Views Comments Previous Next Search
Как учиться в кризис — Лайфхаки-2015 на Look At Me

Лайфхаки-2015Как учиться в кризис

Почему каждый должен заниматься самообразованием

Первые шаги на пути самообразования сопровождают много неловких вопросов. С чего начать? Где найти время? Как сделать так, чтобы новые знания не вылетели из головы? Look At Me собрал 10 советов, которые помогут тем, кто познаёт мир самостоятельно, чувствовать себя увереннее на этом благородном пути.

 

Проявляйте любопытство

Как учиться в кризис. Изображение № 2.

 

Базовый навык для самообразования заложен в нас природой. Это любопытство. Не стоит его стесняться, и даже наоборот: задавайте как можно больше вопросов. Они помогут сориентироваться в том, какая область знаний вам действительно интересна. Дизайнер-самоучка Тобиас ван Шнайдер, который работал с Red Bull, BMW и Ralph Lauren, говорит об инстинктах, которые заставляли его разбирать приборы, чтобы понять их устройство. Но весь мир нельзя познать интуитивно. Узнавайте больше о вещах, о которых вы ничего не знаете. Для этого вам придётся выйти из зоны комфорта. Определите, о чём вы читаете больше всего (а значит, и лучше знаете эту тему), и на какое-то время перейдите в другую область знаний. Ведите себя как исследователь, который составляет карту неизвестной местности. Ему нужно постоянно преодолевать себя, чтобы отправиться в ещё не открытую зону. Также и самообразование — это испытание с постоянным преодолением барьеров.

 

Научитесь мыслить критически

Как учиться в кризис. Изображение № 3.

 

Любопытство заставляет нас задавать вопросы, но мы не должны удовлетворяться полученными ответами. Истина не универсальна, а значит, сомневаться можно во всём, — и это прекрасный способ подтолкнуть себя вперёд на дороге познания. Всегда ищите слабые места в теориях, о которых вы узнали. Спрашивайте себя: кому может быть выгодно представлять факты таким образом, насколько надёжен источник, где ошибка может быть замаскирована тоном, которым выражают нечто очевидное. Критически нужно относиться не только к постороннему знанию, но и к собственным взглядам. Освободившись от предубеждений, вы уберёте препятствия на пути познания и сделаете самообразование более полным.

 

Превратите познание в привычку

Как учиться в кризис. Изображение № 4.

 

Если вы хотите заняться самообразованием всерьёз, то это не должны быть всплески интеллектуальной активности после нескольких недель затишья. Образование должно стать неотъемлемой частью вашей жизни, ежедневным занятием, которое принимает разные формы. Например, никогда не делайте перерывов после того, как закончили читать книгу. Если вы не будете допускать таких разрывов, то вскоре поймёте, что не можете представить себе, как они вообще могут образоваться. Чтобы выработать привычку, надо устанавливать себе цели: допустим, читать 50 страниц текста в день. Необязательно читать всё за один раз: можно делать это дозированно — по 25 страниц утром и вечером, — и тогда сложность задачи не вызовет отторжения. Необязательно даже выполнять норму. Исследования показывают: чтобы начать вырабатывать привычку, достаточно преодолеть входной барьер.

 

Правильно ставьте цели

Как учиться в кризис. Изображение № 5.

 

Во-первых, цели должны быть максимально конкретными. Даже «выучить французский язык» — это слишком общая задача. Её стоит сформулировать, например, так: «общаться на французском языке с носителями на бытовые темы». Так вам будет легче создать план, по которому вы будете учиться, и следить за прогрессом. Во-вторых, не ставьте перед собой невыполнимых задач. Когда вы смотрите на список дел, связанных с самообразованием, вы не должны содрогаться от ужаса. Конкретные задачи должны вписываться в ваш график: установите количество глав, которые нужно прочитать за день, когда вы менее загружены по работе, чем обычно, и устраивайте себе выходные. Но небольшие шаги не должны означать стагнацию. Бихевиорист Дин Андерсон утверждает, что «небольшие, но направленные в сторону развития шаги необходимы для достижения долгосрочных целей. Но ваши цели должны выходить за пределы того когнитивного пространства, в котором вы уже находитесь. Иначе вам станет скучно, и вы быстро покинете игру».

 

Подводите промежуточные итоги

Как учиться в кризис. Изображение № 6.

 

Ведите себя так, чтобы ваша работа над собой была заметна. И необязательно для других: в первую очередь нужно обращать внимание на то, каким вы видите себя. Дело не только в похвале, которую вы получаете от самого себя, но и в том, что вы должны ощущать, как познание формируется материально. Попробуйте писать небольшие тексты о вещах, которые вы недавно узнали. Это поможет установить взаимосвязи между разными идеями, понять уровень вашего восприятия темы, найти слабые места. Просматривайте конспекты, которые вы сделали по другим темам. Ищите точки соприкосновения между ними, чтобы систематизировать знания. Если вас по итогам обучения посетила мысль, которая соединяет в себе пройденный материал с актуальными событиями, попробуйте интерпретировать их с помощью новых знаний. А для эффективной обратной связи можно поделиться мыслью с кем-то ещё.

 

Окружайте себя правильными людьми

Как учиться в кризис. Изображение № 7.

 

Самообразование может быть таким же коллективным процессом, как и обычное обучение в школе или университете. Общайтесь с людьми, которые активно разделяют ваши интересы. Если вы прочитали сложную книгу, но вам её не с кем обсудить, то возможно, всё было напрасно, и знания, которые вы получили, быстро улетучатся из головы. Чтобы этого не произошло, вам стоит хотя бы поговорить со знакомым о том, что вы узнали. Конечно, лучше, чтобы он понимал, о чём вы говорите: тогда он может выступить не только как слушатель, но и как оппонент или даже учитель. Старайтесь общаться с людьми, чьи способности и знания вы уважаете. Возможность обсудить новую для вас тему заставит по-другому к ней относиться: это будет хорошим поводом для поиска слабых мест в изучаемых теориях и собственных знаниях. А то, что вам расскажут друзья, может скорректировать маршрут вашего интеллектуального приключения и направить в новые для вас области знания.

 

Предпочитайте книги интернету

Как учиться в кризис. Изображение № 8.

 

Да, интернет открывает нам доступ к изобилию информации, но всё-таки самые необходимые вам знания, скорее всего, хранятся в книгах. Печатные книги и статьи в интернете и создаются, и воспринимаются по-разному. Эксперт сайта Lifehack.org Брайан Армстронг пишет: «Книга — это удивительно мощная вещь, потому что она даёт вам точку опоры. Автор мог провести годы за изучением своей темы, чтением написанной до него литературы, упрощением сложных теорий. Годы его труда сжимаются в книгу из 200 страниц — и все эти знания обходятся вам в 10 долларов». При этом степень сжатия материала в книге, по сравнению с интернетом, более щадящая, что позволит глубже проникнуть в тему. Книги позволяют лучше сосредоточиться на предмете: несколько часов размышлений на одну и ту же тему помогут лучше её усвоить.

 

Избавьтесь от мышления отличника или двоечника

Как учиться в кризис. Изображение № 9.

 

Заниматься самообразованием бывает сложно людям, которые или очень хорошо, или очень плохо учились до этого. Это связано с тем, что понятия успеха и неудачи в их сознании крепко связываются с учёбой. Бывшие двоечники разочаровываются как в образовании, так и в себе. Низкая оценка их способностей со стороны образовательных «авторитетов» приводит к тому, что они всегда ожидают провала — и больше не пытаются что-то исправить. В итоге это ощущение распространяется по принципу экстраполяции с обычного образования на хобби. Избавиться от комплекса двоечника можно только своими силами: нужно понять, что вы воспринимаете проблему преувеличенно, и осознать, что у каждого есть как слабые, так и сильные стороны — в том числе в вопросах познания.

 

Люди с комплексом отличника часто оказываются в более трудном положении. Для них учёба неотделима от результата в виде похвалы. В итоге целью образования становится не знание как таковое, а общественное признание. Но хорошие отметки — это не оценка способностей. «Пятёрка» выражает, насколько ваша работа совпадает с ожиданиями учителя. Чтобы избавиться от комплекса отличника и искренне погрузиться в самообразование, стоит не только понять, что понятие «оценки» искусственно. Нужно избавиться от ощущения иерархии, которую эти оценки создают. Стоит осознать равенство всех людей на пути познания мира, которое они осуществляют разными средствами. Это поможет смириться с собственными неудачами и лучше понять цели самообразования.

 

Обращайте внимание
на все типы познания

Как учиться в кризис. Изображение № 10.

 

Можно выделить три модели познания: нишевое познание, развитие навыков, общее образование. Нишевое познание — это когда вы получаете информацию на очень конкретную тему, к которой проявляете интерес, много читая о ней. Именно этот тип познания сделает из вас эксперта. Развитие навыков — это обучение, которое нацелено на практические результаты. Оно вполне может сосуществовать с экспертным знанием, более того — это отличное дополнение к нему. Но оно подразумевает активное, практичное поведение. Наконец, общее образование — это тот тип познания, который используется в школьных программах. Он подразумевает увеличение знаний вширь, а не вглубь. При этом оно помогает и экспертному знанию, потому что помогает по-новому смотреть на привычные проблемы и находить слабые места в восприятии теорий или их структуре.

 

Знание должно быть применимо

Как учиться в кризис. Изображение № 11.

 

Философ-стоик Эпиктет в трактате «В чём наше благо?» писал: «Чтение книжки не есть дело, а приготовление к делу. Когда представляется случай делом помочь человеку, то следует, не задумываясь, отложить чтение даже самой хорошей и полезной книги. Ведь такие книги только для того и пишутся, чтобы приготовлять читателя к добрым и полезным делам». Мы получаем образование, чтобы не просто занять свободное время, оно помогает нам менять мир в том направлении, в котором мы хотим. Пусть это будет только изменение вашего собственного восприятия — это всё равно результат, который делает мир другим и, может быть, более совершенным. Философ Жак Рансьер утверждает, что зритель в театре не может быть пассивным, потому что даже мысленная интерпретация того, что происходит на сцене, — это активное действие. Это же относится и к образованию. Имейте в виду, что любое ваше действие бесповоротно изменяет окружающий мир, а потому те знания, которые вы получили, занимаясь самообразованием, стоит применять, чтобы делать реальность лучше.

фотографии via mapsof50K Studio, Shutterstock ( 1, 2), Panayiotis Armenis/FlickrOpen City/FlickrCyberslayer/Flickrjaak k/FlickrRichard Landfried/Flickr

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются