Views Comments Previous Next Search
Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке» — Индустрия на Look At Me

ИндустрияЧто сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке»

Методы работы и объективные достижения мультидисциплинарного московского института

На прошлой неделе институт «Стрелка» выпустил студентов 2012/2013 учебного года. Помимо собственно вручения дипломов на территории института открылась выставка выпускных проектов — 4 павильона, оформленные в духе и с сохранением фактологии 4-х студий, на которые студенты были разделены в течение последних 5 месяцев. Look At Me изучил как павильоны, так и сами проекты, а также поговорил с представителями института о том, чем на самом деле занимается «Стрелка» и как студенты и преподаватели меняют нашу жизнь к лучшему уже сегодня.

  

 

«Мой друг нашёл в интернете статью о “Стрелке” и почему-то решил показать мне, — говорит шведский архитектор Филип Майер, один из студентов текущего выпуска. — Мне понравилась идея мультидисциплинарности и общая концепция современного исследовательского института с достаточным количеством ресурсов для поддержки работ практически любого толка. Кроме всего прочего, я всегда хотел побывать в России и в лучшем случае — выучить язык».

Проект Майера, Second Miasma, посвящён проблеме хронических заболеваний малоизвестной природы. Его суть — в обеспечении инфраструктуры, которая позволила бы минимизировать как сам риск распространения заболеваний, так и своевременное принятие мер противодействия распространению эпидемии. «Я взялся за эту тему, потому что она многим, и мне в том числе, до определённого момента казалась очень абстрактной и никак не зависящей от мелкомасштабных действий человека, — продолжает Майер. — Но чем больше я углублялся в изучение ситуации вокруг медицинской инфраструктуры, тем больше осознавал возможность конкретных мероприятий, если не полностью решающих проблему эпидемий, то хотя бы дающих возможность минимизировать риски».

 

Выпуск 2012/2013 выглядит так. Изображение № 2.Выпуск 2012/2013 выглядит так

Обучение на «Стрелке» проходит в два этапа. Первый — когда учебный     процесс — один на всех студентов, длится три месяца и существует в формате, называемом Studio Generale. Воркшопы, интенсивы, отдельные лекции, выезды за рубеж (в этом году — в Шанхай) — в ходе групповых занятий чётче формируется представление каждого студента и о своих компетенциях и интересах, и о возможностях и характере интересов сокурсников. Итог — разделение студентов на студии (в этом году их было 4), а внутри студий — выбор конкретных тем для последующей проработки в качестве дипломных проектов. Второй этап — собственно дипломы 

«В этом году нам удалось добиться более тесного взаимодействия между студентами внутри одной студии. Важность этого легко объяснить, ведь у нас учатся и архитекторы, и экономисты, и социологи, и вообще совершенно разные люди, каждый из которых может представлять интерес, как эксперт, для практически любого проекта, — говорит менеджер проектов института Евгения Поспелова. — В дальнейшем хотелось бы установить ещё и межстудийную коммуникацию, но это медленный процесс, потому что в приоритете по-прежнему остаются сами проекты и личное развитие каждого из наших студентов».

  

Студии 2012/2013

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 3.

Идеальное место. На пути к новым моделям для жизни.

Another Place. Towards the new patterns of (co)habitation

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 4.

(Пере)осмысление информации. Как правильно «читать» город?

(Re)charge information. How to debrief the city? 

 

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 5.

Образование как проект. Кто, как и чему будет учиться в будущем?

Education as a project. Past, present, and future of learning

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 6.

Прошлое будущего. Критическая история предсказаний и прогнозов

Foresight in hindsight. A history of predictions

  

 

Ключевой момент в формировании как самих проектов, так и отношения к ним людей со стороны (это предполагает публичный характер проектов), — их масштаб и применимость. «Очевидно, что масштаб исследования в рамках года на “Стрелке” — вещь ограниченная. Грубо говоря, мы не можем позволить себе проекты по исследованию всей России или всего мира», — говорит программный директор образовательной программы института Анастасия Смирнова. Однако существующие проекты, даже те из них, что ориентированы на конкретные институции, легко переносятся на любой уровень приближения.

Проект «Будущее традиции МАрхИ», разработанный в студии «Образование как проект» студенткой Анной Позняк, рассматривая собственно МАрхИ, помещает его принципы в общемировой контекст и выявляет проблемы, общие для всего архитектурного образования в России. Такие проекты, как, например, Datalab Metro, имеющие в виду известную фактуру, но нетрадиционный подход к её использованию, точно так же сложно назвать сугубо локальными. Конкретно в этом проекте, разработанном Гульназ Аксеновой и Артуром Шахбазяном в студии «(Пере)осмысление информации», поднимается вопрос сбора биометрических данных в вагонах метро.

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 7.

«Характер студенческих проектов — всё же, скорее, исследовательский. Их сложно назвать прикладными хотя бы по той причине, что перед студентами и не ставится цели в процессе обучения разработать стратегию для реального изменения ситуации в архитектуре, медиа или где-то ещё, — продолжает Поспелова. — Наша задача — подготовить специалистов к практической деятельности, поэтому обучение на “Стрелке” — это в первую очередь обучение работе с фактами и с представителями других смежных профессий».

Иногда, впрочем, личные амбиции студентов находятся довольно близко к окружающей действительности, и результатом становятся проекты, которые, будучи доработанными и замеченными, вполне могут служить планом действий по действительно улучшению жизни. Яркий пример — проект The Path I Came By: a Model for a Local Museum Варвары Дегтяренко из студии «Идеальное место». Он посвящён вопросу краеведческих музеев — как с точки зрения их исторического смысла, так и преобразования необходимых для его существования условий. Кроме общих замечаний Варвара выдвигает и конкретные предложения вроде практикуемого в Америке постоянного сбора информации из уст обычных людей, которым краеведческие музеи, по идее, и должны быть нужнее остальных.

  

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 8. 

Анастасия Смирнова

программный директор «Стрелки», директор студии «Идеальное место»

В этом году мы ввели в обиход несколько новых образовательных форматов. Один из них — Strelka Talks: наша команда снимает на видео лекцию какого-нибудь замечательного урбаниста с большим количеством визуального материала, массой полезных ссылок и обширной библиографией, затем мы выкладываем это видео на сайт «Стрелки» — таким образом, любой человек с доступом к интернету может самостоятельно и довольно глубоко изучить тот или иной вопрос. Студентам же предлагается посмотреть видео, подготовиться, а затем пообщаться с самим лектором, которого мы привозим непосредственно на «Стрелку», и задать ему все самые насущные вопросы.

Второй новый формат — Research Simulator, своего рода «симулятор полёта»: одна из учебных недель становится как бы моделью всего учебного года. Это даёт возможность получить более ясное представление о том, как в общем случае строится работа над проектом, и заранее спланировать свою собственную исследовательскую деятельность на время обучения. Модераторами воркшопа выступают выпускники «Стрелки», что очень важно для успеха всей затеи.

Кроме того, у нас появился уникальный собственный семинар под названием SPACE™  (аббревиатура расшифровывается как Socilogy, Political Studies, Art, Culture, Economics) — это возможность для будущих специалистов послушать лекции лучших эскпертов из сопредельных дисциплин. Междисциплинарного семинара такого уровня на данный момент нет ни в одной архитектурной школе мира.  

  

 

На итоговой выставке, проходящей во дворе «Стрелки», до сих пор представлены не столько сами проекты, сколько переведённое на язык арт-павильонов видение студентами проработанных ими проблем. Одна студия — один павильон. Студия «Прошлое будущего», к примеру, воссоздала несуществующую комнату, на первый взгляд кажущуюся устаревшей и будто сохранившейся в первозданном виде с начала прошлого века. На деле комната наполнена объектами, отражающими представления людей того времени о далёком будущем. Исследовательский материал студии представлен также и на сайте, позволяющем, например, узнать, что в 1962 году мэр Нью-Йорка предрекал абсолютное избавление от расовой дискриминации к 2012 году.

Главный вопрос, возникающий к программе «Стрелки», — профессиональная судьба выпускников, обучение которых проходит в формате подготовки к реальной практике, будто бы без учёта реальной специфики соответствующих индустрий. Предлагаемый ответ довольно прост: обучение длится слишком недолго, чтобы превратить студентов в ничем необременённых мечтателей, но достаточно, чтобы закрыть важную лакуну современного российского образования — недостаток времени и ресурсов на обучение исследовательским механизмам и методам работы с полученными данными.

Профессиональная активность студентов в самом деле начинается только после выпуска, но это, как показывают конкретные случаи, практика вовсе не порочная. Студент первого года Ежи Станкевич уже некоторое время назад сам начал разрабатывать стратегии для Мосгорпарка по изменению облика и устройства существующих парковых зон Москвы по современным моделям, которые при этом не сводятся лишь к производству копий Парка Горького. 5 июля он проведёт на «Стрелке» открытый воркшоп по проектированию парков.

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 9.

Что сделано: Итоги выпуска 2012/2013 на «Стрелке». Изображение № 10.

 

Помимо образовательной деятельности «Стрелки» стоит упомянуть ещё и внешнюю. Институт, к примеру, будет курировать русский павильон архитектурной биеннале в Венеции в 2014 году. Из более прикладных достижений — проведённые конкурсы на проект реконструкции Политехнического музея, создание нового парка «Зарядье», а также развития Парка Горького вплоть до 2020 года. 

«Один из прошлых выпускников, Антон Кальгаев, в этом году — мой полноправный партнер, — говорит куратор летней программы Анна Широкова. — Людям со стороны мы тоже всегда рады — так, в разработке сейчас находится проект, посвящённый университетским кампусам, который нам предложили студенты экономфака МГУ. Но идея летней программы — ещё и в получении обратной связи, поэтому каждое мероприятие оказывается ещё и поводом поговорить с людьми, получить их комментарии о нашей работе».

Можно долго спорить о том, насколько «Стрелка» была бы интересна широкой публике без массива предлагаемых ею развлечений, но в ответ на это можно привести простые факты. Вроде тех, что часть людей, приходящих в бар при институте или на концерты во дворе, потом набивает битком всю территорию «Стрелки» на лекции Тоёо Ито, ещё часть — подаёт заявки на поступление.

Фотографии: Юля Майорова

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.