Views Comments Previous Next Search
Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра» — Индустрия на Look At Me

ИндустрияВам достаётся кот в мешке:
откуда взялась
«Своя игра»

Гриша Пророков исследует популярные телевикторины

Старая, популярная и всем известная игра Jeopardy! (российский аналог — «Своя игра») переживает непростые времена — Артур Чу, недавняя сенсация викторины, изобрёл собственную стратегию победы и уже заработал на этом более $100 тысяч. Пока фанаты классического варианта Jeopardy! возмущаются, а остальные восхищены находчивостью игрока, Гриша Пророков («Афиша-Волна») разбирается, в чём феномен Jeopardy! и о каких культурологических различиях говорит сравнение Jeopardy! с её российским вариантом.

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 2.

История

Оригинальная Jeopadry! возникла 50 лет назад: по легенде жена телеведущего Мерва Гриффина придумала её в самолёте. Ей пришло в голову сделать викторину, в которой игрокам задают не вопросы, а ответы — а те в свою очередь как раз должны придумать подходящий вопрос. Ну, например, «5280» — на это нужно сказать: «Сколько футов в миле?» Вместо того чтобы улыбнуться, погладить свою жену по голове и забыть об этой безумной идее, Гриффит предложил её каналу NBC. Jeopardy! стала первой популярной телевикториной после скандалов с викторинами в 50-х (не поверите, но было и такое — если вкратце, то ведущие подыгрывали игрокам). В начале 1980-х ведущим шоу стал Алекс Требек, человек с самыми сексуальными усами  XX века (теперь, правда, он их сбрил, но они всё равно как будто на месте), который ведёт Jeopardy! до сих пор, и с которым у всех американцев передача и ассоциируется.

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 3.

Алекс Требек и его сексуальные усы

Примерно тогда же в дизайне студии и экранов с вопросами появился узнаваемый синий цвет; зрители даже называют викторины вроде Jeopardy! blue games — потому что синий стал использоваться во всех интеллектуальных шоу. На данный момент у игры вышло девять с лишним тысяч эпизодов, она получила несколько десятков «Эмми», у Jeopardy! выходит несколько версий — в общем, это самый популярный квиз в Америке.

  

студия «своей игры» недавно видоизменилась и стала более современнной

 

«Своя игра» появилась в 1994-м году: тогда компания «Видео интернешнл», уже успешно превратившая шоу Family Feud в «Сто к одному» купила права на русскую версию Jeopardy! у King World Productions — это был один из первых и наиболее удачных примеров адаптации американской передачи к русским реалиям. «Видео интернешнл» сделали упор на интеллект: если Jeopardy! была классическим поп-квизом с вопросами, ответы на которые может знать любой, то в «Свою игру» стали звать эрудитов и интеллектуалов и проверять их знания зачастую не в самых простых областях — от неорганической химии до истории религии. Примерно в то же время на российском ТВ появился «Брэйн-ринг» и начался расцвет «Что? Где? Когда?» — и игроки кочевали между тремя передачами.

Александр Друзь в «Своей игре» в 2002

Да, Александр Друзь играл в «Свою игру», а Анатолий Вассерман появлялся в «Брэйн-ринге». Со временем «Своя игра» набрала обороты: по ней стали издаваться книги, выпускаться компьютерные игры и проводиться уже не только телеверсии шоу. В середине 2000-х на российском телевидении случился бум интеллектуальных игр: «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено» и так далее — «Своя игра» пережила его практически без изменений. В ноябре 2012-го передачу чуть было не закрыли, но ровно через месяц появилась информация, что этого не произойдёт — так что «Своя игра» выходит до сих пор, правда синего стало заметно меньше.

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 4.

Правила

Несмотря на то что на словах их объяснить не просто, правила у «Своей игры» и Jeopardy! совсем не сложные: в викторине принимают участие три игрока, которые отвечают на вопросы и зарабатывают очки; в игре три раунда. В каждом раунде есть шесть тем (с самыми разными формулировками — например, «Маргарет Тэтчер» или «Кто во что одет» или «Музыкальные инструменты»), в каждой теме — по пять вопросов, которые стоят разное количество очков, в зависимости от раунда: например, от 200 до 1 000. Чтобы ответить на вопрос, нужно нажать кнопку быстрее соперников; человек, ответивший правильно, выбирает следующий вопрос, а неправильно — теряет очки.

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 5.

Игровое табло с сеткой вопросов и ставок

Кроме этого, есть специальные вопросы, случайно попадающиеся игрокам: например, «Кот в мешке» в «Своей игре», который нужно отдать противнику или Double Dare в Jeopardy! — самый ценный вопрос, на который не может ответить никто, кроме получившего его игрока, и на который можно делать ставки.

В Jeopardy! принято играть максимально просто и комфортно: хотя в правилах этого не указано, игроки предпочитают выбирать вопросы в одной теме и по порядку — от дешёвого к дорогому. Месяц назад в игру пришёл участник по имени Артур Чу, который сломал систему: он стал выбирать дорогие вопросы в случайном порядке, во-первых, чтобы сбить с толку противников, во-вторых, чтобы повысить шанс получить заветный Double Dare. Как ни странно, это вызвало гнев у поклонников передачи.

Финальный раунд в «Своей игре»

Самый сложный тактический момент и в Jeopardy!, и в «Своей игре» — ставки в финальном раунде. В нём задаётся один вопрос всем трём игрокам, и даётся время на ответ; отвечают все тоже одновременно — предварительно свой ответ записав. При этом делаются ставки из заработанных за всю предыдущую игру денег: и на эту тему есть целые теории. Смысл в том, что ты не знаешь, кто из противников ответит правильно, а кто нет, и ответишь ли правильно ты сам; поэтому ставки нужно делать предельно осторожно. Есть масса примеров, когда в финале выигрывали игроки, всю игру отвечавшие не очень хорошо, а иногда даже не сумевшие ответить на последний вопрос.

Вопросы

Jeopardy!, как уже было сказано, это в первую очередь поп-квиз, поэтому вопросы тут соответствующие: из поп-культуры, бытовой жизни Америки и из школьной программы. Это нужно для того, чтобы шоу смотрели: чтобы водопроводчики и домохозяйки, включающие Jeopardy!, могли отвечать на вопросы не хуже — а в некоторых случаях и лучше — игроков. Поэтому, чтобы побеждать в Jeopardy!, нужно иметь не глубокие, а широкие знания — знать всего по чуть-чуть из разных областей; благодаря этому смог выиграть Роджер Крэйг, компьютерный специалист, который составил специальный алгоритм из всех вопросов Jeopardy!, посмотрел, какие категории чаще встречаются, и подучил те, в которых плохо разбирался.

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 6.

 Ведущий «Своей игры» задаёт вопрос

Со «Своей игрой» ситуация ровно обратная: тут сражаются могучие интеллектуалы, тут сражаются геодезисты из Тарусы, программисты из Барнаула и Анатолий Вассерман; вопросы поэтому зачастую самые сумасшедшие — далеко за пределами школьной программы. Поэтому игроки выступают в мантиях, это не простые люди. Поэтому с поп-культурой у них зачастую возникают проблемы.

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 7.

Участники

В Jeopardy!, в отличие от «Своей игры», мало постоянных и повторяющихся участников — за исключением специальных выпусков, в которых состязаются прошлые чемпионы, выбывший игрок уже не может вернуться. Поэтому самые примечательные участники — это в первую очередь те, кому удалось продержаться дольше прочих и побившие всевозможные рекорды.

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 8.

Кен Дженнингс

 

 

Самый известный игрок Jeopardy!, выигравший семьдесят четыре игры подряд. В начале 2000-х организаторы викторины отменили правило, по которому участники не могли участвовать больше, чем в пяти играх — и это позволило Дженнингсу выиграть столько раз. Дженнингс попал в Книгу рекордов Гиннеса, как человек, заработавший больше всех денег в телевикторинах. После этого он, разумеется, написал книгу, как стать таким же успешным.

 

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 9.

IBM Watson

 

 

Самая сумасшедшая идея организаторов Jeopardy — в 2011 году в серии специальных выпусков против чемпионов игры сражался специальный говорящий компьютер; кроме прочего, он был подключен к 200 миллионам страниц «Википедии» во время игры (но не к интернету). Компьютер, разумеется, выиграл.

 

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 10.

Артур Чу

 

 

Новая сенсация Jeopardy!, тридцатилетний игрок, дебютировавший всего месяц назад, но уже вызвавший массу споров среди поклонников игры. Когда Чу позвали в передачу, он сделал самую логичную вещь — вбил в Google «как выиграть в Jeopardy!» и составил собственную стратегию. Чу делает две вещи: во-первых, как уже было сказано выше, выбирает наугад вопросы, во-вторых — очень точно делает ставки в конце игры. В первую очередь он всегда рассчитывает на ничью (после которой из игры он не вылетает), поэтому пока ещё ни разу не проиграл.

 

 

В «Своей игре» всё ровно наоборот: новые игроки появляются не так часто и ещёе реже задерживаются надолго, в первую очередь здесь играют мэтры; у каждого уважающего себя зрителя свой набор любимчиков, поэтому выделить нескольких сложно.

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 11.

Анатолий Вассерман

 

 

Ну, тут всё просто. Герой мемов и фактически лицо «Своей игры» — человек с большим количеством карманов; впервые Вассерман попал на телевидение в качестве участника интеллектуальной игры в 1989 году. Вассерман одновременно восхищает (более эрудированного человека, кажется, не сыскать во всей России) и кажется ужасно нелепым — в принципе, то же самое можно сказать про всю «Свою игру»; удивительное и нелепое состязание.

 

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 12.

Александр Эдигер

 

 

Патологоанатом и змеелов из Москвы, способный определить возраст змеи по её шипению; обладатель рекорда по самому большому количеству правильных ответов за одну игру в «Своей игре».

 

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 13.

Анатолий Белкин

 

 

Самый одиозный участник «Своей игры», поэт, криминалист, автор книги «Криминалистическая тактика»; в первую очередь Белкин известен тем, что в конце 2000-х несколько местных ассоциаций игровых клубов запретили ему играть в интеллектуальные игры за «грубейшие нарушения игровой этики». В некоторых играх он ещё мог участвовать, но прекратил это делать сам. «Я найду это в интернете, и вам будет стыдно».

 

Вам достаётся кот в мешке:
откуда взялась 
«Своя игра». Изображение № 14.

Призы

Наконец, ради чего все эти люди сражаются? В Jeopardy! — исключительно за деньги; какое-то время игрокам, занявшим второе и третье места, спонсоры игры выдавали разные товары вроде телевизоров, но в конце концов от этой практики отказались, и они тоже стали получать деньги, просто меньше, чем победитель.

В «Своей игре» история гораздо запутаннее: вроде как участники тоже получают деньги, но за 20 лет существования игры авторы и спонсоры придумывали самые безумные награды. Килограмм денег (именно такая формулировка: например, в одном из командных состязаний Анатолий Вассерман и члены его команды сражались за семь килограммов денег). Акустическая мультимедийная система. Набор ручек и канцелярских принадлежностей. Энциклопедии. Круиз на океанском лайнере по странам Европы. Золотое перо с россыпью драгоценных камней. И, конечно же, автомобиль.

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются