Views Comments Previous Next Search
Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы — Кем стать на Look At Me

Кем статьТворческий менеджмент:
зачем нужны кураторы

Что делают люди, окружающие представителей креативных индустрий

В новой рубрике «Творческий менеджмент» мы будем рассказывать о том, чем занимаются люди, которые окружают представителей творческих профессий — музыкантов, режиссёров, художников и дизайнеров — и помогают им в организации концертов, выставок, съёмок и т. д. Несмотря на важность таких профессионалов, мы порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. Look At Me объясняет, какие обязанности выполняют творческие менеджеры. В первом выпуске рассказываем о кураторах — людях, без которых невозможно организовать ни одну выставку.

  

Куратор

Места работы:

музеи, галереи и другие арт-площадки

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 2.

Задачи:

организовывать выставки, собирать и пополнять коллекции, придумывать каталоги и разрабатывать образовательные программы, анализировать современное искусство

  

Известные современные кураторы

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 3.

Ханс-Ульрих Обрист

 

Куратор Serpentine Gallery, арт-критик и автор «Краткой истории кураторства» и других книг об искусстве. В 2009 году назван журналом ArtReview самым влиятельным челловеком в мире современного искусства. 

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 4.

Массимилиано Джони

 

Директор выставочных программ New Museum и художественный директор Nicola Trussardi Foundation. Самый молодой куратор Венецианской биеннале за всю историю этого арт-форума. 

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 5.

Паола Антонелли

 

Главный куратор отдела дизайна и архитектуры MoMA. Приняла решение о приобретении Tetris, Pac-Man и других классических видеоигр в коллекцию музея. Курировала все крупные выставки MoMA, посвящённые дизайну. 

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 6.

Отбирают произведения, придумывают, как их разместить, и собирают деньги

Куратор занимается множеством организационных вопросов: он разрабатывает и утверждает концепцию экспозиции с руководством музея или арт-площадки, затем ищет и отбирает работы художников, договаривается о создании site-specific произведений, придумывает, как разместить экспонаты в имеющемся пространстве и т. д. Кроме того, расходы на организацию не должны превышать имеющийся бюджет, и куратору нужно постоянно подсчитывать, сколько будет стоить создание работ, их транспортировка, страховка и прочее. Конечно, куратор решает все эти проблемы не в одиночку: ему помогают сокураторы и архитекторы, которые создают проект для выставки, а также другие менеджеры.

Одна из самых сложных задач для куратора — организация биеннале. То, насколько это трудоёмкий процесс, можно понять, например, по опыту Массимилиано Джони, куратора 55-й Венецианской биеннале, которая будет открыта до конца ноября. Процесс подготовки занял полтора года: в течение этого периода Джони путешествовал по всему миру, встречаясь с художниками и отбирая работы, которые соответствовали бы теме основного проекта биеннале —  «Энциклопедический дворец». Кроме того, чтобы осуществить столь масштабный проект, Джони пришлось выполнять дополнительную работу. Он самостоятельно занимался сбором дополнительных средств, чтобы привезти в Венецию те произведения, которые ему хотелось, — арт-кураторы должны не только уметь «придумывать» выставки, но и обладать достаточным упорством, чтобы организовать их, найти спонсоров и воплотить свою идею.

  

Выбирают новые работы для музейной коллекции и анализируют её

Помимо независимых кураторов, которые организуют выставки на разных площадках и, в случае успеха, становятся «звёздами» арт-мира наряду с современными художниками (к такому типу кураторов можно отнести, например, Ханса-Ульриха Обриста). Существуют музейные кураторы, которые постоянно работают в одной институции. В число их обязанностей входит не только организация выставок, но и работа с коллекцией музея. Музейные кураторы отбирают новые произведения для собрания, и так как от их решения зависит то, как в будущем люди будут представлять искусство нашей эпохи, эти музейные приобретения часто вызывают споры и обсуждения. Например, нетрудно вспомнить, как многие мировые СМИ писали о включении Tetris, Pac-Man и ещё 12 видеоигр в коллекцию MoMA. За это решение ответственна Паола Антонелли — главный куратор отдела дизайна и архитектуры MoMA, которая подробно обосновала решение о приобретении игр в многочисленных интервью.

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 7.

Кроме того, Антонелли организовала множество выставок, ключевую роль в которых играют не новые или позаимствованные у других институций произведения. Предметы из собрания музея — тоже важная часть работы музейного куратора. Однако не все музеи располагают таким бюджетом и такой обширной коллекцией, как MoMA, поэтому некоторым куратором приходится находить новые приёмы, чтобы сделать коллекцию интересной для зрителя. Например, мексиканский куратор София Эрнандес Чун Цуй (она курировала Museo Tamayo) в книге 10 Fundamental Questions of Curating рассказывает, как работать с небольшими и не очень систематизированными коллекциями: чтобы привлечь внимание к музею, она приглашала современных художников, которые создавали работы, вдохновлённые произведениями из собрания Museo Tamayo.

  

Предлагают новое видение искусства

За последние десятилетия роль куратора значительно возросла, во многом благодаря тому, что представители этой профессии перестали быть просто организаторами и стали предлагать собственное видение современного искусства. Выставки стали такими же важными, как художники и произведения искусства, и вошли в историю искусств. Восхождение кураторов-визионеров во многом связано с фигурой Харальда Зеемана, который основал Agentur für Geistige Gastarbeit. Это было агентство по организации культурных событий, сотрудничавшее с разными арт-институциями и не зависящее ни от одной из них: после того, как Зеемана выгнали из Кунстхалле в Берне за новаторскую выставку «Когда отношения становятся формой». На этой выставке, которая проходила в 1969 году, были собраны работы тех художников, для которых процесс создания работ был важнее результата: среди экспонатов было много site-specific произведений, которые художники делали в кунстахалле незадолго до открытия. Многие работы не сохранились, но выставка вошла в историю искусств и положила начало экспериментам кураторов-визионеров.

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 8.

Выставка может повлиять
на ход истории искусств

Творческий менеджмент: 
зачем нужны кураторы. Изображение № 9.

То, как выставка может повлиять на ход истории искусств, также показала выставка «Маги земли», которую курировал Жан-Юбер Мартен. Он включил в выставку произведения декоративно-прикладного искусства, стараясь показать не только искусство Европы и Северной Америки, но и других континентов. С тех пор работы художников из Азии и Африки, а также художников-аутсайдеров всё чаще выставляются наряду с произведениями современных признанных авторов. Эта тенденция стала особенно заметной, когда в этом году куратор Массимилиано Джони назвал основной проект 55-й Венецианской биеннале в честь произведения художника-аутсайдера Марино Ауритти (одна из его работ называется «Энциклопедический дворец») и включил в выставку работы душевнобольных художников.

  

Придумывают каталоги и организовывают образовательные программы

Ещё один важный аспект кураторства — работа с публикой. Появление музеев тесно связано с ростом буржуазии, и выставочное пространство — это, прежде всего, публичное пространство, и для посетителей музеев и галерей важно иметь доступ к искусству и постоянно открывать в нём что-то, что может повлиять на их жизнь. Американский куратор и историк искусства Джеймс Куно отмечает в своей книге Whose Muse? Art Museums and the Public Trust, что после 11 сентября многие жители Нью-Йорка посещали музеи для того, чтобы увидеть картины, которые несмотря на свою хрупкость, пережили века. Таким образом, кураторы, которые работают с коллекциями и организуют выставки, должны помнить, что они работают прежде всего для зрителей, у которых посещение выставки всегда связано с определёнными ожиданиями.

Куратор не только определяет тему выставки и организовывает её, но и старается, чтобы она лучше «продавалась» и была привлекательна для зрителей. Именно поэтому многие кураторы уделяют внимание не только самой выставке (которая должна быть простой для восприятия), но и образовательной программе и изданию каталогов. Например, известный куратор Понтюс Хюльтен уделял особое внимание каталогам, и сейчас они считаются почти такими же важными произведениями искусства, как и те работы, которые он выставлял. Так, для выставки, посвящённой шведскому журналу Blandaren, Хюльтен придумал каталог в виде коробки, где каждое отделение соответствовало одному художнику-участнику, а для выставки Жана Тэнгли куратор решил сделать каталог-чемодан. Кроме того, успех выставки во многом зависит от известности участвующих художников. На 3-й Московской биеннале, которую курировал Жан-Юбер Мартен, было много работ «звёзд» современного искусства, что обеспечило ей рекордную посещаемость. Однако она во многом повторяла прошлые проекты Мартена и не получила признания профессионалов.


 

  

  

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются