Views Comments Previous Next Search
Зачем нужна псевдодокументалистика? — Мнение на Look At Me

МнениеЗачем нужна псевдодокументалистика?

Look At Me разобрался, что такое мокьюментари и какие псевдодокументальные фильмы стоит посмотреть

В ММСИ на Гоголевском бульваре открылась выставка «Мокьюментари: Реальности недостаточно». Look At Me разобрался, почему псевдодокументалистика стала таким популярным жанром не только среди кинорежиссеров, но и среди видеохудожников. Мы попросили видеохудожника Омера Фаста объяснить, зачем современному искусству обманывать зрителей, а куратора выставки Ольгу Шишко — выбрать шесть арт-мокьюментари фильмов, которые стоит посмотреть.

  

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 2.

Омер Фаст

 видеохудожник

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 3.

ОльгА Шишко

 куратор выставки

Омер Фаст — израильский видеохудожник, живущий в Берлине. Он известен благодаря своим фильмам, в которых исследует границы традиционных киножанров и ставит под сомнение реальность, которая часто сфабрикована различными медиа. Его работы выставлялись в Whitney Museum, на dOCUMENTA и Венецианской биеннале.

Ольга Шишко — российский искусствовед и специалист по медиа-арту. Является куратором Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб».

  

 

Мокьюментари и документалистика

Для меня мокьюментари — это прежде всего постмодернисткий, очень ироничный взгляд на документальное кино. В кино такой подход помогает создавать забавные и при этом очень успешные фильмы, например, такие, как «Борат» или «Это — Spinal Tap». То есть мокьюментари — это отличный жанр для тех, кто хочет создать комедию. В последние годы появилось несколько необычных фильмов, расширяющих наше представление о документалистике: например, «Вальс с Баширом». Это документальный анимационный фильм, гибрид, в котором реальная история рассказана языком мультиков, языком развлечений.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 4.

 

«Мокьюментари — это посмодернистский, очень ироничный вид документалистики»

 

Цель псевдодокументалистики — заставить зрителя не принимать всю информацию на веру, анализировать окружающую реальность, которая тоже часто является сконструированной кем-то с помощью медиа и другими методами. Мокьюментари учит более скептически относиться к окружающим событиям, видеть несостыковки и, возможно, находить новые пути их развития. Это самый оптимистический взгляд на то, что этот жанр может предложить нам. Но насколько успешно справляется та или иная работа в этом жанре со своими функциями, зависит от каждого конкретного случая.

  

 







Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 5.

Кадры из фильма Омера Фаста «Непрерывность»

Мокьюментари и искусство

Мокьюментари стало таким популярным среди современных художников, потому что позволяет говорить иронично о важном, но при этом и проводить серьёзный анализ, и играть с ожиданиями зрителя. Но иногда ирония, без которой сложно представить себе мокьюментари, — тупик. Она обесценивает те усилия, которые прикладывает и создатель, и зритель. Так что мокьюментари — это не очень продуктивный способ коммуникации, если вы хотите рассказать о проблеме.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 6.

На мой взгляд, cегодня кино и искусство разделены лишь формально. На арт-фильмы тратится намного меньше денег, но пропорционально уменьшению бюджета растёт свобода самовыражения, потому что ты не зависишь от продюсеров, и аудитория видеоарта более лояльна.

  

 




Мокьюментари и кино

При этом мои фильмы длятся достаточно долго и имеют сюжет, так что их можно показывать в кинотеатрах или на телевидении. Например, фильм Contunuity, который я создал для dOCUMENTA, был показан на немецком телевидении. Во время его создания я тоже старался совместить несколько жанров и создать такую историю, которой нельзя до конца доверять. Получился своеобразный телефильм о немецком среднем классе и его бытовых проблемах.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 7.

«Мне нравится, когда кино исследует границы жанров и ставит под вопрос традиционные приёмы медиа»

Это фильм о семейной паре, они едут на вокзал и встречают там молодого человека в военной форме, который вернулся из Афганистана. Происходит эмоциональная сцена, они везут военного домой, успокаивают его, а на следующий день ситуация повторяется уже с другим молодым человеком в форме. Мы не понимаем, зачем они это делают: может быть, это хобби, или ритуал, или какая-то постановка, может, они потеряли сына, а может с их отношениями что-то не так.

 

Я превратил это в мелодраматичную историю, которая кажется очень знакомой и поэтому еще более странной. Мне нравится, когда кино исследует границы жанров и ставит под вопрос традиционные приёмы медиа — такие фильмы мне особенно интересны, а жанр — это не так уж важно.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 8.

Честно говоря, меня не очень заботит разделение на жанры, потому что, когда я смотрю художественный фильм, рекламный ролик, документальный фильм, я обращаю внимание на то, кто снял этот фильм, почему он выбрал именно этот язык, какие цели он преследует и т. д. Мне кажется, что нужно относиться к любой видеоработе как к мокьюментари, как к чему-то сфабрикованному и представляющему определённые интересы, и смотреть на всё именно так.

 

 

Шесть мокьюментари-фильмов,
которые стоит посмотреть,
по мнению Ольги Шишко

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 9.

«Ленин — гриб»

Сергей Курехин и Сергей Шолохов

Телевизионный сюжет-мистификация, в котором утверждается, что Ленин употреблял галлюциногенные грибы и из-за этого затем сам превратился в гриб.

1991 г.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 10.

«Уроки темноты»

Вернер Херцог

Мокьюментари о последствиях войны в Персидском заливе: в Кувейте из-за неё пылали нефтяные пожары. Фильм рассказывает об этих событиях, но ни война, ни Кувейт в нём ни разу не упоминаются.

1992 г.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 11.

«Путешествие на Луну»

Кутлуг Атаман

Псевдодокументальный фильм турецкого художника и режиссёра о том, как в конце 1950-х несколько жителей маленькой турецкой деревни попытались совершить полёт на Луну.

2009 г.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 12.

«Серьёзные игры»

Харун Фароки

Работа, состоящая из четырех видео о том, как американские солдаты готовятся к службе с помощью игровых симуляторов и как это влияет на их поведение.

2009-2010 гг.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 13.

«Меня зовут Янез Янша»

Янез Янша

Мокьюментари о том, как три современных художника и активиста поменяли свои имена на имя Янеза Янша (так зовут премьер-министра Словении), и о том, какое влияние имя оказывает на жизнь людей.

2012 г.

Зачем нужна псевдодокументалистика?. Изображение № 14.

«Непрерывность»

Омер Фаст

Странный телефильм о немецкой семейной паре, которая каждый день «усыновляет» нового молодого человека, служившего в Афганистане.

2012 г.

 

Фотографии: team art in berlin/flickr.com,
olgashishkova/fb.com

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются