![Зачем на самом деле нужен Apple Music — Эксперимент на Look At Me](http://lamcdn.net/lookatme.ru/post-cover/NytqzvYI-BOKfD1tds_b_w-default.png)
ЭкспериментЗачем на самом деле нужен Apple Music
Ищем редких исполнителей на потоковых сервисах
![Зачем на самом деле нужен Apple Music. Изображение № 1.](http://lamcdn.net/lookatme.ru/post_image-image/llaeNgFLJ4-vxYpGUWF3Kg-wide.png)
Текст
Артём Макарский
Позавчера вечером заработал потоковый сервис Apple Music. Look At Me провёл эксперимент, попросил четверых экспертов назвать по пять редких музыкантов, альбомы которых мы попытались найти в Apple Music и его конкурентах.
Выбор Феликса Сандалова
журналист, «Афиша»
«Результатами я не удивлён, потому что здесь только двух исполнителей можно назвать по-настоящему маргинальными (то есть: а) достаточно редкими или не попадающими в существующие конвенциональные понятия о потреблении музыки; б) выпускающимися преимущественно на замороченных физических носителях маленьким тиражом, но, так или иначе, все, кому это надо, и так закажут) — у них и самые слабые показатели по представленности в интернете.
Остальных, скорее, правильно называть малоизвестными (да и то, про RSS B0YS западные сайты писали порядком), но наличие таких групп на стриминговых сайтах — не что-то шокирующее, так как я специально выбирал существующие коллективы, заинтересованные в такой дистрибуции. Если взять какой-нибудь обскурный исландский психо-поп 70-х, то, думаю, мы его не отыщем. Это просто показывает, что, для того чтобы быть настоящим андеграундом, нужно активно противостоять музыкальной системе — например, выпускаться на восковых цилиндрах».
Выбор Евгения Горбунова
музыкант, лейбл Incompetence, дуэт Interchain
«Честно говоря, я как представитель поколения, которое копило музыку на всяких носителях и слушало её альбомами, привык держать всё, что мне нравится, у себя на жёстком диске и на айподе, но иногда стриминг-сервисы выручают. Например, когда хочется послушать записи какого-нибудь джазового чувака, но у него такое невероятное количество альбомов, что даже не знаешь, с чего начинать. Но, вообще-то, проще всего слушать музыку с YouTube, и редкости там бывают в том числе. Тот же Discogs использует ютьюбовские ролики для ознакомления с релизом. А что до результатов эксперимента, то мне Юра Степанцев, известный так же как IURII (от которого у меня большая часть всего редкого и интересного), сказал, что The Distributors — довольно известная группа, так что я не удивлён».
Выбор Льва Ганкина
музыкальный журналист, коллекционер
«Мне кажется, что стриминг-сервисы — не совсем для поиска редкой музыки; для меня самая важная их функция заключается в заполнении пробелов. Не секрет, что у самого искушённого меломана непременно найдутся дыры в образовании — и вот их затыкать с помощью стриминга очень удобно. К тому же я, к примеру, всю жизнь коллекционирую разного рода прог- и авант-рок и осмелюсь предположить, что в этих жанрах ни один стриминг-сервис никогда в жизни ничего нового мне не предложит (притом что я по-прежнему безуспешно разыскиваю некоторые записи — но это, как правило, пластинки и кассеты, изданные частным образом в каком-нибудь лохматом году тиражом 25 экземпляров).
С другой стороны, я плохо разбираюсь, к примеру, в регги — или в трэш-метале — или, не знаю, в витч-хаусе. Если мне понадобится составить представление о том, как звучит одно, другое и третье и что там в первую очередь надо послушать, я наверняка воспользуюсь условным Apple Music. Ещё одна удобная функция стриминга — напомнить себе о том, как звучит та или иная музыка, которую ты вроде когда-то слышал, но слегка подзабыл: вместо того, чтобы копаться на полке в поисках диска или пластинки, нажал одну кнопочку — и сидишь вспоминаешь.
Как искать редкую музыку? Тратить
на это кучу сил, времени и средств
Но к редкой музыке это всё не имеет особенного отношения. Тут, конечно, возникает вопрос, что считать редкой музыкой — может ли, например, считаться редкой запись, изданная в 2015 году? Чёрт его знает. Я занимаюсь в основном старой музыкой: 70-ми, 80-ми и вокруг, и там для меня критерий простой — если альбом переиздан на CD, то он перестаёт быть редким. То же с разного рода блогами, которые ведут юные и не очень юные энтузиасты: пластинка попадает в Сеть — и всё, какая же она после этого редкая, если её можно послушать в два мышиных клика?
Что же касается вопроса, как искать редкую музыку — на этот счёт у меня мнение унылое и непопулярное: для её получения нужно платить (иногда это дорого) и работать (иногда много). Внимательно отслеживать виниловые предложения в Сети; ездить на ярмарки; читать книги и выписывать оттуда неизвестные названия; искать единомышленников и обмениваться с ними физическими изданиями (а не найденными в Сети mp3-копиями); искать в интернете или в телефонных книгах музыкантов, которые сами уже давно забыли, что в 1974 году записали пластинку «для друзей», и выкупать у них остатки тиража. В общем, тратить на это кучу сил, времени и средств. Зато это гарантирует, что, добыв ту или иную запись, вы ни за что на свете не отнесётесь к ней невнимательно — не послушаете три песни урывками и не нажмёте «delete»: мол, фигня какая-то, пойду ещё что-нибудь скачаю. Музыка заслуживает большего».
Выбор Николая Кукушкина
биолог, Нью-Йоркский университет, диджей
«Результаты, в принципе, ожидаемые. С поиском музыки, если её нет на потоковых сервисах, я справляюсь просто: по очереди проверяю iTunes, ВК и Soulseek. В Soulseek, как мне кажется, есть максимум музыки. Если нет и там — то дальше искать и не пытаюсь. В Spotify есть много всего, его я использую для прослушивания, но для диджейских целей всё-таки нужно скачивать. Обычно каталог iTunes более-менее совпадает со Spotify, хотя бывают отклонения в обе стороны.
О редкой музыке узнаю в основном из сторонних источников (блоги, книги и так далее), но иногда что-то выхватываю и из плейлистов Spotify. Ещё я очень много миксов слушаю на SoundCloud и Mixcloud (в последнее время больше на втором). Раньше это был, наверное, главный способ открытия новой музыки для меня, но сейчас он стал сложнее из-за досадного технического неудобства. До недавнего времени можно было опознавать треки, играющие в составе микса на айфоне, с помощью Shazam на том же телефоне. То есть звук пропускался через Shazam, и он определял, что играет, даже когда нет треклиста. Потом они решили, видимо, что это баг, и стали отфильтровывать звуки, идущие изнутри телефона. Так удобнейший способ выхватывать что-то понравившееся из неизвестного исчез, и я пока не нашёл решения проблемы (Soundhound делает точно так же). Ещё я пользуюсь Pandora, но больше для того, чтобы просто послушать что-то под настроение, там очень неплохие алгоритмы, но чаще всего — ничего необычного.
Apple Music пока очень нравится — явно
не хуже Spotify
Apple Music пока очень нравится. Он за несколько минут нахватался моих вкусов и стал предлагать очень интересные вещи. За два дня уже успел найти кучу незнакомых и очень крутых песен и думаю, что дальше будет только лучше за счёт настройки лайками. Нравятся многочисленные плейлисты от разных изданий, нравятся «Музыканты, оказавшие влияние» и «Редкое». Connect пока не понял. Beats 1 пока произвёл очень хорошее впечатление, но по нему ещё рано судить, посмотрим, как пойдёт — там ставка именно на глобальность, если никто не будет слушать, то пропадёт весь смысл. В остальном же — явно не хуже Spotify, и я точно буду переходить на него, хотя бы ради интеграции с Siri».
Стоит отметить, что не всегда на подобных сервисах нельзя найти только достаточно редких исполнителей. Известно, что Apple Music — это первый подобный сервис, на котором можно прослушать «1989» Тейлор Свифт.
В последнее время музыканты часто удаляют свои альбомы из стриминга — например, новый альбом Бьорк «Vulnicura» можно легально послушать, только если купить его в iTunes Store, а Том Йорк удалил все свои альбомы из Spotify (и, как показывает практика, не только оттуда). Иногда тому причиной несогласие с политикой сервиса, иногда — банальная конкуренция: Джей-Зи перед запуском Tidal удалил свой альбом Reasonable Doubt, причём только из Spotify.
Известны и противники стриминга как такового — с AC/DC (если говорить о недавних событиях) и с The Beatles договориться всё-таки удалось, а вот группу Tool нельзя найти даже в iTunes. Музыканты считают, что это мешает воспринимать их цельные альбомы единственно верно, то есть прослушивая их от начала до конца. Доходит до курьёзов — если Lullaby Versions of Tool и Vitamin String Quartet Tribute to Tool’s Lateralus не кажутся чем-то из ряда вон, то на Vulnicura (Piano versions) без смеха всё-таки не взглянешь.
Кого еще сложно найти на потоковых сервисах?
Наш эксперимент показал, что далеко не всегда интересные и редкие группы можно найти на потоковых сервисах. Сразу выпадают из поля зрения те, кто принципиально выпускается только на кассетах или виниле: оцифровки их музыки могут попасть к нам только нелегально. У нас многие уповают на «ВКонтакте», но, как показывает наша выборка, там есть далеко не всё — к тому же администрация сервиса явно медленно, но верно движется к легализации контента: да, в мобильной версии приложения всё ещё есть вкладка «Аудио» (только скрытая), но теперь музыку не послушать в фоновом режиме. Когда оттуда недавно удалили музыку студии «Союз» — а прежде чем смеяться над исчезновением «Руки вверх» и «Короля и Шута», подумайте о том, что для многих это и были самые популярные композиции — стало ясно, что довольно скоро мы перейдём на стриминг, хотят этого слушатели или нет.
Также не стоит недооценивать YouTube и другие видеосервисы: в этом плане довольно умно поступает «Яндекс. Музыка». Если музыкант не нашёлся, то можно посмотреть видео — и таким образом можно как минимум послушать Un P'Tit Fond de Rouge из списка Льва Ганкина. Наконец, поиск по музыкантам, удалившим те или иные альбомы с различных сервисов, показал, что с ними лучше всего получается договориться у Apple. Впрочем, о том, что это значит для индустрии, говорить пока рано.
Комментарии
Подписаться