Views Comments Previous Next Search
Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак маленькая арабская страна захватила арт-рынок

Почему Катар распорядился нефтяными деньгами элегантнее России

С подъемом экономики развивающихся стран на мировом рынке современного искусства начали появляться новые игроки. Коллекционеры из России, Китая и Латинской Америки покупают работы известных художников за баснословные деньги, но главной силой на арт-рынке стала маленькая страна в Персидском заливе — Катар.

 

Зачем Катар покупает западное искусство?

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 2.

У Катара есть деньги

Обильные запасы нефти и газа, а также эксплуатация дешевого труда мигрантов помогли Катару стать одной из самых богатых стран мира. По данным Международного валютного фонда, страна занимает первое место в мире по показателю ВВП на душу населения. Огромное количество денег нужно куда-то девать: столицу Доху застроили небоскребами, страна примет чемпионат мира по футболу в 2022 году и спонсирует повстанцев из Сирийской свободной армии. В конце 2000-х Катар определился еще с одним направлением вложений — это изобразительное искусство.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 3.

Катар инвестирует
в культуру
и образование

В отличие от многих других государств Катар серьезно подошел к проблеме истощения минеральных ресурсов. Правительство страны осознало, что вложения нефтяных долларов нужно произвести немедленно. Власти запустили программу «Видение Катара — 2030», в рамках которой осуществляются инвестиции в образование и культурную сферу. В Катаре строят новые школы и университеты, центры постпродакшена для международных кинокомпаний и больницы. А также музеи, для которых массово скупают как арабское, так и западное искусство.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 4.

Катар конкурирует
с другими арабскими странами 

Но вложения в искусство — это не только попытка обеспечить себе безбедное будущее. Культура становится важным фактором в международных отношениях. Катар вступил в конкуренцию с другими странами Персидского залива, в особенности с Объединёнными Арабскими Эмиратами, в стремлении стать культурным центром арабского мира. Страна пошла своим путём: если в ОАЭ тесно сотрудничают с западными центрами (там открывают свои филиалы Лувр и фонд Гуггенхайма), то Катар создает собственные организации и привлекает западных специалистов.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 5.

Катар хочет привлечь туристов

Еще одна область, в которой Катар хочет вступить в соревнование с ОАЭ, — туризм. Пока в роскошные отели Дубая съезжается множество отдыхающих, Катар остается на обочине мировой туристической карты. Строительство новых музеев силами звездных архитекторов и коллекции самых известных современных художников дают надежду на то, что туристы обратят внимание и на другую страну Персидского залива.

 

Кто отвечает за всё это?

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 6.

Местная аристократия

Династию аль-Тани, представители которой сейчас руководят Катаром, многие называют современными Медичи. Шейх Хасан бин Мохаммед бин Али аль-Тани был первым из семьи эмира, кто обратил внимание на искусство. Еще в 1980-х годах он окончил местный университет по специальности «Искусство XX века» и стал одним из крупнейших коллекционеров современного арабского искусства. В его коллекции содержится около 6 300 объектов современного искусства из стран Ближнего Востока, которые легли в основу МАТХАФ — музея современного восточного искусства в Катаре. Культурой интересуются и другие представители правящей династии. Сауд бин Мохаммед аль-Тани, двоюродный брат бывшего эмира Катара, владеет крупной коллекцией традиционного исламского искусства.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 7.

Сестра эмира Катара

Центральной фигурой в культурной революции Катара считают дочь бывшего эмира, шейху Аль-Маяссу бинт Хамад бин Халифу аль-Тани. 14-й ребенок в семье, она родилась в 1983 году, в школу ходила в Каире, затем изучала политологию и литературу в американских университетах. Получив образование, она возглавила Управление музеев Катара. Несмотря на то что шейху почти никогда не видели в музеях и галереях, именно она ответственна за активное продвижение Катара на мировом рынке искусства. Со словами о необходимости взаимоуважения культур она нанимает иностранных специалистов и отводит фонды на покупки работ западных художников. По некоторым подсчетам, Катар тратит на покупку произведений искусства около 1 миллиарда долларов в год. В 2013 году Аль-Маяссу бинт Хамад бин Халифу аль-Тани назвали самым влиятельным человеком в современном искусстве.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 8.

Иностранные специалисты

Управление музеев Катара решило проблему нехватки кадров, активно привлекая иностранных специалистов высшего класса. Пока новая смена историков искусства и кураторов получает образование в университетах страны, почву для них готовят влиятельные искусствоведы. Одной из самых громких «покупок» Управления музеев стал Эдвард Долман. До переезда в Катар он был главой аукциона Christie's, где проработал 27 лет. На берега Персидского залива также переехали глава Род-Айлендской школы дизайна Роджер Мэндл и французский искусствовед Жан-Поль Эжелен, а интересы Катара на Западе представляет агент из Парижа Филипп Сегало.

 

Каких художников любят в Катаре?

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 9.

 

Существовали разные предположения о принципе, по которым катарцы и их агенты выбирают произведения искусства для покупки. Некоторые думали, что арабское государство увлеклось современным искусством, потому что оно часто отвергает мимесис, то есть подражание «объективному» миру. Подобные работы не противоречили бы и принципам ислама, который запрещает изображение человека и живых существ. Так, в торговых центрах Катара часто можно увидеть манекены без головы, которые таким образом условно теряют человеческий образ. Особенно популярным такое мнение было после покупки Катаром нескольких нефигуративных картин Ротко.

Но большинство экспертов сходятся на том, что единственный принцип, которым руководствуется шейха Аль-Маясса, — покупать самых известных художников по любой цене, как только на рынке появляется необходимое предложение. В коллекцию королевской семьи Катара отправилось множество работ важнейших европейских и американских художников.

Крупные покупки Управления музеев Катара

Марк Ротко — «Белый центр (желтый, розовый и лавандовый на розовом)», 72,8 миллиона долларов;

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 10.

Марк Ротко — 11 картин из коллекции Эзры Меркина, 310 миллионов долларов;

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 11.

Энди Уорхол — «Мужчина в её жизни», 63,4 миллиона долларов;

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 12.

Поль Сезанн — «Игроки в карты», 250 миллионов долларов;

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 13.

Фрэнсис Бэкон — «Штудия Иннокентия X», 52,7 миллиона долларов;

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 14.

Дэмиэн Хёрст — «Колыбельная весна», 19 миллионов долларов.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 15.

 

Кроме того, известно, что в коллекциях Катара хранятся скульптуры: Джеффа Кунса, Ричарда Серры и Луизы Буржуа.

 

Катар скупает искусство просто так?

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 16.

В Дохе открываются лучшие музеи мира

Шейха Аль-Маясса и ее родственники не просто слепо скупают самые дорогие работы западных художников. Управление музеев Катара за последние годы открыло несколько культурных центров в столице страны, которые построили известные мировые архитекторы. Среди них — Музей исламского искусства, построенный по проекту китайца Юй Мин Пея, и МАТХАФ (Музей современного арабского искусства) во временном помещении француза Жана Франсуа Бодена. А в 2016 году откроется Национальный музей Катара в здании по проекту Жана Нувеля, главный культурный центр страны.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 17.

Шейха финансирует крупные выставки
в Катаре и за рубежом 

Управление музеев Катара организовывает крупнейшие выставки современных художников и не только в Дохе. Так, в 2010 году при финансовой помощи Катара в Версале провели выставку японца Такаси Мураками. Манерные интерьеры королевского дворца заставили поп-скульптурами кислотных цветов, которые затем перевезли в Доху на еще более крупную выставку художника. Королевская семья Катара выступила спонсором ретроспективы Дэмиэна Хёрста в лондонском Тейт Британия, которую тоже перенесли в Доху, где регулярно проводят крупные выставки известных художников, например, Луизы Буржуа и Цая Гоцяна.

 

Что это значит?

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 18.

Катар даёт урок европейцам

Веками представители западной цивилизации беспардонно присваивали себе культурное наследие других народов. Шедевры египетского искусства хранятся в Лувре, берлинском Новом музее и Эрмитаже, в Пергамон-музей в Берлине перевозили целые постройки типа Пергамского алтаря и Ворот богини Иштар, о принадлежности золота Трои спорят Россия и Германия, не учитывая мнение Турции и Греции. Катар решил повернуть процесс вспять: шедевры западного искусства нашли пристанище в коллекции эмира. Но арабы решили играть по правилам арт-рынка, совершая покупки на аукционах. Можно много спорить о том, кому должны принадлежать ключевые произведения мировой культуры, но Катар в любом случае поступает честнее, чем европейцы прошлого.

Как маленькая арабская страна захватила арт-рынок. Изображение № 19.

Это противоречивая забава авторитарного режима

Катар давно критикуют за излишнюю авторитарность политического режима (что вообще характерно для стран региона). Хотя в рамках программы развития культуры власти страны обращают внимание и на местных художников, не все из них довольны культурной политикой королевской семьи. Молодые арабские художники отмечают, что королевская семья благоволит художникам с нейтральной политической позицией и не позволяет искусству страны развиваться естественным образом. Катар критикуют за подавление свободы слова и выражения, в том числе в отношении художников, и за болезненное внимание к звёздным именам.

изображения via Omer Mohammad/Flickr, Richard Bryant, laugaogbobbi/FlickrOmar Chatriwala/Flickrmarco ferrarinCarl B.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются