Views Comments Previous Next Search
Психологи, социологи и программисты о литературе: 
5 исследований — Книги на Look At Me

КнигиПсихологи, социологи и программисты о литературе:
5 исследований

Мы собрали самые интересные исследования о литературе, не относящиеся к литературоведению

Чтение классической литературы помогает лучше понимать людей и активизирует мозговую активность, во время рецессии публикуется больше грустных произведений, а в большинстве детских книг мужчины важнее женщин — мы собрали самые интересные исследования о литературе, не относящиеся к литературоведению.

  

Чтение влияет
на нашу способность сопереживать окружающим людям

Психологи, социологи и программисты о литературе: 
5 исследований. Изображение № 2.

В последние годы нейроучёные провели ряд исследований, посвящённых влиянию литературы на наше поведение. Например, канадские учёные сделали открытие, что чтение любовных романов помогает лучше распознавать эмоции людей даже по незаметным мимическим движениям. Эксперимент показал, что люди, читающие художественную литературу этого жанра, могут распознать эмоции актёров кино, даже если видят только их глаза. 

Кроме того, недавнее исследование Амстердамского свободного университета тоже показало, что чтение художественных произведений повышает нашу способность к эмпатии. В ходе исследований 163 студентам университета предложили прочитать рассказ «Шесть Наполеонов» Артура Конан Дойля, роман «Слепота» Жозе Сарамаго или репортажи о беспорядках в Ливии и атомной катастрофе в Японии. Книги и статьи были выбраны так, чтобы читателям было легко идентифицировать себя с героями. Во время чтения и через неделю после этого студенты прошли тест, который показал, насколько они вовлечены в историю и насколько сопереживают героям. Выяснилось, что только те, кто читал художественные произведения, а не статьи, повысили свою способность сопереживать людям не только во время чтения, но и после.

 

Коммерческий успех книги можно предсказать

Психологи, социологи и программисты о литературе: 
5 исследований. Изображение № 3.

Одно из самых интересных исследований художественной литературы за последнее время провели специалисты по информатике из университета Стоуни-Брук (Stony Brook University) в США. В их статье Success with Style: Using Writing Style to Predict the Success of Novels описан алгоритм, с помощью которого можно проанализировать книгу и предсказать с вероятностью до 84 %, будет ли она коммерчески успешной. Исследователи загрузили архив книг из бесплатной онлайн-библиотеки Project Gutenberg и проанализировали их стилистику, а затем сопоставили её с данными об успехе тех или иных произведений. В результате они пришли к выводу, что лучше всего продаются книги, авторы которых не слишком часто употребляют глаголы и стараются избегать выражений-штампов. Также выяснилось, что книги с большим количеством существительных и прилагательных пользуются бОльшим успехом. Кроме того, популярнее те книги, глаголы в которых выражают не действия, а мыслительные процессы (например, «помнить» или «осознавать»).

Отличие этого исследования от аналогичных состоит в том, что обычно учёные пытались разобраться, как связан успех книги и качества главного героя и особенности сюжета, а специалисты по информатике из университета Стоуни-Брук решили проанализировать стилистику популярных произведений с помощью специальной программы.

 

Нашу любовь к той или иной книге можно объяснить научно

Психологи, социологи и программисты о литературе: 
5 исследований. Изображение № 4.

Американские исследователи из университета эмори (Emory University) разобрались, как чтение романа влияет на мозговую деятельность. Нейроучёные провели эксперимент, в ходе которого 21 студенту предложили прочитать бестселлер «Помпеи» Роберта Харриса — книга была выбрана, потому что имеет захватывающий сюжет, и читателю легко ассоциировать себя с главным героем. На протяжении 19 дней студенты читали это произведение по вечерам, и каждое утро им проводили томографию мозга. Когда книга была прочитана, мозговую активность всех испытуемых исследовали ещё 5 дней.

В результате учёные сделали вывод, что после прочтения книги у студентов увеличилось количество нейронных связей в левой височной доле головного мозга — эта область отвечает за восприятие языка. Это означает, что мозговая деятельность активизируется не только в момент чтения, но и после него — этот процесс, по мнению учёных, напоминает мышечную память. То есть мозг реагирует на поведение героя книги почти так же, как на события реальной жизни — фактически, учёные доказали, что ощущение, будто хорошие книги помогают нам почувствовать себя в роли их героев, возникает не случайно, а является следствием особенных мозговых процессов.

 

В тяжёлые времена появляется больше грустных книг

Психологи, социологи и программисты о литературе: 
5 исследований. Изображение № 5.

Как войны и рецессии влияют на художественную литературу? Пытаются ли писатели подбодрить окружающих или предаются горю вместе со всеми остальными? Ответить на этот вопрос учёным помогли новые технологии: так, исследователи из Бристольского университета (University of Bristol) проанализировали миллионы книг с помощью программы, которая посчитала частоту употребления слов, выражающих различные эмоции, и затем составили график колебаний общего настроения писателей на протяжении всего XX века. Получилось, что чаще всего слова, выражающие радость, появлялись в англоязычной литературе 1920-х, а самым «грустным» годом был 1941-й, год вступления США и СССР во Вторую мировую войну.

 

В детских книгах мужчины важнее женщин

Психологи, социологи и программисты о литературе: 
5 исследований. Изображение № 6.

Многие из нас могут вспомнить десяток сказок, где главными героями являются принцессы, однако на самом деле герои-мужчины играют в детской литературе куда более важную роль, чем женщины. К такому выводу пришла профессор социологии Дженис Маккейб из Университета штата Флорида (Florida State University), проанализировав  6 000 детских книг, опубликованных с 1900 по 2000 год. В статье Gender in Twentieth-Century Children’s Books она рассказывает о результатах исследования: 57 % главных героев книг — мужчины, и лишь 23 % — женщины. При этом животные женского пола встречаются только в 7,5 % сказок. Причём неравенство между героями разного пола особенно увеличилось в 1930-х-1960-х годах, в период между двумя волнами феминистского движения. В 1990-х неравенство почти исчезло среди персонажей-людей, однако в сказках животных женского пола по-прежнему мало.

фотографии via shutterstock.com 1, 2, 3

  

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются