Views Comments Previous Next Search
Как Дэниел Лопатин перерабатывает философию отстранения и отвращения
 — Концепт на Look At Me

КонцептКак Дэниел Лопатин перерабатывает философию отстранения и отвращения

Чем важен новый альбом Oneohtrix Point Never

В пятницу, 13 ноября, выходит Garden Of Delete, новый альбом музыканта Дэниела Лопатина, продолжающего проект Oneohtrix Point Never. Look At Me разобрался, как альбом препарирует объектно ориентированную онтологию, одно из актуальных направлений современной философии, и почему он может вызвать ужас и эффект отстранения.

1. Введение в отвратительное

 

Как Дэниел Лопатин перерабатывает философию отстранения и отвращения
. Изображение № 2.

1.1 Юлия Кристева и «Силы ужаса»

Первая часть эссе Юлии Кристевой «Силы ужаса» — «Ни объекта, ни субъекта» — начинается с игры слов. Отвратительное (abject), утверждает Кристева, — это не объект (objet), который можно назвать или вообразить, а также не объект игры (objeu). Отвратительное, «абъект», оказывается чем-то настолько чужеродным, что приводит к обрыву привычного смысла. Оно находится на границе существования, а значит, остаётся последним рубежом, охраняющим человеческую культуру — во всяком случае, культуру, основанную на корреляционизме*.

 

По определению французского философа Квентина Меяссу, корреляционизм — это «идея, согласно которой мы всегда имели доступ только к корреляции между мышлением и бытием, и один термин никогда не рассматривался в отрыве от другого»; то есть представление о том, что мир не может существовать без человека (не быть воспринимаемым или мыслимым), так же как и человек — без мира.

1.2 Kaoss Edge и массовый суицид

Кристева вписала себя не только в историю философии, психоанализа и культурной критики, но и неожиданно для себя самой в хронологию вымышленной группы Kaoss Edge, где дата рождения философа отмечена среди таких знаменательных событий в истории группы, как: возвращение Хищников на Землю, создание компании IBM, революция в лечении лицевых травм и массовый суицид членов секты «Небесные Врата», поклонявшихся пришельцам. На сайте группы, потратив полчаса на изучение его шизофренической топологии, можно разыскать PDF-файл «Сил ужаса».

1.3 Дэниел Лопатин и Иероним Босх

Kaoss Edge создана воображением Дэниела Лопатина, известного по проекту Oneohtrix Point Never. Его новый альбом Garden of Delete (тоже игра слов, призванная напомнить о «Саде земных наслаждений» Босха и сразу выводящая скользящий нарратив на соответствующий уровень) на первый взгляд посвящён тинейджеру-пришельцу Эзре, обладающему крайне проблемной кожей, а также посвящён вопросам взросления и внеземного разума. При чём здесь объектно ориентированная онтология (далее — ООО)?

Отступление-1: Современная философия
и душ с выключенным светом

Диалог из интервью Лопатина с Эзрой на фоне «отвратительного» Кристевой
неплохо вводит в суть дела:

Э.: А что послужило вдохновением для Sticky Drama? Это очень тёмная, мрачная история. На чём она основана?

Д.Л.: На просмотре кучи видео Vevo… и стоянии в ванной с выключенным светом.

Э.: И что ты делаешь, когда свет выключен?

Д.Л.: В общем-то, просто смотрю, сколько смогу простоять в ванной без света, пока мне не вынесет мозг.

 

2. От человека к объекту

 

Как Дэниел Лопатин перерабатывает философию отстранения и отвращения
. Изображение № 3.

2.1 Свидетельства от первого лица

 

Рассказывая о своём предыдущем альбоме R Plus Seven, Лопатин упомянул своё увлечение ООО и поделился сопутствующими размышлениями о том, каково это — быть объектом, неодушевлённым предметом, и рассказал, как перекидывался с друзьями PDF Бруно Латура*.

2.2 Понятие ООО

ООО — часть более широкого философского движения спекулятивного реализма, жизнь которой дал Грэм Харман. ООО отвергает антропоцентризм, утверждая существование объектов вне человеческого восприятия, и ставит отношения между любого рода объектами, одушевлёнными и неодушевлёнными, на один уровень: всякий объект искажает связанные с ним объекты так же, как этим занимается наше сознание.

Бруно Латур — французский социолог
и философ, один из основоположников акторно-сетевой теории, которая рассматривает объекты в качестве равноценных участников социальных систем.

3. Garden of Delete — ООО в музыке

 

Как Дэниел Лопатин перерабатывает философию отстранения и отвращения
. Изображение № 4.

3.1 Взаимное искажение звуков

Вот и первый урок объектно ориентированной онтологии от OPN: все голоса (если их всё ещё можно так назвать после жестокого процессинга) на альбоме Garden of Delete не столько теряют свойства голоса, сколько наделяют этими свойствами другие инструменты, часть из которых к тому же балансирует на грани идеальной реалистичности и блестящей, холодной синтетики. Повторения, растяжения и изменения высот семплов голоса, вызванные логикой треков, как будто переводят слово на внеземной язык, лишают его смысла, а инструменты живут полноценно и отдельно от привычной власти голоса — как объекты.

3.2 Мир пришельцев-тинейджеров

В треке Mutant Standard довольно пугающий голос произносит местами еле различимые слова «I’m just gonna start off by doing some stupid stuff because that’s what I do, it's in me, my blood» («Я просто начну с того, что буду дурачиться, потому что это то, что я делаю, это во мне, моя кровь») — как будто на грани истерики или сумасшествия, явно предвещая что-то недоброе. Угрожающий семпл взят из Funny kids being stupid with nothing better to do, довольно дурацкого видео, которое, кстати, тоже можно найти в недрах сайта Kaoss Edge и которое исчерпывает себя своим описанием (хотя оно и само иной раз кажется довольно страшным — попробуйте посмотреть его с 1:20). Бессмысленные шалости тинейджеров вдруг оказываются пугающими, гадкий и ненормальный смех, напоминающий смех в Intro, выворачивает наизнанку — тут кончается «мой» мир и начинается мир другой, мир ужасных пришельцев.

Отступление-2: Реальный мир — пространство ужаса

На этом можно было бы остановиться, назвав это отвратительным вслед за Кристевой, но следующий шаг (подобный шаг в книге Realist Magic: Objects, Ontology, Causality, рассуждая о том, какой странной кажется реальность во время джетлага, делает Тимоти Мортон) достаточно прост: «мой» повседневный мир точно так же ужасен и страшен, просто сознание допустило ряд упрощений, которые позволяют нам хотя бы не сойти с ума (как и само слово «мир» — собирательное и ничего не значащее, оно обманывает нас: «мир» — это обширный набор всё тех же объектов, а не какое-то абстрактное «пространство» или «пустота»). Стоит нам, последовав примеру Лопатина, выключить свет в уютной ванной комнате, как она наполнится ужасом, станет чужой и угрожающей, чересчур реальной, а мы сэкономим время на попытках найти «действительно страшные» хорроры и их просмотре (кстати, состав Kaoss Edge поголовно увлекается фильмом «Чужой»).

3.3 Альбом обойдётся без человека

ООО отвергает корреляционизм, выступая за радикальный реализм, предполагающий, что бытие возможно без мысли о нём, а связь бытия и мысли совершенно необязательна. Инструменты Лопатина — не его любимая Juno-60 (модель синтезатора от Roland, к которой он относится как к живой и вместе с которой он начинал свои эксперименты) и не куча процессинга, а история музыки. Вряд ли кому-то хватит музыкального кругозора, чтобы с уверенностью выделить все аллюзии, ироничные упоминания и критические комментарии к музыкальным стилям и эпохам — от дэт-метала и неизменного нью-эйджа до нойза и всякого техно, не говоря о церковной и космической музыке. Их существование формирует музыку Лопатина так же, как сами его решения. Пожалуй, одно из самых странных чувств от Garden of Delete — это то, что альбом слушаешь как будто не только ты: его слушают сами его части, удалённые друг от друга, но транслирующие, переводящие и постоянно изменяющие друг друга. Слушатель ему необязателен, отсутствие мысли об этом альбоме не сделает его менее реальным, и он не стесняется сказать об этом.

3.4.1 Каталог и шифр для сознания

Зашифрованность и криптографичность — ещё одна мощная тема альбома, от загадочного объявления альбома в виде очередного PDF до конспирологической сети твиттер-аккаунтов, блогов и сайтов, неуютных отсылок в названиях треков и происхождения семплов. Любовь Лопатина к каталогизации здесь выставлена напоказ — хотя сам каталог бесконечно удалён от нас в шифре своих форм, и пытаться искать его разгадку совершенно бессмысленно.

3.4.2 Шифр для объекта

Объекты в ООО удалены, скрыты друг от друга. Практическое использование, или «подручность» Хайдеггера, не исчерпывает реальности объекта, равно как и попытки его теоретизирования. Объекты как бы зашифрованы друг от друга и не сводимы ни к своим физическим свойствам, ни к человеческому восприятию. Именно так зашифрованы звуки Garden of Delete: разрывающий полотно аудио I Bite Through It, очень физический, разгрызающий материю и дрожащий мускулами, не обращается к человеческому телу, или напряжённый Sticky Drama (название позаимствовано у очень спорного сайта, эксплуатирующего проблемы тинейджеров и специализирующегося на интернет-знаменитостях и интернет-драмах), который прерывается тактами полной тишины и после того абсолютно удаляется от слушателя.

3.5 История Чужого

Главный герой альбома — идеальная метафора объектно ориентированной онтологии. Лучше него эту роль играют только дроны, наблюдающие за странной битвой с мечами на земле в тизере к альбому, — неодушевлённые, но передвигающиеся свободнее нас, не наделённые сознанием, но пристально смотрящие. Эзра, инопланетянин (идиотское слово, несущее гораздо меньший смысл, чем английское alien — чужой, отстранённый, напоминающее об алиенации во всех её смыслах), не человек, хоть и наделён сознанием, очень подобным человеческому. Пришелец, дословно удалённый от антропоцентризма, Другой, к тому же тинейджер — мутирующий человек, которого «никто не понимает» и который тщетно борется со своей формой, ускользающей от него самого. В учебнике по ООО для детей он мог бы стать отличным помощником в освоении материала. Ян Богост, гейм-дизайнер и критик, развивает идеи Хармана и говорит об «удалённости» объектов как о «феноменологии пришельцев» (alien phenomenology). Объект не сможет распознать опыт другого объекта, так как объекты строят отношения между собой, используя метафоры самих себя.

 

Что почитать об объектно ориентированной философии перед сном? Пожалуй, лучше всего — эротический рассказ с Эзрой в главной роли.

изображения via Stephan C. Kaffa, Vimeo 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются