Views Comments Previous Next Search
Охотники за трендами: 
Как работают байеры — MOVE-ON на Look At Me

MOVE-ON

Охотники за трендами:
Как работают байеры

Байер платформы ITEMS о тех, кто знает, что будет модно завтра

   
Спецпроект MOVE-ON посвящен активному движению к намеченной цели. Герои проекта рассказывают, как овладеть самыми актуальными профессиями и продолжить развитие в выбранной области. Не останавливаться и фокусироваться на главном поможет энергетический напиток E-ON.
   
     

Охотники за трендами: 
Как работают байеры. Изображение № 1.

 


Байеры — распорядители моды и контролеры трендов. Они могут одеть весь город в вещи независимого бренда и утопить зарвавшегося мэтра моды в прошлогоднем стоке. Как научиться профессии, которой нигде не учат, и угадать завтрашние модные тенденции, рассказала Марина Николаевна, байер платформы ITEMS, представляющей в России такие бренды как JNBY, Jeffrey Campbell, Wood Wood, Minimarket и P.A.M.

 
О себе

Я училась на факультете информационных технологий и медиадизайна Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. На третьем курсе я уже работала графическим дизайнером и арт-директором в Петербурге — строила карьеру многофункционального дизайнера. Покорение Москвы никогда не входило в мои планы, но от судьбы не уйдешь. На пятом курсе я в любовном дурмане сорвалась с места и переехала в столицу.

Потом у меня был долгий перерыв в работе, пока не появилась острая потребность в самореализации, плюс нужно было зарабатывать на жизнь. Я начала искать вакансии по специальности, хотя уже тогда понимала, что работа в дизайне погубит мое внутреннее «я». Как это часто бывает, в критический момент раздался телефонный звонок — меня пригласили на собеседование в многообещающий мультибрендовый магазин Mood Swings Apartment Store.

Открытой оказалась только вакансия продавца-консультанта, но я все равно решила попробовать себя, хоть это решение далось мне непросто. Поработав в этой должности всего месяц, я стала пиар-менеджером, а позже пиар-директором. Дальше были два года непрерывной работы в окружении прекрасных марок: А.F.Vandevorst, Bernhard Willhelm, Bless, Cacharel, Comme des Garçons. В то время мои занятия были никак не связаны с отбором и заказом одежды.

После Mood Swings я пришла на должность пиар-менеджера, или, точнее, человека-оркестра, в российское представительство JNBY. Я уже тогда горячо любила этот бренд и была его постоянным покупателем. В какой-то момент все перестало ограничиваться одним брендом. К JNBY присоединились такие марки как Jeffrey Campbell, ZDAR, Melissa, Mel, Mouse JI, Wood Wood, плюс два этажа аксессуаров в универмаге «Цветной» (а это около 80 дизайнеров). Именно этот момент стал точкой отсчета для компании ITEMS, где я работаю.

Сейчас я принимаю участие в работе всех корнеров, которыми объединение ITEMS заведует в «Цветном» — занимаюсь подбором дизайнеров и брендов и закупками для второго и третьего этажа, помогаю с отбором коллекций.

Начало

Главное — это желание и стремление, как бы наивно это ни звучало. Насколько мне известно, профессии байера не учат нигде в мире, но есть много смежных дисциплин, освоение которых может помочь в дальнейшей работе.

Огромный плюс — это художественное образование. Обучение рисунку и живописи в полной мере прививает такие нужные для байера навыки, как восприятие цвета, чувство композиции и гармонии. Лично я очень благодарна моей маме за 11 лет художественной школы.

Занятие байера — как музыка, требует врожденного «слуха», профессиональной интуиции. Наверное, можно довести процесс закупок до автоматизма, если долго и упорно работать, досконально отслеживать отчеты о продажах, статистику. Но все же основную роль играют увлеченность и заинтересованность делом, интерес к поиску новых, свежих имен и брендов — и этому не научит никто.

Практику и стажировку можно пройти почти в любом месте. Выбирайте компанию по душе и действуйте, только обязательно подготовьте достойную речь о том, почему вы решили заняться именно этим делом именно в этом месте. Даже для начинающего байера важно уметь убеждать и аргументировать свою позицию.

Я уверена, что очень многие офлайн- и онлайн-магазины готовы взять на воспитание стажера — за ITEMS могу сказать точно! Насколько мне известно, журналы тоже часто предлагают стажировки. Все зависит от вашего желания — за последние пару лет я ни разу не слышала от коллег, чтобы их штат был укомплектован полностью и они не искали молодых, полных желания работать людей. Вопрос кадров в нашей индустрии всегда стоит очень и очень остро.

Советы начинающим

Мой главный совет — не бойтесь проявлять инициативу и будьте открыты миру. Важно перестать бояться многих вещей: начинать с нуля или с крошечной зарплаты, задавать глупые вопросы. Слушайте и прислушивайтесь к тому, что вам говорят опытные коллеги. Каждый, кто работает в индустрии моды, начинал так же, как вы.

Для байера очень важна любознательность. Изучайте составы тканей и их свойства, обратите внимание на историю искусств, просматривайте модные блоги, ходите в музеи, путешествуйте — окружите себя красотой.

Изучайте индустрию. Работа байера не ограничивается просмотром новых коллекций на неделях моды — на его плечах лежит ответственность за весь путь вещи от дизайнера до полки в магазине. Нужно выстроить отношения с дизайнером, добиться наиболее выгодных условий, разработать правильную подачу и позиционирование коллекции или бренда.

Имейте собственную точку зрения, но не зацикливайтесь на ней, учитесь находить компромисс — это всегда поможет в работе.

Трудности есть в любой работе. Я стараюсь не зацикливаться на них, а просто идти вперед, воспринимая трудности как сигнал к действию.

Как работает байер

Байер работает постоянно, не по расписанию. Мне повезло: моя работа не рутинна, я занимаюсь заказами не только обуви, но и одежды, аксессуаров.

Когда я нахожу то, чем мне хочется поделиться с людьми, я досконально изучаю вещи, от состава до цены и связываюсь с дизайнером (чаще всего просто по электронной почте). Это может быть и некоммерческая коллекция — я всегда за поддержку и помощь начинающим. Главное, чтобы бренд был живым и имел характер. Если вы планируете длительные отношения с брендом, стоит обратить внимание на его историю, предыдущие коллекции.

Мой основной критерий в выборе вещей — это качество. Точно предугадать спрос почти невозможно. Но все и всегда любят добротные вещи, так что это пункт номер один. Также помогут анализ продаж и собственное чутье. Вещи, которые мне понравились, я заказываю в первую очередь, потому что не хочу встретить клона на улице.

Тенденции

В Москве до сих пор не перестали наряжаться — конечно, во всем мире к одежде относятся спокойнее, если только это не прием у королевы. При этом российские покупатели стали меньше зацикливаться на брендах, прижилось понятие «винтаж» — оно больше не режет слух и не ассоциируется со старыми заношенными вещами.

Будьте разносторонним человеком — прислушивайтесь к себе и не злоупотребляйте журналами и блогами, а если очень хочется, больше обращайтесь к изданиям на отстраненные темы. Я не хожу на показы в Москве, за исключением Nina Donis и еще нескольких дизайнеров. Я люблю выставки, но в основном работаю в интернете, а новые имена ищу в тонне каталогов, которые привозит мой друг и коллега Денис Ерхов. У западных дизайнеров, в отличие от русских, очень цельное понимание стиля компании, и любые промоматериалы могут вызвать восторг — каталоги зачастую выглядят не хуже модных журналов.

5 брендов, которых не хватает в Москве

Я бы хотела видеть Muji и полноценный Comme des Garçons, а из масс-маркета Weekday, American Apparel и Supreme.

Рассказать друзьям
7 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются