Views Comments Previous Next Search
Как программисты навсегда изменили жизнь музыкантов — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак программисты навсегда изменили жизнь музыкантов

История и значение визуального языка Max/MSP

Каждую неделю Look At Me публикует перевод одной статьи англоязычного сайта Hopes&Fears, входящего в издательский дом Look At Media. Сегодняшний текст — о визуальном языке программирования Max/MSP, который часто используют музыканты и художники.

Хотя электронная музыка не становится менее абстрактной, её популярность продолжает расти. Объектно-ориентированную программу Max/MSP, о которой мы сегодня поговорим, используют и для модных клубных треков, и для аутсайдерского глитча. Мы изучим историю Max/MSP и узнаем, какой её видят программисты и музыканты.

 

 

 

Max/MSP

программная среда для исполнения электронной музыки живьём, создающая удобные конфигурации 
из заранее подготовленных блоков

 

Как программисты навсегда изменили жизнь музыкантов. Изображение № 2.

 

Создатели: Миллер Пакетт и Opcode Systems

Год выхода: 1988 (коммерческая версия — 1990)

Разработчик: Cycling ‘74

Виды данных: integer, float, list, symbol, bang и signal

Операционные системы: Windows,
Mac OS X

Текущая версия: Max 7

 

 

Интерфейс программы минималистичный, но в то же время практичный. В Max можно задавать изменения настроек во времени и управлять генерацией звуковых семплов. Программа использует модульный подход, связывает все компоненты друг с другом и визуализирует получаемый результат, также в ней есть редактор патчей. Max — это настоящий осьминог, который может соединить любые вещи. Программа перемешивает, деформирует и фильтрует сложные звуковые ландшафты, собранные из множества источников, но при этом интуитивна в использовании. За незамысловатым внешним видом скрывается множество инновационных подходов. Создатель программы Миллер Пакетт как-то говорил: «По сути, большая часть Max людям не видна».

Сейчас Пакетт преподаёт в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Он рассказывает, что разработал Max в 1988 году в IRCAM (Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique) для одного концерта. «Разработку оплачивал IRCAM, исследовательский институт в Париже, возглавляемый Пьером Буле, — объясняет он. — У них всё было хорошо с аппаратной частью, но никто понятия не имел, как написать программу и использовать её во время живых выступлений. Из-за этого, когда в IRCAM выступали электронные музыканты, им приходилось каждый раз писать специальную программу под своё произведение. Меня пригласили поработать над одной из таких программ».

Хотя многие задумки, которые легли в основу Max, возникли в начале 1980-х годов в экспериментальной музыкальной студии Массачусетского технологического института, программа стала результатом напряжённого труда и экспериментов маленькой группы исследователей, музыкантов, композиторов и исполнителей, работавших в IRCAM с 1985 по 1990 год. Max стала второй программой Пакетта, написанной для IRCAM, но первой, которую можно было использовать вновь и вновь. Разработка заняла год.

«Автором того произведения был Филипп Манури, называлось оно Pluton, — вспоминает Пакетт. — В нём звучали электронные звуки и пианино. Помню, премьеру назначили на июль 1988 года, и пришлось писать под неё новую программу. На этот раз я решил сделать так, чтобы её можно было позднее использовать для других произведений. Так я придумал программную среду Max, которую композиторы могут подстраивать под свои произведения».

Хотя разработка программы заняла год, Max поначалу не годилась для коммерческого использования. Но в 1990 году Пакетт и Opcode Systems создали для неё интерфейс. К середине 90-х разработку передали компании Cycling‘74, которая также была музыкальным лейблом. Тогда появилось расширение MSP, позволяющее синтезировать звук в реальном времени. Эта функция вскоре стала одной из основных в Max.

Что было до Max/MSP

Макс Мэтью

Daisy Bell (1961)

   

Чарльз Додж

Earth’s Magnetic Field (1970)

Музыка, созданная на основе данных о магнитном поле Земли.

   

Дэвид Берман

On the Other Ocean (1977)

Миллер Пакетт: «Импровизация, исполненная Мэгги Пейном и Артуром Стидфолом. В центре действия — шесть тонов. Когда они звучат, начинает работать чувствительная к тонам электронная схема, подключённая к линии прерывания и входящим портам микрокомпьютера Kim-1. Микрокомпьютер может определить порядок и момент, когда звучат шесть тонов, чтобы послать на два самодельных синтезатора сообщения, меняющие гармонию. Два музыканта и компьютер постоянно взаимодействуют друг с другом: компьютер меняет гармонии в ответ на то, что играют музыканты, а на их импровизацию, в свою очередь, влияет то, что делает компьютер».

 

Модальности

 

Алгоритмическая модальность

   

Звук изменяется согласно заданному коду.


Autechre — Nil

Слушать также: Джим О’Рурк, Ким Каскон

Модальность
расширения

   

Одна из самых распространённых модальностей, расширяющая возможности инструмента.

Тим Хекер (обработанный орган)

Слушать также: Феннеш (пианино), Холли Херндон (голос), Кит Фуллертон Уитман (синтезаторы)

Модальность извлечения данных

   

Эта модальность показывает, как происходит динамическое взаимодействие в разных пространствах и местах.

Мия Масоока (растения, кожа и улья)

Слушать также: Пан Гыль Хан (Twitter), Кенники Юн (танцы)

Глубинный анализ сводит звуки с данными, что придаёт музыке неопределённость. Данные могут содержать информацию об окружающей среде, химических компонентах, структуре, обратной связи в биологических объектах и другом.

 

Предшественников у Max было множество. Макс Мэтьюс, человек, в честь которого её назвали, был одним из первых, кто научил компьютер генерировать музыку. Работая в Bell Labs в 1957 году, он создал MUSIC, первую широко используемую программу для генерации звука. Для него была важна не только технологическая, но и композиционная составляющая. Подключив свою скрипку к компьютеру IBM 704, он одним из первых смог захватить и синтезировать звук живого инструмента на компьютере. Это было невероятным прорывом.

«Мэтьюс написал RTSKED, — рассказывает Пакетт. — Это была первая попытка создать модульную среду для работы с музыкой на компьютере. В IRCAM мы не могли с ней работать, потому что она предназначена для специального оборудования, которое было только у Bell Laboratories и использовало уникальный процессор. В те времена код был неотделим от оборудования. Мне пришлось переосмыслить некоторые элементы и сделать так, чтобы их могли использовать в IRCAM любые музыканты».

В GROOVE, предыдущей программе Мэтьюса, главным была подстройка сигналов «управления напряжением». Это явление, возникавшее время от времени, приводило к изменению состояния синтезатора. RTSKED сделала выполнение процессов в программе параллельным, пользователи теперь могли выбирать, что будет следующим. Характерно, что RTSKED использовали не только в музыке.

Хотя главное в Max — это код, Пакетт сразу оговаривается, что во время разработки много думал и о написании музыки. «Музыкальные программы для компьютеров — это результат взаимодействия композиторов и программистов», — говорил Пакетт в речи, посвящённой 17-му дню рождения Max.

 

 

Audio Facelyzer

BRIDGE

 

 

Токийская арт-группа BRIDGE создаёт красочные и зачастую сюрреалистичные изображения, используя Jitter, расширение
для работы с визуальными образами в Max, которое поддерживает рендер видео в реальном времени, 3D и матричную обработку.

 

 

Флейтистка группы Wounded Knees и коллега Пакетта по Калифорнийскому университету в Сан-Диего Сьюзанн Торп рассматривает Max как обычное средство, с помощью которого можно достигать цели. «Композиторы подстраиваются под любую технологию, которую приходится использовать. Такая это работа», — отмечает Торп, добавляя, что для неё сам проект важнее технологии. Какой бы разнообразной ни была функциональность Max, у каждого своё представление о красоте — всё зависит от воображения композитора. Композиторы не понимают код и пользуются Max, только когда чувствуют, что это необходимо. Торп и её коллеги пользуются разными средствами: «Иногда это Max, иногда Ableton, а иногда что-то ещё».

И хотя Торп своим творчеством сокращает дистанцию между композиторами и программистами, экспериментальному музыканту Тиму Хекеру код совершенно безразличен: «Я намеренно не изучаю все возможности Max/MSP. Куда важнее то, что получается в итоге». Хекер пишет на компьютере эмбиент, используя Max/MSP и Reaktor, чтобы обрабатывать и искажать звук живых инструментов — от гитары до органа — в цифровом виде. Max позволяет ему сильно изменять его абстракции. «Я рассматриваю эту программу как полотно для художника или рабочий стол скульптора, где можно разбивать, растягивать, плавить и делать всё остальное», — говорит он. Хекеру важно, чтобы его подходу ничего не мешало, и он мог не задумываться о коде. Тут он полагается на своих друзей, которые пишут для него патчи, позволяющие не влезать в детали и работать более интуитивно.

Другие программы

Jitter

Расширение Max, которое даёт пользователям создавать «патчи», обрабатывающие разные сигналы: MIDI, аудио или видео. «Jitter работает с двух- и трёхмерными совокупностями данных, а не обычными сигналами. Поэтому он подходит для обработки изображений и других вещей. По сути, он манипулирует большими объёмами цифр, которые организованы в квадраты и кубы», — объясняет Пакетт.

   

 Csound

Язык программирования для работы со звуком, основанный на C. Также его называют звуковым компилятором или языком аудиопрограммирования.

   

PureData

Бесплатный аналог Max/MSP.

«Для музыканта мир программирования — это риск, — соглашается Хекер. — Сложно одновременно создавать патчи и работать с композиционными аспектами на мета-уровне. Я представляю себе, как устроены многие объекты, как они работают, но я полагаюсь на людей, которые делают патчи для меня. Я немного их изменяю, но я не программист и стараюсь держаться от кода на почтительном расстоянии. Меня интересует превращение исходного материала в композицию. И мне всегда с этим помогали люди, я использую заранее подготовленные объекты. Один из них называется PPOOLL, я его использую около 10 лет. Это около 40–50 объектов, собранных в одной среде. Они все соединены друг с другом, и, чтобы их применять, ничего не нужно знать о Max. Конечно, этим всё равно нужно учиться пользоваться, но это не то же самое, что учиться программировать или создавать патчи».

Как бы вы ни смотрели на Max — как на эксперимент в программировании или как на средство выразительности — её возможности безграничны.

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются