Views Comments Previous Next Search
Что увидел в «Мстителях» человек, не знакомый с Marvel — Эксперимент на Look At Me

ЭкспериментЧто увидел в «Мстителях» человек, не знакомый с Marvel

5 идеологических аргументов против блокбастеров

23 апреля в российский прокат вышел фильм «Мстители: Эра Альтрона». Look At Me отправил на его просмотр человека, который ничего не знает о киновселенной Marvel, чтобы понять, можно ли восстановить сюжет эпопеи по одному фильму. На задание отправился редактор сайта Сергей Бабкин. Искренне шокированный увиденным на экране, он отказался от продолжения эксперимента, чтобы рассказать о том, как голливудское кино почему-то отказалось от ценностей демократии и сотрудничества.

 

«Мстителей» можно смотреть, особо не думая. По ходу «Эры Альтрона» легко разобраться в мире, который придумала Marvel: в отношениях героев, в их стремлениях, ценностях и методах борьбы. Видимо, когда вы не привязаны к конкретным супергероям или вообще любому образу из поп-культуры, легче увидеть, что современные кассовые фильмы (будь они сделаны хоть в Голливуде, хоть в России, где Голливуду подражают) транслируют человеконенавистнические представления об идеальном мироустройстве. Сравнение со сверхжестокими и некоммерческими фильмами (или фильмами категории B) не сработает: зрители последних осознают цель и средства изображения насилия, и потому загруженная в них идеология полностью сработать не может.

 

Фашизм

В этой сцене на вечеринке «Мстителей», устроенной в честь завоевания важного артефакта, герои спорят, кто сможет поднять молот Тора. Никому, кроме самого Тора, это не удаётся: поднять оружие может только «достойный»

Фашистские подтексты можно найти почти в любом фильме о супергероях. Это касается как эстетики, так и сущности, которые в таких картинках неразрывно связаны. Супергерой всегда сравнивается со сверхчеловеком. Фашистские (и нацистские) представления об идеальном человеке многое заимствовали из этого понятия. Пусть многие супергерои начинали свой жизненный путь с тела простого человека, они всё равно воспринимаются как некто, стоящий выше остальных. И это не образец для подражания: супергероям просто повезло, так сложились гены или судьба, повторить это невозможно даже гипотетически. Следовательно, в мире такого кино существует нечто вроде идеальной, совершенной расы. Эстетика образа супергероя, привлекательного и мускулистого (если это мужчина) и с виду хрупкого, но при этом сильного (если это женщина) напоминает людей из пропагандистских фильмов почти любого тоталитарного режима. Только костюмы у супергероев обычно обтягивающие, что указывает на восхищение военной формой и её сексуализацию. 

 

Власть корпораций

Что увидел в «Мстителях» человек, не знакомый с Marvel. Изображение № 2.

Команда Мстителей в лучших буржуазных традициях устраивает роскошную вечеринку. На ней произносят комплименты коммерчески успешным людям

Ещё одна деталь, которая роднит «Мстителей» и остальных с фашизмом, — это безграничная власть корпораций. Не то что бы эта ситуация отличается от того, что происходит в мире сейчас. Но если в реальности критику капитализма мы слушаем и производим почти постоянно, то в мире такого кино ей почти нет места. Тони Старк, персонаж, будто связывающий команду Мстителей воедино, не просто ездит на дорогом автомобиле — он каждым своим жестом показывает власть крупного капитала. В его руках огромные ресурсы, и успех любого предприятия связан именно с ними. От крупных инвестиций зависит не только существование супергероев на экране, но и спасение мира. В «Эре Альтрона» есть сцена, в которой два героя обсуждают достоинства других людей. Они упоминают человека, которым восхищаются, подчёркивая, что он глава крупной корпорации.

 

Технократия

Герои спорят об искусственном интеллекте, вышедшем из-под контроля его создателя Тони Старка. Технология настолько сложна, что никто не может с ней справиться

Супергерои обладают не только ресурсами, но и знанием: чтобы воспользоваться сложными хардом или софтом, нужно иметь невероятные, сверхчеловеческие навыки и познания. Иногда же они доступны единицам. И пусть не все жители Земли способны создать простейший искусственный интеллект или собрать ядерную бомбу, им посылается вполне ясный сигнал: даже не пытайтесь. Истинное знание о технологиях — в руках избранных, конкурируют с которыми такие же избранные, только со знаком «минус». Это преподносится как само собой разумеющееся, и в этом есть что-то религиозное. Элитарность знаний предполагает монополию на истину. Супергерои превращаются в техно-апостолов, знание которых настолько совершенно, что может выйти из-под контроля и стать опасным. Таким образом, поп-культура подчёркивает, что у власти находятся эксперты, без которых существование человека невозможно и бессмысленно.

 

Выученная беспомощность

Капитан Америка спасает восточноевропейскую женщину,
чей автомобиль (кабриолет — очень удобно; смущает лишь то, что действие происходит
в холодное время года)
сорвался в пропасть. До этого Алая ведьма массово внушает людям, что им надо эвакуироваться. Видимо, самостоятельно жители вымышленной страны организоваться не способны

Роль простого человека в блокбастерах — быть жертвой. Погибает мирный житель или нет — он всегда выглядит бесполезным и беспомощным. Любая проблема повергает общество в хаос, в котором все как один забывают о сотрудничестве и превращаются в животных на отстрел. Особо неприятно, что в последних «Мстителях» герои спасают мир, представленный вымышленной восточноевропейской страной. Мир вне Запада вызывает жалость, он несамодостаточен, поскольку ему всегда нужна помощь. Простые люди в «Мстителях» отличаются только степенью страдания. Странно, что западное общество, где идеи о коллективной ответственности за будущее планеты давно возглавляют повестку дня, производит образы беспомощного сообщества и сильного лидера, который его спасает. И странно, что люди, которые ходят в кино, согласны платить деньги за то, чтобы их выставляли ничтожествами. Как бы смешно это ни звучало, общество не делегировало супергероям полномочия, они не получили суперспособности благодаря выборам. Получается, они узурпировали власть и не могут представлять интересы человечества.

 

Милитаризм

«Железный человек» Тони Старк деструктивным путём пытается остановить Халка, который в ярости разрушает некий африканский город

Цель супергероев — мир, но единственное возможное средство его достичь — война. Различаются только масштабы операции: чтобы спасти мир от тотального разрушения, какая-то часть планеты должна быть уничтожена. Супергерои и герои кассовых фильмов вообще почему-то сталкиваются только с угрозой полного уничтожения человечества — а значит, они имеют полное право на частичное разрушение. Оно эстетизировано до абсурда: обрушающиеся дома и мосты — чуть ли не главное, зачем такие фильмы смотрят. В «Мстителях» население восточноевропейского городка, который подвернулся под руку злодеям (а затем и самим супергероям), эвакуирует deus ex machina в лице машины военной: всех вывозит огромный воздушный авианосец. Как бы человечество ни пыталось договориться о мире, планета остаётся полигоном для битвы сверхсил. Человечество переживает апокалипсис в кино и тем самым готовится к нему в реальной жизни. Зритель блокбастера воспитан так, чтобы с радостью встретить любую войну, потому что он знает, как в ней умереть.

Рассказать друзьям
61 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются