Физики создали новую форму материи, похожую на световой меч

Группа учёных под руководством профессора физики Михаила Лукина из Гарварда и профессора физики Владана Вулетича из Массачусетского технологического института (MIT) меняет общепринятую точку зрения о свете.

Учёным удалось связать фотоны (элементарные частицы электромагнитного излучения, в узком смысле — света) в форму молекулы — состояние материи прежде бывшее только в чистой теории. Этот эффект называется блокада Ридберга, а работа исследователей описана в статье журнала Nature.

Открытие поднимает общепринятое противоречие, лежащее в основе природы света. «Фотоны уже давно считались безмассовыми частицами, которые не взаимодействуют друг с другом — ведь сияние двух лучей лазера просто проходит сквозь друг друга», — цитирует слова Лукина «Хабрахабр».

«Фотонные молекулы», тем не менее, ведут себя не вполне как традиционные лазеры, а в большей степени как световые мечи из «Звёздных войн». Физика того, что происходит в этих молекулах, действительно похожа на то, что мы видим в кино. Однако, как добавляет Лукин, не стоит проводить прямую аналогию со световыми мечами: «Когда эти фотоны взаимодействуют друг с другом, они отталкиваются и отражают друг друга».

Хотя физики экспериментировали с этим эффектом, по их словам, just for fun, для него возможно и практическое применение, например, при конструировании квантового компьютера.