Views Comments Previous Next Search
New media art: Гид по самому современному искусству — MOVE-ON на Look At Me

MOVE-ON

New media art: Гид по самому современному искусству

Медиахудожник Анна Титовец рассказала, как использовать современные технологии для самовыражения

 

 
Новый спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON.
 

 

О себе . Что такое new media art? . Направления медиаискусства . Три главных навыка художника . 
Образование . Фестивали . Тенденции . Программы, которые используют медиахудожники . 
Мобильные приложения . Полезные ссылки . Портфолио

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 3.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 4.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 5.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 6.

О себе

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 7.

Plums Festival

 

 

В 2008 году в Москве не было фестивалей, которые бы объединяли аудиовизуальный перформанс с качественной электронной музыкой и выступлениями диджеев. По моим ощущениям, такой фестиваль был необходим. Вместе с художником, архитектором и участником группы «Роботы» Кириллом Маркушиным мы придумали синтетический формат — между выставкой и клубной вечеринкой — и начали искать площадку. Как раз в этот момент центр дизайна Artplay переезжал на новое место. Наши интересы совпали, мы получили место, а они засветили новую площадку с новым, технологичным и качественным мероприятием. Так появился фестиваль аудиовизуальных экспериментов Plums Festival, который каждый год проходит в Ночь музеев в центре дизайна Artplay. Я уже пять лет являюсь его куратором.

 

 

Первый фестиваль проходил почти в экстремальных условиях. Artplay тогда представлял из себя полуразрушенные ангары завода «Манометр». То крыло, где сейчас находятся БВШД и галерея Photohub, было полностью пустым. Бетон, железо, отовсюду торчат прутья, дыры в перекрытиях — это был такой жесткий индастриал. На первом Plums Fest, в частности, прошла премьера проекта Asymmetrique Answer Никиты Цымбала и Ани Абалихиной. Это был один из первых интерактивных данс-перформансов в России, который потом стал узнаваемым международным проектом.

 

Также в программе были аудиовизуальный данс-перформанс Monkey Production «Your Body Is a Mobile Phone», видеоарт-работы Кати Antishanti, Оли Кумегер и других русских художников, экспериментирующих с технологиями и цельным аудиовизуальным повествованием. На чиллаут-сцене выступала группа New Bazis, которая всю ночь обеспечивала «Перемещения во сне» с помощью слайдов, проекции и перформанса — при полном аншлаге.

 

 
В прошлом году я как куратор Plums Fest выиграла грант British Council для молодых предпринимателей в креативных индустриях и отправилась на бизнес-стажировку в Великобританию.
 

 

 

 


Пятый Plums Fest традиционно пройдет в День музеев, 18 мая, в Центре дизайна Artplay.


В этом году, помимо аудиовизуальных перформансов российских и европейских художников, виджей-сетов и выставки новых инсталляций и классических видеоработ, программа фестиваля включает три лекции по медиаискусству.

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 8.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 9.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 10.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 11.



Что такое new media art?

 

 

С терминологией в нашей сфере есть определенные сложности. В английском языке существует универсальное понятие visual artist.

 

 

 

 
И есть понятие new media artist — это visual artist, который производит визуальный контент при помощи современных технологий.
 

 

 

 

Я отношу себя именно к new media artists. По-русски нас обычно называют «медиахудожниками» — хотя это определение, на мой взгляд, не совсем точное, потому что оно опускает важное слово «new».

 

 

Понятие new media art не существует вне времени. Когда, в начале XX века, фотокамера из технического курьеза превратилась в удобный инструмент для художника, это тоже были новые медиа — того времени. В конце 1950-х годов художники Нам Джун Пайк, Вольф Фоштелл и Питер Кампус начали экспериментировать с видеокамерами, и долгое время критики относили этот new media art к сфере массовой культуры и не признавали в нем художественной составляющей.

 

Только когда в 1972 году куратор важнейшей выставки современного искусства Documenta решился включить в экспозицию видеоарт, видео начали воспринимать как искусство. New media art всегда с трудом воспринимается большими художественными институциями — это цикличный процесс, который повторяется каждый раз с появлением качественно новых технологий.

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 12.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 13.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 14.
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 15.

 

Направления медиаискусства


New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 30.



Три главных навыка художника

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 31.

Понимание законов
визуального восприятия

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 32.

Знание истории и стилей
в искусстве

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 33.

Четко выработанная
визуальная позиция

 

 

 

Универсального рецепта успеха не существует. Можно изучить все компьютерные программы и все равно не продвинуться дальше дизайнера, который будет делать возможно и красивые, но шаблонные проекты. И, наоборот, можно не уметь рисовать от руки, не знать историю искусств и плевать на общемировые тенденции, но при этом быть гениальным художником.

 

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 34.

 

Образование

 

 

 

Последние несколько лет мы наблюдаем бум негосударственных форм обучения в сфере современного искусства. При выборе места обучения нужно прежде всего понять, что вам больше интересно. Если вы хотите получить крепкий инструментарий, который потом можно будет использовать и на поле дизайна, и на поле искусства — идите в БВШД. Для этого у них есть двухлетний курс «Дизайн в интерактивной среде».

Если же вы хотите изучать историю искусств и глубже погрузиться в художественный контекст, лучше выбрать школу Родченко или Институт проблем современного искусства. Они довольно часто обмениваются преподавателями.

 

 

 

 
При выборе места обучения нужно прежде всего понять, что вам больше интересно.
 

 

Еще когда я оканчивала институт, Ольга Шишко проводила в Москве серьезные мероприятия, посвященные медиаискусству. В 1999 году она создала некоммерческую организацию MediaArtLab, которая ежегодно организует «Медиа Форум» в рамках Московского кинофестиваля (ММКФ). На форуме встречаются медиахудожники и теоретики из разных стран. Недавно в рамках MediaArtLab открылась школа в Манеже — курс 2013–2014 носит название «Визуальный эксперимент». MediaArtLab обладает обширным архивом медиаискусства (начиная с пионеров движения), который скоро будет доступен всем желающим в форме открытой медиатеки, также в стенах Манежа.

 

В прошлом году в ММСИ открылся курс «Лаборатория Медиа-Перформанса», одним из кураторов которого является Patrick K-H, медиахудожник и перформер.

Единственный в своем роде образовательный онлайн-ресурс — Аудиовизуальная академия. Здесь регулярно появляются видеоуроки и лекции по прикладным направлениям.

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 35.

 

 

«Теории и практики» анонсируют все образовательные события, ГЦСИ на регулярной основе устраивает встречи с критиками и художниками, причем не только в Москве. Другое дело, что никогда не знаешь заранее, насколько полезной будет та или иная лекция. Совсем не факт, что хороший художник окажется еще и хорошим лектором.

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 36.

 

Фестивали

 

 

 
Мой самый главный совет — посещайте фестивали медиаискусства. Один качественный фестиваль может дать больше полезных знаний, чем целый курс обучения.
 

 

 

 

Фестивали позволяют глубже понять тенденции и узнать о новых инструментах, которые появились в медиаискусстве. Создается уникальное поле коммуникации, в котором ты можешь отыскать интересующего тебя художника, даже с мировым именем, и запросто с ним пообщаться — в том числе по поводу использования техники, софта и прочих нюансов. В отличие от московской тусовки, зарубежные художники и теоретики очень открыты к коммуникации. Открытость — очень важный момент, который работает на пользу продуктивности. Правило, которое всегда работает в комьюнити — чем больше ты делишься информацией, тем больше ее получаешь взамен.

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 37. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 38. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 39.

Ars Electronica

Documenta

transmediale

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 40. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 41. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 42.

Elektra

NODE

Resonate

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 43. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 44. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 45. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 46.

Mapping Festival

FutureEverything

File

Live Performance Meeting

 

 

Многие фестивали имеют программы воркшопов и лекций, и наш Plums Festival в этом смысле не исключение. В этом году в рамках Plums Fest будут проходить воркшопы по программному обеспечению для художников, которые работают с генеративным искусством, прототипированием и интерактивом в разных его проявлениях.

Я почти каждую неделю получаю письма от заграничных художников, которые хотят участвовать в Plums Festival. При этом за все время мне пришло всего несколько писем от русских художников. У нас не очень развита практика аппликаций — подачи заявок на фестиваль. Для иностранных художников это часть их ежедневной рутины. Они готовят проект, затем составляют Application Form и рассылают ее по всем фестивалям, которые их интересуют. Я очень советую всем брать с них пример.

 

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 47.

 

 

 

 

Мы живем в эпоху междисциплинарности. Это вечный спор — стоит ли развивать свои способности в узком направлении или же быть более или менее универсальным. Лично я — за междисциплинарность, потому что она позволяет находить новые неожиданные ходы мысли и раздвигать рамки.

Идет движение от эфемерности видео и световых потоков к объектности, твердым формам. В частности, набирает популярность кинетический арт — это грубая механика, электроника, моторы. Например, очень известная команда Chunky Move внедрила в свою последнюю постановку Connected кинетические структуры.

Если говорить о конкретной технике, то одна из тенденций — это полнокупольные проекции, которые накрывают мир. Я ожидаю, что в ближайшие полгода и в России это начнет активно выплескиваться в виде проектов.

Софт становится интуитивно понятным. Программные приложения стали общедоступными и сильно ушли вперед с точки зрения возможностей. При этом все больше профессиональных художников становятся программистами. Художник, который сам пишет программу, может выйти за рамки стандартного функционала и создавать кастомизированные вещи.

 

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 48.

 

 

Программы, которые используют медиахудожники



 

 

 

 

«Мы живем в эпоху мультимедиа. Уметь рисовать больше не обязательно. Сегодня карандаши художника — это компьютерная мышь и программные среды». — Мемо Актен, художник

 

 

 

 

Пакет графических программ, работающих с растром и вектором:

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 49. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 50. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 51.

Photoshop

Illustrator

InDesign

Пакет программ для создания видеографики. Для 2D это

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 52. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 53. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 54.

Adobe Premiere

Final Cut Pro

Adobe After Effects

 

 

Для 3D вариантов гораздо больше

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 55. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 56. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 57. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 58.

CINEMA 4D

3ds Max

Maya

Houdini

Пакет программ для работы с видеографикой в реальном времени. Среди самых популярных и многофункциональных программных сред такого рода можно выделить

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 59. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 60. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 61.

vvvv

TouchDesigner

Max/MSP

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 62. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 63. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 64.

Processing

Quartz Composer

openFrameworks

Особняком стоит блок виджейских программ, которые не генерируют графику в реальном времени, а просто обрабатывают загруженный контент — накладывают эффекты, смешивают слои и даже создают простой интерактив:

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 65. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 66. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 67. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 68. New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 69.
Resolume Modul8   Madmapper VDMX
  приложение для
видеомэппинга
 

 

 
Совершенно не обязательно изучать все эти программы — существует распространенная практика, когда художник придумывает идею, а осуществляют ее наемные исполнители. Важнее, чтобы художник понимал логику создания визуального материала и, хотя бы умозрительно, знал, на что способно то или иное программное обеспечение.
 

 

 

Мобильные приложения



New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 70.   New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 71.   New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 72.
Tagtool
 
Airbeam
 
COLORCODE VJ

iPad-приложение, которое обладает большим потенциалом для визуальных перформансов, публичных интервенций и просто фана с друзьями. Приложение позволяет создавать анимацию в реальном времени и посылать сигнал с iPad на проектор или экран. В одной сессии может одновременно участвовать несколько человек.

 

Полезное мобильное приложение, которое позволяет удаленно управлять и просматривать аудио-/видеопоток с другого iOS-девайса, оснащенного камерой. Важный момент, крайне полезный для медиахудожников, — в приложение встроена поддержка программы Syphon.

 

Наиболее серьезное на данный момент виджей-приложение для iPad.  

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 73.
Lemur

Симулятор MIDI-контроллера.

  New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 74.
Computer Art: Visualator

Позволяет создавать модные картинки парой движений пальцев.

 
New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 75.
Penultimate
  New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 76.
Adobe Ideas

Простые в использовании и удобные приложения для скетчинга и зарисовок.

 

 

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 77.

 

 

Rhizome ArtBase

Ресурс появился в 1996 году в виде локальной email-рассылки для художников и исследователей, занимающихся медиаискусством. Со временем Rhizome превратился в арт-институцию со своими выставками, исследованиями, коллекцией работ и стипендиальным фондом. Must follow.

 
We Make Money Not Art

Блог художницы Регины Дебатти. Один из первых прецедентов, когда частный блог по медиаискусству получил официальное признание профессионалов. Ежедневно пополняется множеством материалов и полезных ссылок. Особого внимания заслуживает постоянная рубрика «Художники в лабораториях». 

Neural

Сайт стал продолжением печатного издания Neural (которое в 2008 году прекратило свое существование). Основные направления — хактивизм, нет-арт, саунд-арт. 

 
Create Digital

Сайт посвящен электронной музыке, но также будет полезен художникам, работающим в сфере аудиовизуального перформанса и саунд-арта.

Creative Applications Network

Молодой ресурс, который занял активную и авторитетную позицию в мире цифрового искусства и неустанно поставляет новости, статьи и исследования. Особенно интересны материалы, посвященные новым инструментам в софте и харде. Главный редактор ресурса Филип Бизли — основатель и директор фестиваля Resonate.

 
Inspirationfeed
Design You Trust
Motionographer
Who Killed Bambi?

Блоги-инспираторы с интересными кейсами в дизайне и медиаискусстве.



New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 78.



Портфолио

 

 

Коммерческие работы



Все современные медиахудожники, даже те, которые выставляются в Tate Modern и Центре Помпиду, работают в том числе на поле развлечений. То есть выполняют коммерческие заказы, которые нельзя назвать искусством в чистом виде. В России заказчиков можно найти повсюду, начиная от районных магазинов и заканчивая Администрацией Президента. Самое главное — воспитывать у заказчиков вкус и интерес к новым медиа.

New media art: Гид по самому современному искусству. Изображение № 80.

 

 




Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются