Views Comments Previous Next Search
Чем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино — Индустрия на Look At Me

ИндустрияЧем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино

Чему учит киноиндустрию главный блокбастер года

Чем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино. Изображение № 2.

Иллюстрации
Андрей Смирный

 На прошлой неделе в прокат вышел «Безумный Макс: Дорога ярости», четвёртый фильм в серии о постапокалиптической Австралии, где люди сражаются за топливо и воду. Критики и журналисты в восторге: некоторые даже называют его главным блокбастером года. Look At Me рассказывает, что в этом фильме сделано иначе, чем в остальных блокбастерах, — и чему у «Дороги ярости» может поучиться киноиндустрия.

 

 

Этот текст за 10 секунд

Блокбастеры и поп-кино в целом в последнее время находятся в странном состоянии: они популярны, но это скучное, блёклое, среднее кино.

Джордж Миллер, снявший нового «Безумного Макса» спустя 30 лет после предыдущей части, показывает, как следует снимать хорошие поп-фильмы и какие кинематографические и сценарные методы лучше использовать.

Главное в новом «Безумном Максе» — это то, как фильм рассказывает историю: не через диалоги, как сейчас принято в Голливуде, а через действие, киноязык, то, что происходит на экране.

Несмотря на успех у критиков, этот фильм не изменит индустрию. Он достаточно популярен у зрителей, чтобы франшиза продолжилась (и Миллер обещает ещё минимум два фильма), но недостаточно популярен, чтобы поменять модели, по которым работают в Голливуде.

Современные блокбастеры находятся
в странном состоянии.

 

С одной стороны, их принимают и ценят почти все: зрители приносят миллионные сборы, журналисты пристально следят за созданием, критики всерьёз анализируют — это при том, что долгое время блокбастеры казались чем-то примитивным, глупым, недостойным. С другой стороны, интересы бизнеса часто противоречат интересам творчества. Мы уже писалио том, что из-за бизнес-модели Marvel Studios блокбастеры стали блёклыми и скучными.

На сайте журнала Wired недавно вышла хорошая статья журналистки Сэди Дойл о проблемах современных блокбастеров: истории в них запутанные и «мутные», персонажи не вызывают эмоций, а главное — формула, по которой гарантированно можно заработать денег, берёт верх над всем остальным. Сколько по-настоящему хороших поп-фильмов вы можете вспомнить за последние пять лет?

На прошлой неделе как раз вышел такой блокбастер — хороший в первую очередь как фильм. У него 98% на сайте Rotten Tomatoes на момент написания статьи (229 положительных рецензий против 4 отрицательных), многие говорят о нём как о главном блокбастере года, хотя сейчас только май. Он называется «Безумный Макс: Дорога ярости», и это поп-фильм, напоминающий о том, как их надо снимать. В нём многие вещи сделаны иначе, чем принято сейчас, — и скорее так, как было принято раньше. На примере того, что именно в новом «Безумном Максе» сделано правильно, можно хорошо понять, как снимается современное кино.

Джорджу Миллеру — режиссёру «Дороги ярости» — 70. В молодости он окончил медицинский институт и даже успел поработать в больнице — но в итоге ушёл из медицины, чтобы снимать кино. Он сделал все части «Безумного Макса»; предыдущую, третью, в 1985-м. После этого Миллер снял, например, два фильма о поросёнке Бэйбе и два мультфильма о пингвинах «Делай ноги». Теперь, 30 лет спустя после предыдущей части Миллер вернул «Макса». Учитывая все задержки и переносы, «Дорогу ярости» режиссёр делал 15 лет.

Чем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино. Изображение № 3.

главный герой произносит за весь фильм 40 реплик

 

 

«Дорога ярости» — простая история,
почти та же, что Миллер рассказывал
в трёх предыдущих «Максах».

Чем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино. Изображение № 4.

скорость монтажа в «дороге ярости» — в среднем 22,5 склейки
в минуту

В постапокалиптическом будущем у человечества почти не осталось топлива и воды — и поэтому все воюют за ценные ресурсы. Главный герой, одиночка Макс Рокатански, путешествует по безжизненной австралийской пустыне, в которой он находится, видимо, уже долго. В самом начале фильма его ловят безумные воины, и он попадает в плен к местному тирану. Тридцать минут спустя главный герой — вместе с героиней Шарлиз Терон, воительницей Фуриозой, уже едет по пустыне со спасёнными из плена пятью жёнами того самого тирана. Весь фильм, как и обещал режиссёр, — одна длинная погоня. Тем не менее это сюжет почти из «Героя с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла: архитипическая история про путешествие героя.

В фильме мало разговаривают. Главный персонаж произносит 40 реплик, и, хотя это больше, чем в предыдущих «Максах» (во второй части, например, у него всего 16 реплик, и две из них — «я пришёл за бензином»), это всё равно очень мало для современных фильмов. Большую часть экранного времени люди в основном хрипят, мычат и кричат. Здесь мало слов, но много действия — и некоторые зрители ошибочно считают, что это значит, что в фильме нет истории. Но история в кино — это не диалоги.

Зрители блокбастеров привыкли к тому, что сюжет передаётся через диалоги. Можно вспомнить Кристофера Нолана с его любовью к тому, чтобы персонажи подробно объясняли, что именно они делают («сейчас я нахожусь в пяти измерениях, где время — тоже физическое измерение, и меня сюда посадили существа из пятого измерения»). Или фильмы Marvel, переполненные деталями и информацией, которую персонажи постоянно доносят с экрана. Для современного зрителя в кино есть две отдельные части: разговор и действие. И у этих частей разные функции: в одни моменты мы смотрим на экшен, в другие — следим за историей. На самом деле красота киноязыка именно в том, что всё можно показать. В «Дороге ярости» у всех персонажей есть мотивация и даже богатая предыстория. Просто все эти вещи показаны через мелкие детали, через действие, контекст, и их нужно «достраивать» у себя в голове.

 

Ходили слухи, что у фильма не было сценария. На самом деле всё было чуть сложнее: первое время фильм снимался по раскадровке, а потом по чему-то вроде текстовой версии раскадровки. Кино — это в первую очередь визуальное искусство.

Ещё одна вещь, которую забыли
в современном поп-кино, — какой вызов бросать героям и какие делать ставки.

 

Каждый блокбастер посвящён спасению мира от тотального уничтожения. Супергерои спасают мир, механические гиганты в «Тихоокеанском рубеже» спасают мир. Лучше всего, если угроза нависла над всей Землёй. Со временем это делает зрителя только более отстранённым. Можно поверить в тотальное уничтожение только ограниченное количество раз, пока оно не наскучит. Поэтому работают маленькие, более камерные истории. Посмотрите на сериал «Сорвиголова», который так всем понравился, в сравнении с фильмами Marvel. Это история об одном человеке и одном городе, или даже одном районе в городе — и всё.

Это то, что удаётся «Дороге ярости» очень хорошо: это история с небольшими ставками — пять похищенных женщин. И, может быть, будущее небольшой группы людей. Это простое путешествие героя, но оно захватывает больше, чем сражение огромных людей, которые уничтожают большие здания в пыль.

Забавная вещь по поводу «Дороги ярости» — это то, что его бойкотируют борцы за права мужчин. Они говорят, что это «феминистская пропаганда, притворяющаяся фильмом для парней». Это действительно феминистский фильм; об этом вы можете почитать подробнее у наших коллег на Wonderzine. Женщины в современных блокбастерах редко выступают наравне с мужчинами. В Голливуде всё больше разговоров о том, что в поп-кино нет сильных женских ролей. Можно вспомнить скандал вокруг «Эры Альтрона», который показался некоторым зрителям сексистским. Как с видеоиграми и комиксами — общество уже двинулось вперёд, а индустрия реагирует очень медленно.

Чем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино. Изображение № 5.

ключевую сцену фильма снимали
на протяжении 138 дней

 

 

«Дорога ярости» обходится с женскими персонажами самым правильным образом: они здесь просто наравне со всеми остальными.

Чем «Безумный Макс» отличается от всего, что мы смотрим в кино. Изображение № 6.

в «Дороге ярости» есть целых
12 женских персонажей

Есть более слабые женские персонажи, есть более сильные, но в первую очередь это такие же персонажи, как и мужские. Это то, что почти не умеют делать в индустрии.

Многое говорится о том, насколько вручную сделан фильм. Журналисты педалируют тот факт, что в нём почти нет компьютерных эффектов; Миллер хотел снять настоящий фильм и не использовал CGI, а снимал в пустыне в Намибии. На самом деле всё сложнее: в фильме есть хромакей и компьютерные эффекты, но погоня на машинах, ядро фильма, — снята вживую. Для фильма сделали 150 машин, и многие из них разбили. Нет, мы не хотим сказать, что CGI — это плохо (хотя есть причины, почему он работает не так хорошо). Но современные фильмы кажутся чуть более «пластиковыми» по сравнению с «Безумным Максом».

Последнее, что стоит сказать — это всё-таки франшиза. Мы уже говорили о том, что единственный способ снять большой фильм — поместить его в уже существующую вселенную. Зрителю нужна узнаваемость. Но «Дорога ярости» — идеальная перезагрузка и продолжение франшизы, потому что это не перезагрузка и не продолжение. Да, тут есть отсылки к предыдущим фильмам, да, мы знаем героя и мир, но в остальном это новая история. Франшиза «Безумного Макса» всегда была такой, минимально связанной. И это ещё один урок: если играть по правилам Голливуда и делать франшизы, то можно хотя бы делать их так.

«Дорога ярости» не поменяет индустрию. Для этого он недостаточно много собрал: всего $45 млн, проиграв фильму «Идеальный голос 2». Скорее индустрия съест его заживо. Том Харди, играющий главного героя, подписал контракт ещё на три фильма о Безумном Максе. Джордж Миллер уже сказал, что у фильма будут продолжения, и упомянул, что у него есть идеи ещё на два фильма. Мы знаем, как развиваются такие истории — они превращаются во вселенные. Уроки «Дороги ярости» слишком сложные, чтобы их выучить. Что ж, мы хотя бы получили хороший блокбастер 2015-го.

Рассказать друзьям
27 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются