Views Comments Previous Next Search
Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания — Блог Димы Неяглова на Look At Me

Блог Димы НеягловаПоиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания

Современные идеи в историческом контексте

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 1.

Дима Неяглов

Директор дизайн-группы Alt Space и креативный директор Digital October Group,
переводчик, книжный коллекционер

Каждую неделю на Look At Me выходит колонка креативного директора Digital October Димы Неяглова о дизайне, типографике, рекламе, литературе и логике. В своих статьях Дима ставит актуальные задачи в исторический контекст. Четвертая колонка — о том, как меняется мода на шрифты.

  

 

iOS и тонкие шрифты

С выходом iOS7 можно утверждать, что три крупные мобильные операционные системы переключились на тонкие шрифты, хотя об Андроиде судить сложнее из-за множества оболочек, предустанавливаемых производителями. У iOS — Helvetica Neue, у Windows Phone — Segoe, у Андроида — Roboto. В скобках замечу, что у Ubuntu, недавно собиравшего деньги на свой телефон, тоже есть фирменный шрифт, но в нём нет тонкого (Thin) начертания.

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 3.

 

Большинство дизайнеров знакомо с понятием моды на шрифты: два года назад был популярен DIN и вообще шрифты студии Parachute, до этого несколько лет превалировали геометрические гротески, например Gotham, чему лучшая иллюстрация — логотип Look At Me. Но мы редко видели, чтобы популярными становились отдельные насыщенности шрифтов: жирные или тонкие. У меня есть гипотеза о том, отчего происходит смена моды на шрифты. Погнали в историю.

 

 

 

Линейная история шрифтов

В книгах по типографике история шрифта обычно излагается так: вначале были иероглифы (рыба, глаз, чувак в профиль), потом финикийский и греческий алфавиты, квадратная римская капитель (наши заглавные буквы), дальше унциал (вывески московских пабов), каролингский минускул, готическое письмо, антиква, гротеск.

Создаётся ощущение, что эти почерки появлялись из ниоткуда и сменялись один на другой безо всякой причины: человечество будто устраивало конгресс и решало, что такой-то почерк теперь лучше.

В книгах также справедливо пишут, что инструмент письма влияет на почерк. У римлян были резцы — резцами удобно делать квадратную капитель. Это верно, но, к сожалению, тема инструмента в специальной литературе, как правило, обрывается на первых печатных книгах, для производства которых писать было уже не нужно. К тому же кажется странным, что за две тысячи лет человечество изобрело так мало почерков — вон у меня выше в один абзац влезло.

 

 

 

Нелинейная история шрифтов

В реальности в Европе существовало огромное число почерков. К сожалению, мы вынужденно рассматриваем историю через призму победителей, то есть таких почерков, на которые стали ориентироваться известные нам шрифты. По крайней мере, чтобы дойти до нас в большом числе исторических документов, почерк должен получить определённую известность. К примеру, наравне с каменной квадратной римской капителью первого-второго веков существовал римский курсив стенных надписей, восковых и свинцовых табличек.

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 4.

 

Римская капитель (Траянская колонна) и римский курсив (частное письмо, 1053 г.)

 

 

Хотя оба типа надписей дошли до нас в исторических документах, римский курсив почти никак не повлиял на наше нынешнее письмо, нечасто демонстрируется в музеях, сравнительно некрасив и оттого забыт.

 

 

 

Важные четвертый–восьмой века

Этот период в истории почерков часто вовсе опускается. До него — красивая римская капитель (без курсива). После — каролингский минускул, который считается основой наших строчных букв (с чем можно и нужно спорить).
А эти века меж тем очень напоминают ситуацию, в которой мы находимся сейчас: тонны разных почерков. После развала Римской империи начали формироваться национальные государства — нынешние Франция, Испания, Англия и т. д. — и в них появились свои почерки. Тут интересно, что, на наш взгляд, многие из них выглядят одинаково. Писаны они, в основном, на одних и тех же языках — латыни и греческом. И тем не менее мы наблюдаем, как одни люди не понимают других: почерк неразборчивый. Одинаковые, на наш взгляд, почерки для читателя того времени очень отличаются.

Почерков этих было много, перечислю некоторые: вестготское письмо, лангобардское, меровингское, гиберно-саксонское, ирландский унциал, англо-саксонский минускул и множество других (всего около 25).

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 5.

Разные образцы почерков IV-VIII веков

 

 

Что бы сравнить с этим? Видно ли, что на этой картинке три шрифта — Helvetica, Segoe и Roboto?

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 6.

 

А на этой картинке? Тут те же самые шрифты, но в нормальных, а не тонких вариациях.

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 7.

 

Нетренированному зрителю разница между нижними вариантами видна, как правило, гораздо лучше, чем между верхними. Но это один и тот же шрифт со своими характерными особенностями, и написано одно и то же. Почему происходит так?

 

 

 

Гипотеза о художественных средствах

С самого начала истории графического дизайна и по сей день в массовой продукции дизайнеры предпочитают «играть со шрифтами», вместо того чтобы разнообразно набирать. Чтобы пояснить идею разнообразного набора, я приведу одну из моих любимых иллюстраций.

 

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 8.

Манускрипт XI века

 

 

Но большинство рукописей тогда — и интерфейсов сейчас — предпочитают стройность композиции её выразительности. Даже в восьмом веке, если нужно было повыдрючиваться, использовали особый почерк, особенно интересны цветные ирландские манускрипты.

 

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 9.

Страница «Книги из Дарроу», VII век

 

 

Хорошие дизайнеры перекладывали и перекладывают задачу красивого оформления текста на шрифт, даже если это иногда мешает удобочитаемости. И, естественно, плохие дизайнеры всегда делали всё быстро и за двести баксов — и в этом случае удобочитаемость страдала.

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 10.

Пример дизайна за двести баксов из VIII века

 

 

 

Хорошие дизайнеры и тонкие шрифты

Публика опаздывала за хорошими дизайнерами. Вычурные почерки не всегда были с самого начала понятны, и часто публика не различала их между собой. У нас есть примеры того, как почерки даже прямо запрещались к использованию.
Приёмы красивых почерков разрабатывались в определённых географических областях, происходил обмен идеями, и так формировались модные почерки четвёртого–восьмого веков. Секрет написания лучших из почерков тщательно охранялся, и просто так научиться писать красиво было нельзя.

На мой взгляд, сейчас мы находимся в ситуации, когда дизайнеры нашли новый особый приём — сверхтонкие шрифты. Естественно, что этому помог и сам материал, экраны высокого разрешения. Но публика пока что не различает эти шрифты между собой, их рисунок ещё недостаточно характерен для массового человеческого глаза.

Зато, когда мы привыкнем к более тонким формам, старые будут нам казаться чересчур жирными, как сейчас нам кажется жирным советский шрифт Журнальная рубленая.

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 11.

Журнальная рубленая из коллекции «Паратайпа»

 

 

 

Выводы

По всей видимости, можно ожидать развития тонких шрифтов во многих направлениях. Во-первых, специальные декоративные и заголовочные тонкие шрифты. Во-вторых, дополнение существующих шрифтов более тонкими версиями. В-третьих, ребрендинги существующих компаний в пользу более тонких начертаний.

 

 

Поиграть со шрифтами:
Как меняется мода
на начертания. Изображение № 12.

 

  

Рассказать друзьям
13 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются