
ИнтервьюСоосновательница Coursera об образовании будущего
«Когда я была тинейджером, электронные письма писали друг другу только ученые»

Текст
 24 июня в центре Digital October состоялась встреча с Дафной Коллер — профессором Стэнфорда и соосновательницей образовательной онлайн-платформы Coursera, которая позволяет бесплатно изучать в интернете лучшие курсы крупных университетов со всего мира. Коллер и Эндрю Энг, тоже стэнфордский профессор, создали Coursera в начале 2012 года. За год на онлайн-курсы записалось почти 4 миллиона человек, а в разных странах появились сообщества фанатов платформы, которые называют себя courserians. Look At Me поговорил с Дафной Коллер о том, какими навыками должен обладать современный человек и как должно измениться образование под влиянием новых технологий.
24 июня в центре Digital October состоялась встреча с Дафной Коллер — профессором Стэнфорда и соосновательницей образовательной онлайн-платформы Coursera, которая позволяет бесплатно изучать в интернете лучшие курсы крупных университетов со всего мира. Коллер и Эндрю Энг, тоже стэнфордский профессор, создали Coursera в начале 2012 года. За год на онлайн-курсы записалось почти 4 миллиона человек, а в разных странах появились сообщества фанатов платформы, которые называют себя courserians. Look At Me поговорил с Дафной Коллер о том, какими навыками должен обладать современный человек и как должно измениться образование под влиянием новых технологий.

Дафна Коллер
соосновательница Coursera
 Как изменилась ваша жизнь благодаря успеху Coursera? Думаю, сейчас всё не так, как когда вы преподавали в Стэнфорде...
Как изменилась ваша жизнь благодаря успеху Coursera? Думаю, сейчас всё не так, как когда вы преподавали в Стэнфорде...
Весь прошлый год я чувствовала себя, как главный герой фильма «Быть Джоном Малковичем». Ясно, что это не моя жизнь, но всё это довольно интересно, так что я просто плыву по течению.
 Как вам кажется, почему профессионалы из технологической сферы становятся знаменитостями?
Как вам кажется, почему профессионалы из технологической сферы становятся знаменитостями?
Технологии меняют наши привычки — вы держите свой телефон, даже когда говорите со мной. Почти всё, что мы делаем в повседневной жизни, зависит от технологий. Даже люди, которые занимаются бегом, выходят на тренировку с пульсометрами и другими электронными штуками.
Сейчас у нас есть такие сложные и хорошо продуманные технологии, что люди хотят найти им применение, интегрировать их в повседневную жизнь, чтобы сделать её удобнее. Это неудивительно: я помню, можно было добыть информацию до появления Google, я даже помню мир до появления электронной почты. Когда я была тинейджером, эта технология появилась, но электронные письма писали друг другу ученые.

Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг 
не окончили университет. Их пример убеждает нас, что важна учеба, а не диплом


 Многие люди, не имеющие технического образования, сейчас учатся программировать. Как вы думаете, является ли этот навык необходимым для всех в наше время?
Многие люди, не имеющие технического образования, сейчас учатся программировать. Как вы думаете, является ли этот навык необходимым для всех в наше время?
Действительно, недостаточное количество людей умеют программировать, и мне кажется, что это умение в сочетании со знаниями в других областях может помочь найти по-настоящему интересную работу. Тем не менее, я не считаю, что все должны уметь программировать. Все должны понимать, как можно решить ту или иную проблему с помощью компьютеров, потому что всё ещё существует какая-то неподвижность мышления.
 Дафна Коллер на конференции TED
Дафна Коллер на конференции TED
Есть несколько мыслительных парадигм, которые важны и очень недооценены в современной системе образования. Во-первых, это «компьютерное мышление», которое нужно, даже если вы никогда не будете программировать. Во-вторых, это теория вероятности и статистика. Из-за незнания теории вероятности люди очень часто совершают глупые поступки и принимают необоснованные решения. Приведём очень драматический пример: кто-то сдает анализ на СПИД и получает положительный результат. Начинается паника: известно, что этот тест определяет наличие болезни с вероятностью 90%, и человек думает, что он, скорее всего, болен. Это не так, потому что он не принял во внимание, с какой вероятностью у него может быть этот вирус, возможность заболевания — это продукт двух чисел, вероятности заболеть и точности теста.
 Вы часто говорите, что Coursera даёт возможность людям в Африке и в Индии получить образование и найти работу, но сертификаты Coursera принимаются пока только в некоторых американских университетах и компаниях.
Вы часто говорите, что Coursera даёт возможность людям в Африке и в Индии получить образование и найти работу, но сертификаты Coursera принимаются пока только в некоторых американских университетах и компаниях.
Если мы говорим о таких местах, как Африка и Индия, то там самая большая проблема заключается во вместимости учебных заведений — они не могут принять всех желающих. Там речь не идет о лучших университетах: тебе повезло, если тебе досталось место в обычной школе. Чтобы построить новые университеты, нужны огромные деньги, и, что самое важное, — профессионалы, которые могут преподавать в этих университетах. Так что технологии и платформы вроде Coursera могут помочь уже существующим университетам увеличить число студентов.
Самое главное — это новые знания. Люди в Африке и в Индии, возможно, не получат дипломы лучших университетов, но благодаря доступным курсам они могут что-то изменить или изобрести что-то новое. Билл Гейтс, Стив Джобс и Марк Цукерберг не окончили университет, и, хотя большинство из нас не так талантливы, как эти люди, их пример убеждает нас, что важна учеба, а не диплом.
 Сейчас, когда Coursera стала популярной образовательной платформой, какие цели вы ставите перед собой?
Сейчас, когда Coursera стала популярной образовательной платформой, какие цели вы ставите перед собой?
Возможно, научить чему угодно кого угодно — это звучит слишком амбициозно, но, по крайней мере, мы постараемся расширить количество курсов и дисциплин. Во-вторых, я надеюсь, что Coursera поможет постепенно изменить систему образования: мне хочется, чтобы студенты меньше времени тратили на лекции, которые можно посмотреть и в интернете, и больше обсуждали действительно сложные проблемы. Кроме того, наша платформа позволяет собирать данные о поведении студентов: о том, когда они останавливают видео лекций, как долго они отвечают на тот или иной вопрос теста и т. д. Так что проанализировав эти данные, мы можем усовершенствовать наши педагогические методики и создать более совершенные программы, которые помогут большему количеству людей усвоить знания.
Daphne Koller/stanford.edu
Фотография: TED Conference/flickr.com

Комментарии
Подписаться