Views Comments Previous Next Search
Творческий менеджмент: как работает арт-аукцион — Кем стать на Look At Me

Кем статьТворческий менеджмент: как работает арт-аукцион

Что делают люди, окружающие представителей креативных индустрий

Творческий менеджмент: как работает арт-аукцион. Изображение № 1.

Текст
Анна Савина

В новой рубрике «Творческий менеджмент» мы будем рассказывать о том, чем занимаются люди, которые окружают представителей творческих профессий — музыкантов, режиссёров, художников и дизайнеров — и помогают им в организации концертов, выставок, съёмок и т. д. Несмотря на важность таких профессионалов, мы порой не знаем, чем они конкретно занимаются и почему их работа так важна. Look At Me объясняет, какие обязанности выполняют творческие менеджеры. В новом выпуске рассказываем о том, какие задачи стоят перед работниками аукциона и объясняем, как устроены эти организации, которые являются важнейшими игроками арт-рынка.

Над организацией аукциона всегда работает команда профессионалов: юристы, историки искусства, оценщики, аукционисты и т. д. Однако количество сотрудников часто зависит от размера аукционного дома. Мы узнали, как работает новый российский аукционный дом VLADEY, основанный одним из самых известных российских галеристов Владимиром Овчаренко, и как устроены известные аукционные дома вроде Sotheby's и Christie's, чтобы понять, из каких основных этапов состоит подготовка к арт-аукциону.

  

Работник аукциона

Места работы

Крупные аукционные дома вроде Sotheby's, Christie's и Phillips, в России — аукционный дом VLADEY

 

Творческий менеджмент: как работает арт-аукцион. Изображение № 2.

Задачи

Отобрать и оценить работы, cоставить каталог и провести предаукционную выставку; заключить договоры с продавцами и найти покупателей; подготовить «книгу» и отрепетировать выступление; провести аукцион и проанализировать ошибки

  

Известные профессионалы

Творческий менеджмент: как работает арт-аукцион. Изображение № 3.

Кристофер Бёрдж

Самый известный аукционист Christie’s, ушедший на пенсию в 2012 году. Благодаря его мастерству произведения искусства не редко продавались на аукционе за рекордно высокие цены. Играл самого себя в фильме «Уолл-Стрит».

Творческий менеджмент: как работает арт-аукцион. Изображение № 4.

Стивен Мёрфи

CEO Christie’s, благодаря которому доходы аукционного дома постоянно растут. В прошлом году Мёрфи удалось достичь большего успеха, чем главе Sothbey's Уильяму Рупрехту, который вызвал гнев акционеров нерациональным использованием доходов компании.

Творческий менеджмент: как работает арт-аукцион. Изображение № 5.

Симон де Пюри

Одна из самых известных фигур в мире арт-бизнеса. Возглавлял крупный аукционный дом Phillips de Pury, но в 2008 году большая часть акций компании была продана российской компании The Mercury Group.

  

Отобрать и оценить работы

Первый этап подготовки к аукциону — это отбор работ. Крупные дома обычно проводят тематические аукционы: например, на торги может выставляться живопись импрессионистов, современное искусство, а также аукцион может быть полностью посвящён творчеству одного художника. Небольшие аукционы вроде российского VLADEY, который провёл первые торги в мае этого года, просто отбирают наиболее интересные работы как молодых, так и уже известных российских современных художников. 

Цена работ зависит от множества показателей, которые часто не связаны с ценностью работы в контексте истории искусства. Уникальные характеристики повышают цену произведения. Например, согласно исследованиям Сары Торнтон (автора книги Seven Days In The Art World) ценная работа Жан-Мишеля Баския датируется 1982 или 1983 годом и изображает голову, корону или нечто красное — такие работы встречаются редко, и это повышает их цену.

Обычно дороже стоят ранние работы, которые содержат те или иные признаки фирменного стиля художника или распространённый мотив. В крупных аукционных домах работают оценщики, а небольшие российские дома вроде VLADEY руководствуются опытом своих организаторов: работы отбирает и оценивает галерист и владелец аукциона Владимир Овчаренко, занимающийся арт-бизнесом несколько десятилетий.

  

Составить каталог
и провести предаукционную выставку

Важная часть подготовки аукциона — это предаукционный показ, на котором потенциальные покупатели могут оценить все лоты. Увидеть произведение важно, потому что его состояние влияет на цену: если на картине есть трещины или другие повреждения, цена снижается. Выставка важна и для простых зрителей — крупные аукционные дома выставляют на торги ценные произведения музейного качества, и часто для широкой публики выставка — это последний шанс увидеть работу, которая, скорее всего, уйдёт в частную коллекцию.

Ещё один важный этап подготовки к аукциону — это составление каталога. Описания работ составляют искусствоведы, однако, по словам Сары Торнтон, описания в каталогах не всегда можно назвать объективными: в них часто можно встретить такие оценочные слова, как «гений» и «шедевр». Кроме того, в каталогах описывается, кто владел произведением до того, как оно было выставлено на аукцион (это характеристика называется провенанс), а также примерная цена лота — эстимейт.

  

Заключить договоры с продавцами и найти покупателей

Sotheby’s и другие крупные аукционы редко работают с художниками и их представителями (primary dealers), и основной источник лотов — это профессиональные арт-дилеры (secondary dealers). VLADEY предоставляют работы как галереи и коллекционеры, так и сами художники — любой автор может оставить заявку на сайте аукциона, и это даёт шанс молодым художникам заявить о себе. Продавец заключает с аукционом контракт и называет резервную цену лота — это минимальная цена, на которую он согласен. Эстимейт часто бывает ниже резервной цены, так что если покупатель предлагает сумму, которая ниже резервной цены, то лот не продаётся. Однако это не значит, что продавец остаётся ни с чем: аукцион обязуется выплатить ему некую гарантированную сумму, которая обговаривается в каждом конкретном случае.

Ещё одна важная часть подготовки — это оповещение постоянных покупателей. Обычно имена коллекционеров широко известны организаторам, и они знают, какое искусство собирает тот или иной постоянный покупатель. Для аукционов важно продавать работы не арт-дилерам, а коллекционерам, потому что дилеры могут затем перепродать произведение, повысить цену и создать нездоровую ситуацию на рынке. В России коллекционеров современного искусства совсем немного, так что многие клиенты VLADEY уже покупали произведения в галерее Владимира Овчаренко, однако есть и новые покупатели, коллекционирующие искусство. Кроме того, для привлечения новых клиентов аукцион сотрудничает с компанией GHP Group, которая занимается управлением состояниями.

  

Подготовить «книгу» и отрепетировать выступление

Важную роль во время проведения аукциона играет «книга» — это что-то вроде сценария предстоящего аукциона. Одна страница посвящена одному лоту: на каждом листе изображён план зала, на котором отмечено, как сидят гости и кто из них предположительно претендует на каждую работу. Кроме того, иногда аукционист отмечает резервную цену каждого лота, а также заявки, оставленные отсутствующими покупателями. Кроме того, аукционист обычно помечает сумму, которую аукцион обязан выплатить продавцу, даже если лот не будет продан.

Кроме того, аукционист должен предусмотреть все возможные сценарии и подготовить речь. Дикция и жесты тоже чрезвычайно важны: они не должны обращать на себя внимания, но, тем не менее, должны быть продуманы. Известных аукционистов — например, Кристофера Берджа из Christie’s — часто сравнивают с дирижёрами за их умение управлять залом.

  

Провести аукцион и проанализировать ошибки

В зале проведения торгов получают места только потенциальные покупатели — чтобы попасть на аукцион, нужно предварительно оставить заявку и, если вы хотите приобрести особенно дорогой лот, нужно предоставить справку о доходах. Иногда особенно крупные коллекционеры и дилеры, желающие сохранить анонимность, посылают на аукцион своих представителей и делают ставки по телефону. Пресса и зрители стоят за заграждениями по краям помещения: и во время проведения VLADEY, и во время Sotheby’s они не допускаются в зал.

Все крупные торги записываются на видео, и аукционисты крупных аукционных домов после события обсуждают своё выступление с преподавателями речи и другими сотрудниками. Легендарный аукционист Christie’s Кристофер Бердж начал работать в аукционном доме в 1970 году как специалист по импрессионизму, и его первый аукцион в 1971 году прошёл неудачно из-за того, что Бердж чувствовал себя неуверенно. Однако занятия с профессионалами помогли ему — Бердж считается одним из самых известных профессионалов в этой области.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются