Views Comments Previous Next Search
Химичка-киборг:
Как в 1980-е представляли школы будущего — Будущее на Look At Me

БудущееХимичка-киборг:
Как в 1980-е представляли школы будущего

Военная сирена вместо звонка, учителя-киборги и банда «Чёрные сердца» из дилогии «Класс»

В рубрике «Назад в будущее» Look At Me каждую неделю выясняет, как люди прошлого представляли себе будущее и насколько их ожидания сбылись в наше время. В новом выпуске — дилогия «Класс», в которой режиссёр сокрушительного фильма «Коммандо» Марк Л. Лестер рассуждает о школьном насилии и роли киборгов в системе среднего образования.

 

Фильм «Класс 1984» снимали в 1981-м, а на экраны выпустили в 1982-м. Не очень понятно, зачем понадобилось переносить действие в ближайшее будущее: то ли Лестер хотел сыграть на аналогии с Оруэллом, то ли не желал, чтобы его кино восприняли как заявление, что американские школы уже сегодня охвачены беспросветной жестокостью. Так или иначе сам фильм открывается страшной статистикой о том, как часто ученики нападают на учителей и одноклассников, а также предупреждением «Частично основано на реальных событиях», хотя есть и приписка о том, что ещё не все школы пали так низко. «Пока что».

В «Классе 1984» можно неожиданно увидеть совсем ещё юного, круглолицего Майкла Дж. Фокса во второплановой роли порядочного школьника, который по недоразумению заходит с другом в туалет купить немного наркотиков. Питера, главаря шайки, которая эти самые наркотики продаёт (а ещё контролирует школьных проституток, выбивает деньги из слабых и регулярно дерётся с бандой чернокожих), отчего-то играет Тимоти Ван Паттен, один из самых успешных телевизионных режиссёров современности, работавший среди прочего над «Прослушкой», «Кланом Сопрано» и «Игрой престолов».

Конечно, «Класс 1984» появился в мире, в котором уже были и «Школьные джунгли», и «Заводной апельсин», после которых сложно высказать что-то новое о старом добром ультранасилии, и всё же происходящее отличается какой-то зашкаливающей художественной грубостью. Лестер вообще не рассуждает о природе жестокости, зато описывает её симптомы предельно жирным шрифтом. Каждый сантиметр школы разрисован оскорбительными граффити; полиция отбирает у учеников на входе тонны холодного оружия; здоровяк из злодейской банды ходит в алкоголичке со свастикой, а все его друзья обвешаны кожей, цепями и шипами; биолог советует главному герою, новоприбывшему учителю музыки Эндрю Норрису, выучить боевые искусства, а сам носит в портфеле пистолет. Пистолет этот, конечно, выстрелит: когда жестокие подростки сдирают кожу с кроликов из живого уголка, обезумевший биолог устраивает урок, держа подростков под дулом «Беретты» — и впервые, кстати, добивается от самого глупого ученика в классе правильного ответа про X-хромосому.

 

Химичка-киборг:
Как в 1980-е представляли школы будущего. Изображение № 2.

 

Перенеся действие в ближайшее будущее, Лестер избавил себя от необходимости объяснять, чем же эта школа особенная и почему в ней всё так плохо: предполагается, что более-менее все школы в США за последние несколько лет резко погрузились в хаос, а удивления Норриса списывают на то, что у него был перерыв в карьере. Учитель-идеалист, конечно, пытается аккуратно поставить на место бандита Питера, но, когда накаченный наркотиками школьник забирается на флагшток, падает и разбивается насмерть, Норрис переходит к решительным мерам. Стычки с бандой заканчиваются тем, что Питер и его подручные насилуют беременную жену Норриса, а в заключительном эпизоде фильма, пока все ученики и учителя сидят в актовом зале и ждут концерта, Норрис последовательно убивает всех членов группировки, причём некоторых сжигает заживо и насаживает на циркулярную пилу. С Питером герой искусно сражается врукопашную на крыше здания, словно смотришь не кино о школьном насилии, а ТВ-боевик с Майклом Дудикоффым.

В 1990-м, когда стало окончательно ясно, что тёмные пророчества Лестера не особенно сбылись, режиссёр дал себе фору посолиднее: переместил события сиквела сразу на девять лет в будущее. Согласно предыстории «Класса 1999», в 92-м жестокие американские школьники взбунтуются, вокруг учебных заведений образуются свободные от полиции зоны, где можно без проблем устраивать перестрелки, а в самих школах контролируют порядок закованные в броню стражники, которые твёрдым шагом патрулируют коридоры сразу после дикой сирены, извещающей о начале занятий. В 1999-м в одну из школ отправляют трио из учителей-киборгов: химичку, историка и физрука. Первая тут же каблуком протыкает ногу зарвавшемуся панку, второй сначала лупит по заднице двоечников, а затем до смерти накачивает наркотиками парня, рискнувшего заявиться на урок под кайфом, третий же сворачивает шею ученику, схватившемуся за пистолет. Обеспокоенные малолетние бандиты объединяются, чтобы прогнать киборгов из школы.

 

Химичка-киборг:
Как в 1980-е представляли школы будущего. Изображение № 4.

 

Вышеописанная экспозиция позволила Лестеру больше не сдерживать собственное безумие, а карикатурный «Класс 1984» на фоне продолжения приобретает едва ли не документальную глубину. У главного робототехника в исполнении вечно ухмыляющегося Стейси Кича тут пижонский хвостик, белоснежные глаза ожившего мертвеца и усы Марлона Брандо из фильма «Вива, Сапата!». Ученики сдают охране на входе не перочинные ножики, а пистолеты-пулемёты, в шкафчиках они держат месячный запас мощнейших психотропов, на разборках устраивают массовые перестрелки, а приезжают на «стрелку» не на мопедах, а на импровизированных броневиках. Банды (ключевая из которых называется «Чёрные сердца») на протокольных собраниях весело строчат в потолок из автоматов. В кульминационный момент химичка-киборг, которой предварительно разодрали грудную клетку, плавит кожу у себя на руке, чтобы обнажить монструозный огнемёт. Посреди всего этого сюрреалистичного карнавала сохраняет серьёзное лицо лишь Малкольм Макдауэлл, к 1990 годам окончательно привыкший сниматься в ерунде; тут он играет директора школы, которого попросили закрыть глаза на убийства ради возможности попасть на обложку TIME.

Конечно, «Классы» — не столько фантазии о скором будущем, сколько эксплуатационные клоунады, и главный вопрос тут не в том, зачем Лестер прикрывается социальными страшилками, а в том, когда уже химичек в школах заменят киборгами. Тогда бы я наверняка запомнил, что такое валентность и как её посчитать.

 

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются