Views Comments Previous Next Search
Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы — Будущее на Look At Me

БудущееБудущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы

Как видят наше взаимодействие с технологиями учёные, дизайнеры и создатели научной фантастики

В фантастических фильмах мы часто видим яркие, полупрозрачные интерфейсы, которые управляются при помощи жестов и голосовых команд. Подобные концепции не так далеки от реальности — кинематографисты уже давно консультируются с учёными и дизайнерами, чтобы соответствовать основным футуристическим трендам, и в свою очередь создают интригующие концепции, которые формируют общие стандарты в проектировании будущего. Look At Me попытался понять, какими будут интерфейсы, с которыми мы совсем скоро можем столкнуться.

  

Антиутопии
и киберпанк

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 2.

При съёмках фильма «Особое мнение» Стивен Спилберг хотел привнести в антиутопию Филиппа Дика как можно больше реалистичности. Для этого в 1999 году он пригласил нескольких исследователей из разных областей — архитектуры, нейробиологии, компьютерных наук, литературы и дизайна — на трёхдневный мозговой штурм. Его участники должны были составить примерное видение будущего в 2054 году. Оно нашло своё воплощение в документе, который назвали «Библия 2054», — из него в окончательную версию фильма перешли автомобили без водителей, реклама, которая таргетируется на покупателей, распознавая их через глазную сетчатку, и многое другое. Но одним из самых эффектных моментов картины стало использование цифрового интерфейса для выяснения обстоятельств ещё не произошедших преступлений. Само действо напоминало, скорее, дирижирование оркестром и происходило под аккомпанемент классической музыки. При помощи жестов рук в сенсорных перчатках главный герой передвигался по ленте событий, редактировал и масштабировал информацию, выделял самое важное и отбрасывал в сторону лишние кусочки данных.

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 3.

«Мстители»

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 4.«Джонни-мнемоник»

Похожее концептуальное решение уже использовалось в классическом киберпанк-фильме «Джонни-мнемоник». Его герой, используя специальные перчатки, шлем виртуальной реальности и сенсорное поле путешествовал по странному, виртуальному миру, который умудрялся «ударять» его током при совершении ошибок. С момента выхода «Особого мнения» прошло 11 лет — нельзя сказать, что представления кинематографистов об интерфейсах значительно изменились. В разных частях «Железного человека» или в фильме «Обливион» мы видим использование кинетического управления, дополненной реальности и прозрачных дисплеев. Джейси Хансен, создатель интерфейсов для лаборатории и костюма Тони Старка, а также систем управления для фильма «Мстители» в интервью для The Next Web рассказал о том, что их главная цель — усиление нарратива, подчёркивание характеров героев или того контекста, в котором они находятся, в то время как реальные интерфейсы пытаются скрыть почти все нефункциональные элементы. Но это не означает то, что интерфейсы в научной фантастике оторваны от реальности и не влияют на современные представления об эргономике и дизайне.

  

Технологии
и устройства

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 5.Sixth Sence

«В целом, направление развития интерфейсов как таковых включает и те идеи, которые использованы в кинематографе киберпанка, и чуть более поздние, — считает Василий Гатов, медиааналитик и руководитель Инновационного центра «Новые Медиатехнологии» РИА Новости. — Идеи Дейла Херигстада, который придумал интерфейс компьютера в «Особом мнении», живы и многих вдохновляют до сих пор — тот же Leap Motion или Sixth Sense, без всяких сомнений, логически связаны с размахиванием руками и квазифизическими манипуляциями с цифровыми объектами. Также интерфейс Терминатора и Google Glass — очевидные родственники. Думаю, что освоение придуманного будет идти параллельно с созданием нового. Ведь идеи фантастов отражают пограничные представления того времени, когда эта фантастика придумывалась».

Среди основных тенденций в создании интерфейсов Гатов указывает на графическую модификацию традиционных интерфейсов. «Речь идёт не только о замене слов и букв «иконками» (графическими, семантическими или базирующимися на общепонятных жестах), но и о расширении зоны визуальной коммуникации вообще», — считает он. Кроме того Гатов упомянул распространение touch-логики управления девайсами и дополненную реальность, чьё распространение стало возможным за счёт улучшения качества геолокации. Он уверен, что  после некоторых колебаний потребитель информации согласился с совмещением в одном корпусе нескольких разных устройств — с разной логикой, типом и методом медиапотребления.

  

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 6.

Василий Гатов

руководитель Инновационного центра «Новые Медиатехнологии» РИА Новости

«Не надо забывать, что интерфейсы есть не только в компьютерном экране — остро чувствуется спрос и интерес к универсальному и безопасному ID, идентификации человека/пользователя/клиента/гражданина, некоему способу его опознания, который бы связал офлайновую и онлайновую сущность»

 

  

 

На данный момент существует множество прототипов, которые всё сильнее приближают нас к той реальности, которая при содействии экспертов из Массачусетского технологического института была описана Спилбергом в «Особом мнении». Оптический контроллер Leap Motion, позволяющий управлять компьютером при помощи жестов, уже доступен в широкой продаже. Сейчас Leap Motion не сможет полностью заменить клавиатуру и мышь во многом из-за недостатка приложений, которые способны полностью раскрыть его потенциал. С другой стороны, Google уже предусмотрел возможность исследования цифровой модели Земли в Google Earth при помощи жестов, а Corel — рисование картин прямо в воздухе. Поддержка крупных компаний вселяет оптимизм в развитие кинетического управления. Другие приложения, которые доступны для устройства, позволяют управлять роботами, исследовать Вселенную, проводить хирургические операции и создавать музыку.

Один из наиболее эффектных прототипов футуристичных интерфейсов совсем недавно представил владелец космоверфи SpaceX и производитель элктромобилей Tesla Элон Маск. С помощью кинетического управления и 3D-изображений ему удавалось рассматривать детали космического челнока со всех углов и при любом разрезе.

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 7.

Yandex Labs

Впервые всерьёз использовать кинетическое управление стали производители консолей — Nintendo со своими нунчаками для Wii и Microsoft с Kinect для Xbox. Последний даже был включён в базовый набор новой приставки компании Xbox One. В Microsoft уверены, что пользователи будут употреблять жесты не только в играх, но и для управления системой. Прототип похожей технологии уже демонстрировали Yandex Labs — в проморолике с помощью движений рук можно выбирать на экране телевизора фильмы и музыку для воспроизведения.  

В начале 2012 года Sony представила прототип трёхмерного голографического дисплея, который открыт для просмотра на все 360°. Несмотря на низкое разрешение, изображения на нём обладают довольно убедительной глубиной и чёткостью. На презентации представители Sony утверждали, что компания готова начать промышленное производство, как только будут разработаны приложения, с которыми можно будет эффективно использовать дисплей.  

Широкий интерес вызвал инновационный проект Glass — первая разработка закрытой лаборатории Google X, которая получила ограниченное распространение. «Умные очки» стимулировали интерес к теме переносимых на теле человека технологий. Хотя их функционал и доступность на данный момент сильно ограничены, всё может измениться с появлением новых приложений.

  

«Интеллектуаль-
ная» среда

Существующие тенденции указывают на то, что взаимодействие с интерфейсами будет всё чаще подразумевать использование естественных для нас форм коммуникации. Об этом говорит и профессор факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Утехин, который уже несколько лет ведёт открытый курс по антропологии информационных технологий: «Много лет назад для управления машиной нужно было писать в командной строке строчки кода, на нечеловеческом языке. Теперь интерфейс не только графический, но и опирающийся на человеческий язык, причем не только в письменной, но и в устной форме. Опыт оперирования реальными объектами в реальном мире, опыт обычного общения (словами и жестами) всё в большей мере включается во взаимодействие человека и компьютера. Фантастика далёкого прошлого рисовала человечество, запутавшееся в виртуальных мирах. Всё оказалось иначе: сейчас компьютер обогащает реальный мир, а не виртуальный», — утверждает Утехин.

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 8.

Он отмечает два тренда, проявляющих себя на фоне сращивания коммуникации и медиапотребления с искусственным интеллектом и социально-сетевыми возможностями. Первый — растворение компьютеров  в окружающей среде человека, которая становится «интеллектуальной» и адаптивной. Также происходит распространение мобильных устройств, которые будучи прикреплёнными к человеку  используют контекстуальную информацию (где вы в данный момент находитесь, чем занимаетесь, что происходит вокруг, что это за момент) в различных сервисах.

Таким образом, действия, привычные нам в обыденной жизни, всё сильнее внедряются в интерфейсы, которые нас окружают. Но далеко не все подобные тенденции единогласно поддерживаются экспертами. Так Марк Ролстон, креативный директор легендарной дизайн-студии Frog рассказал, в интервью для Verge, что кинетическое управление подходит только для узкого типа задач вроде управления «умным домом», в то время как редактирование и сортировка фрагментов данных, которыми занимался герой Тома Круза в «Особом мнении», лучше осуществляется при помощи мелких движений рук. Многие дизайнеры считают интерфейсы из кино абсолютно нефункциональными и полезными только для выявления общих тенденций. Сам Ролстон делает ставку на голосовое управление.

← «Приложения рядом со мной» — новая функция App Store в iOS 7. Она показывает вам коллекцию популярных приложений для вашего местонахождения

Будущее интерфейсов: Кинетическое управление, дополненная реальность и 3D-голограммы. Изображение № 9. 

 

С нападками на touch-логику интерфейсов выступил бывший дизайнер Apple Брет Виктор. В подробном посте в своём блоге он утверждает, что управление устройствами посредством «картинок под стеклом» совершенно не учитывает человеческие возможности по захвату и тактильному взаимодействию с объектами. Не вдаваясь в конкретику о том, какими именно должны стать интерфейсы будущего, в конце своего выступления он напоминает, что технологии развиваются нелинейно — у них не существует единственно правильного пути эволюции. Подобные тезисы можно найти и в исследовании Джейми Зигельбаума из MIT, которое посвящено информативным интерфейсам, — они предназначены для введения операторов и окружающих их зрителей в контекст общей работы.

Люди сами выбирают тот путь, по которому будут развиваться технологии. Он сможет привести нас как к катастрофическим потерям, так и к знаменательным достижениям. Кажется, что на данный момент мы, определились с направлением в проектировании интерфейсов: в будущем нам стоит ждать усиления тенденций к распространению дополненной реальности, кинетическому управлению и более тесному вплетению рутинных практик в управление технологиями. Что из этого навсегда изменит наше представление об интерфейсах, а что окажется бессмысленной пеной, которую намыло к берегам нашей действительности из сценариев к научно-популярным фильмам, покажет время.

  

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.