всё со стороны, подносят к делу зеркало и отражают настоящее состояние дел.
Какие компании прибегали
к помощи менторов?
На самом деле — так или иначе почти все крупнейшие технологические компании. Скажем, Катерина Фейк из Flickr была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей Dropbox. Иногда менторские отношения бывают неформальными, но основатели крупных компаний всё равно вспоминают кого-нибудь в качестве учителей: скажем, когда умер Стив Джобс, Марк Цукерберг назвал его своим ментором.
И менторство правда имеет смысл?
Как ни удивительно — да. Недавно компания Endeavor провела обширное исследование стартапов в Нью-Йорке: они изучили тысячи стартапов, взяли интервью у нескольких сотен основателей компаний и пришли к выводу, что многие характеристики, которые считались ключевыми для стартапов (например, что компанию стоит основать, ещё учась в колледже), не такие уж и важные. Но вот что они обнаружили, так это то, что у 30% самых успешных компаний в Нью-Йорке за последние 10 лет так или иначе были менторы.
Как находят менторов?
Это самый сложный момент. С одной стороны, менторство — это уже формальный институт: есть известные предприниматели, которые целенаправленно тратят часть своего времени на то, чтобы передать опыт молодым, и называют себя менторами; есть целые компании и инициативы, направленные на то, чтобы свести менторов и стартаперов, во многих стартап-акселераторах (это компании, которые занимаются тем, что помогают стартапам с инвестированием, инфраструктурой и экспертной поддержкой); есть пулы менторов. С другой стороны, есть мнение, что встреча ментора и стартапа не должна происходить искусственно: лучше всего, если отношения предпринимателя и ментора развиваются естественно и постепенно, и лучше познакомиться с ментором в других обстоятельствах, на конференции или где-нибудь ещё.
Менторы получают деньги
за свою деятельность?
Напрямую, как зарплату — обычно нет. Многие менторы делятся опытом исключительно потому, что им это интересно и они хотят помогать бизнесу развиваться. Тем не менее успешные стартапы обычно находят способы их отблагодарить. Самый распространённый — это отдать ментору небольшую часть акций компании. Компании, которые уже добились определённого успеха к тому моменту, как они начали работать с ментором, иногда нанимают его в качестве non-executive director, неисполнительного директора, который получает небольшую зарплату, часть акций компании — и даже может принимать некоторые решения.
Что происходит с менторами
в России?
Поскольку стартапы в России так или иначе существуют по западной модели (что правильно: нужно сразу мыслить глобально), сама идея менторства у нас популярна и востребована. Скажем, в «Сколково» существует целая менторская программа, по которой больше сотни экспертов и предпринимателей готовы помогать стартапам. Все русские стартап-акселераторы так или иначе предлагают работу с менторами. Тем не менее менторство в России находится на ранних стадиях: считается, что у нас пока не очень хорошо понимают, как менторство вообще работает. Более того, есть мнение, что самим менторам для технологических компаний неоткуда взяться: у нас слишком мало людей, которые сделали свои успешные стартапы и достаточно долго находятся в индустрии.
фотографии via Shutterstock, Pedro Sanches, U-kon, Cindy Goulet
Комментарии
Подписаться