Views Comments Previous Next Search
Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса — Будущее на Look At Me

БудущееКак космос
стал площадкой
для частного бизнеса

Антон Уткин о коммерческом освоении космического пространства

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 1.

Антон Уткин

Сооснователь Thalient,
разработчик, колумнист

В апреле этого года ракета «Кузнечик» взяла очередную высоту в четверть километра, сотрудники SpaceX, частной аэрокосмической компании, разрабатывающей «Кузнечика», ради комического эффекта склеили видео того запуска с Ring of Fire Джонни Кэша. «I went down, down, down and the flames went higher. And it burns, burns, burns, the ring of fire, the ring of fire», — весело поёт Кэш, и внезапно «Кузнечик», достигнув самой верхней точки полёта, начинает совершенно удивительным, непривычным для глаза образом возвращаться на исходную позицию. Выглядит это так, словно виджей пустил клип в обратную сторону — ракеты так не летают. Вернее, они не летали так до самого последнего времени.

На днях «Кузнечик» версии 1.0 совершил свой последний полёт, взлетев почти на 800 метров, и точно так же вернулся обратно, величаво сияя в упомянутом огненном кольце. Элон Маск, основатель SpaceX, Tesla Motors и Hyperloop, в своём увлекательном твиттере пишет про один из последних полётов «Кузнечика» следующее: «Кажется, теперь у нас есть все части головоломки, для того чтобы возвращать ракету обратно». Возвращать ракету обратно. В этом весь космос в 2013 году — маленький, самодеятельный, очень странный. 2013-й — год, когда частные космические программы начинают брать верх над большими государственными проектами.

  

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 2.

Макет ракеты Ариан 44LP на выставке

История вопроса насчитывает почти сорок лет. Проект OTRAG, Orbital Transport und Raketen AG, развёрнутый ФРГ в середине семидесятых — первая попытка коммерческого освоения космоса. Ракета-носитель OTRAG радикально отличалась от общепринятых многоступенчатых конструкций своим простым кластерным дизайном, отчасти напоминавшим американский «Сатурн I». Авторы предполагали, что при массовом производстве ракеты OTRAG будут в десятки раз дешевле многоступенчатых ракет-носителей. Опытные образцы успешно проходили испытания в Конго и Ливии, но проект испытывал значительное политическое давление со стороны СССР и Франции — не в последнюю очередь потому, что инженерную компанию, выигравшую тендер на OTRAG, консультировали вышедшие в отставку сотрудники NASA — Вернер фон Браун и Курт Дебус, более известные, как авторы ракеты «Фау-2» — первой баллистической ракеты дальнего действия, которая находилась на вооружении Германии во время Второй мировой войны. История любит иронически закольцовывать самые захватывающие сюжеты: после падения Третьего рейха фон Браун и Дебус в числе многих других инженеров, занятых на передовых военных проектах вермахта, сдались американцам и естественным образом влились в не менее передовые инженерные проекты США, чтобы после отставки в NASA вернуться на родину. Разумеется, этот тревожный факт вкупе с опасениями по поводу утечки передовой технологии в упоминавшиеся развивающиеся страны, в которых находились тестовые полигоны OTRAG, не мог не вызывать активного политического давления со стороны целого ряда стран, и проект был закрыт — формально ради светлого будущего совместной англо-франко-германской ракеты «Ариан».

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 3.

 

2013-й — год, когда частные космические программы начинают брать верх над большими государственными проектами

 

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 4.

 

История с OTRAG прекрасно иллюстрирует сразу несколько предпосылок появления частных космических программ. Во-первых, ракеты изначально создавались как оружие, способное донести боеголовку до цели за тысячи километров от точки старта (желание донести до противника боеголовку сменилось желанием донести полезный груз до орбиты значительно позже). Во-вторых, в гонке вооружений — и это хорошо видно по первым десятилетиям ракетостроения — скорость была важнее стоимости проекта, поэтому многие инженерные решения, ставшие эталонным дизайном, далеки от экономической эффективности. Таков, допустим, исторически сложившийся многоступенчатый дизайн ракет-носителей, довольно дорогостоящий и сложный в производстве и обслуживании — многие специалисты аэрокосмической отрасли соглашаются, что это скорее дань традиции и отлаженному техническому процессу, нежели здравому инженерному смыслу. В-третьих, после окончания гонки вооружений очевидным образом стихла и космическая гонка, во многом обусловленная необходимостью демонстрации технологического превосходства над условным противником — изначально дорогостоящий государственный космос перестал оправдывать собственное существование, и в последние десятки лет финансирование государственных космических программ во всём мире только сокращается.

Возникновение частных космических программ — встречный процесс, нарастающий вместе с глобализацией производства, резким удешевлением средств массового производства, компьютерного проектирования и микроэлектроники.

  

Основные игроки

Основными игроками на этом рынке за последние годы стали, во-первых, уже упомянутый SpaceX создателя Tesla Motors, во-вторых, американская научная корпорация Orbital Sciences, в-третьих, Planetary Resources — компания, взявшая курс на освоение космических полезных ископаемых.

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 5.

SpaceX

создателя Tesla Motors

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 6.

Orbital Sciences

американская научная корпорация

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 7.

Planetary Resources

компания, взявшая курс на освоение космических полезных ископаемых.

 

SpaceX в лице своего основателя Элона Маска — самый громкий и яркий космический проект последнего времени. Космический корабль «Дракон», весной прошлого года успешно стыковавшийся с МКС и в итоге выигравший контракт на транспортировку грузов на орбиту, ракета-носитель «Сокол-9», которая сейчас доставляет на орбиту «Дракона» в беспилотном варианте, а к середине 2015-го возьмётся доставлять и астронавтов, и, наконец, уже упоминавшийся «Кузнечик» — первая коммерческая попытка создать многоразовую ракету — все эти движения происходят при непосредственном участии одного из создателей PayPal, и это действительно романтическая история про то, как прагматичные деньги, заработанные в Кремниевой долине, финансируют мечту о космосе.

  

Космический корабль «Дракон»

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 8.

 

Сам Маск, вложивший десятки миллионов долларов собственных сбережений в DragonX и в не менее передовую фирму-разработчика электромобилей Tesla Motors, рассказывает, что в какой-то момент брал в банке займы, чтобы заплатить за жильё. Названия вроде «Дракона» и «Кузнечика» — его ироничные fuck yous многочисленным критикам всего странного и прорывного и комментариям в духе «не взлетит». Взлетело. Параллели с «железным человеком» Тони Старком перестали быть шуткой в тот момент, когда Маск показал самодельную систему трёхмерного проектирования, сделанную из набора датчиков Leap Motion и сименсовского пакета промышленного проектирования — Элон Маск и есть наш Тони Старк, главное действующее лицо частной космической программы.

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 9.

 

Правительства многих стран пытаются снять бремя космических исследований
с налогоплательщиков и переложить
их на плечи частных компаний

 

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 10.

 

С недавних пор у SpaceX появился достойный конкурент — компания Orbital Sciences, известный подрядчик оборонных ведомств с целым рядом передовых разработок. В конце сентября компания совершила успешную стыковку своего космического корабля «Лебедь» с МКС. Orbital Sciences — вторая компания, выполняющая работы для NASA по программе Commercial Resupply Services — контракты такого рода и есть самое яркое свидетельство дерегуляции или, если угодно, постепенной приватизации космоса. Правительства многих стран, имеющих собственные космические программы (Россия и США здесь являются самыми яркими примерами), небезуспешно пытаются снять бремя космических исследований с налогоплательщиков и переложить их на плечи частных компаний, которые так или иначе вынуждены в итоге показать прибыль.

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 11.

Космический корабль «Лебедь»

Если Элон Маск — живое воплощение Тони Старка и Stark Industries, то компания Planetary Resources — прямой наследник идей Weyland-Yutani или Arakyd Industries. Компания, среди инвесторов которой числятся основатель Google Ларри Пейдж и кинорежиссёр Джеймс Кэмерон, собирается заняться освоением космических полезных ископаемых. Planetary Resources намеревается на протяжении многих лет разрабатывать и совершенствовать космические корабли серии «Аркид». Первые модели серии будут, скорее, телескопами, которые ищут полезные ископаемые, а последние — вероятно, автономными горнопроходческими машинами, которые смогут передвигаться на сверхдальние расстояния в пределах Солнечной системы и выкапывать из астероидов что-нибудь очень полезное. При всей кажущейся несбыточности Planetary Resources показывает хорошую активность. Вполне возможно, что в этом и состоит план PR — не торопиться, тем более что в космосе по объективным причинам, в принципе, не принято спешить.

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 12.

 

Фильм «Гравитация» сбивает пыл космической романтики: кинолента передаёт общий дух и настрой человека,
находящегося на орбите

 

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 13.

 

Несмотря на существование всех этих солидных компаний с головокружительными планами, самым любопытным для простых людей направлением частного космоса остаётся космический туризм для всех желающих (с оговоркой про толстый кошелёк). Однако с некоторых пор он переживает не самые звёздные времена. Здесь мы встречаемся с портретом номер два, и это предприниматель и шоумен Ричард Брэнсон, управляющий группой компаний Virgin, и в частности — Virgin Galactic. В середине нулевых космический корабль SpaceShipOne стал первым в истории частным судном, совершившим полноценный космический полёт, но с тех пор активность поутихла.

  

SpaceShipOne — первое в истории частное судно, совершившее космический полёт

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 14.

 

Во-первых, обещанные рейсы для частных лиц всё откладываются и откладываются — и это несмотря на то что при стоимости билета в четверть миллиона долларов уже выстроилась очередь из желающих, среди которых звёзды вроде Стивена Хокинга и Анджелины Джоли. Во-вторых, сам полёт — так себе космос, два часа взлёта и посадки ради нескольких минут невесомости на высоте, лишь условно выходящей за границу, которую мы привыкли называть «космосом»? За гораздо меньшие деньги любой желающий может попробовать такую же условную «невесомость» на специально оборудованном «Ильюшине», пакетики входят в стоимость. В-третьих, недавно вышедшая кинолента Gravity очень серьёзно сбивает пыл космической романтики: практически все космонавты и астронавты, комментирующие Gravity, закрывают глаза на многочисленные неточности фильма и в один голос свидетельствуют, что кинолента очень хорошо передаёт общий дух и настрой человека, находящегося на орбите: космос — это холодное, мрачное, неудобное и довольно опасное место, малоподходящее для жизни людей.

  

Курс на Марс

Марсианских программ в разное время существовало довольно много: государственные часто откладывались, замораживались или вообще отменялись. Среди прочих есть две небезынтересные частные программы визитов на Марс.

 

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 15.

Это Inspiration Mars, программа одного из первых космических туристов Денниса Тито, которая «вращается» вокруг удачного взаимного расположения Земли и Марса летом 2018 года. IM предполагает пролёт космического корабля мимо Марса, посадка в силу ряда причин не планируется. Программа IM пока что финансируется из кармана Тито, ищет новых инвесторов и в следующем году собирается открыть набор добровольцев, которым предстоит провести 500 дней в замкнутом пространстве, не поубивать друг друга и получить приличную дозу космической радиации (которая, впрочем, не должна стать заметно канцерогенной) — добро пожаловать в космос!

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 16.

Вторая, Mars One, тоже ищет добровольцев (сейчас запись закрыта, правда, в будущем планируется ещё несколько «окон» для желающих), но уже для колонизации Марса в начале следующего десятилетия. Это проект голландского инженера и предпринимателя Баса Лансдорпа — его НКО планирует в течение следующих лет бомбардировать Марс грузовыми кораблями, затем марсоходами, а потом, когда почва для высадки колонистов будет естественным образом подготовлена, то и первыми добровольными марсианами. Кстати, всё это увлекательное предприятие предполагает задействовать мощности SpaceX, в частности ещё не придуманную марсианскую версию «Дракона» и специализированную ракету-носитель «Сокол» для больших грузов. Официальных договорённостей между Mars One и SpaceX до последнего времени не существовало.

  

В космос своими руками

Для тех, кто огорчён медлительностью Брэнсона и рвётся в космос уже сейчас, есть как минимум два пути.

Первый вариант своим существованием обязан резкому удешевлению микроэлектроники. Так, в последние годы мы сначала восторгались, затем удивлялись, а потом и свыклись с тем, что к недорогому шару для стратосферных полётов можно прикрутить маленькую цифровую фотокамеру (чтобы сделать эпические снимки с высоты в несколько десятков километров) и сотовый телефон (чтобы упавший шар можно было найти и как минимум извлечь карту памяти из фотоаппарата, на которой находятся упомянутые эпические снимки). Бюджет такой конструкции запросто укладывается в полтысячи долларов, и его неоднократно повторяли школьники.

  

МИКРОСПУТНИКИ
SkyCube в виде куба 

Как космос
стал площадкой
для частного бизнеса. Изображение № 17.

 

Второй путь в космос открывается благодаря краудфандингу, и там тоже полно вариантов. Проектов коллективного финансирования микроспутников вроде SkyCube отгремело уже несколько. В принципе это хорошая и свежая идея — сначала ты даёшь немного денег, а затем тебе разрешают поделать открыточек с орбитальной камеры прямо на собственный смартфон — безделица, а приятно. Кроме того, проекты вроде PocketQube в принципе показывают, как идеи популярных микроконтроллеров Arduino переносятся на технически полноценные спутники стоимостью до тысячи долларов. Билет в космос в стоимость не входит, но тут нам всем остаётся следить за запусками SpaceX и ждать, пока выведение килограмма полезного груза на орбиту не будет стоить меньше пятизначной долларовой суммы — ну и затем запулить туда собственный маленький спутник.

Частный космос в этом году — волнительное мероприятие, по накалу страстей напоминающее дыхание самой первой любви: ещё толком ничего не случилось, но уже очень многое обещано. Вот «Кузнечик», вот SpaceShipTwo, а вот и самодельный стратосферный зонд, и там, где государственная машина терпит убытки и понемногу сдаёт позиции (Роскосмос можно в принципе не упоминать, NASA из-за позорной правительственной «отключки» не в состоянии отдать даже фотообои для айфона), частный бизнес берёт космос в свои руки, и космос понемногу открывается — в конце концов, у нас есть свой Тони Старк, который с полным правом может сказать «Поехали!». И когда понимаешь, что последний полёт «Кузнечика» снят с радиоуправляемого робота-гексакоптера, который наблюдает за пролетающей мимо ракетой, то чувствуешь, что в будущее тебя уже взяли.

фотографии by ©INSPIRATION MARS & via flickr.com/mvannorden

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются