Views Comments Previous Next Search
Почему «Голодные игры» — лучшая франшиза десятилетия — Индустрия на Look At Me

ИндустрияПочему «Голодные игры» — лучшая франшиза десятилетия

Что отличает главный подростковый блокбастер

На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2», заключительная часть серии об антиутопическом будущем, в котором подростков заставляют сражаться насмерть в кровавом реалити-шоу. Теперь, когда всю серию можно оценивать целиком, стало понятно, что «Голодные игры» — лучшее, что происходило с блокбастерами за последнее время. Look At Me объясняет, почему это так.

Почему «Голодные игры» — лучшая франшиза десятилетия. Изображение № 2.

Современной поп-культурой — во всяком случае, массовой её частью — правят деньги. Каждое решение должно быть экономически оправдано. Особенно это касается киноблокбастеров, которые требуют больших бюджетов — ставки особенно высоки. С одной стороны, у этого есть свои плюсы: можно делать невероятно красивые и дорогие спецэффекты и устраивать масштабные маркетинговые кампании. С другой — появляются творческие ограничения.

Большому фильму трудно сохранить лицо. От блокбастера ждут определённых вещей: принести деньги, удовлетворить фанатов, быть простым и доступным для новых зрителей. Неважно, часть ли это франшизы вроде «Мира Юрского периода» или новая идея, например «Тихоокеанский рубеж», главное — удовлетворение. Люди идут в кино, ожидая захватывающий экшен, любовную линию, сильных и торжествующих героев. Продюсеры и студии находят работающие формулы и держат кино в узде: они боятся, что, если оступиться хотя бы на сантиметр, всё погибнет.

Сьюзен Коллинз написала первые «Голодные игры» в 2008 году. Это не была её первая книга — до этого она выпускала серию фантастики «Хроники Подземья». Тогда ещё не было засилья подростковых антиутопий в кино и литературе (двумя главными подростковыми хитами на тот момент были «Гарри Поттер» и «Сумерки»), Marvel Studios выпустила только один фильм, франшиз в поп-культуре было меньше. Коллинз щёлкала каналы на телевизоре и поочередно увидела кадры войны в Ираке и развлекательное реалити-шоу — в голове они смешались.

Давайте проговорим это сразу: «Голодные игры» — лучшая поп-культурная франшиза последних 10 лет; как минимум среди блокбастеров в кино, а может быть, и в литературе. В ней вроде нет ничего экстраординарного: это простые, красивые, глубокие, ни перед кем не заискивающие произведения. В итоге их авторы отдуваются за всех — потому что хорошо делают простые вещи.

краткое описание «Голодных игр»: это серия из трёх книг и четырёх снятых по ним фильмам. Действие происходит в постапокалиптической Америке, где царит настоящая антиутопия: страна разбита на 13 районов — 12 Дистриктов и столицу Капитолий. Когда-то Дистрикты пытались восстать против Капитолия, но восстание было подавлено. Теперь, в качестве наказания, раз в год Капитолий устраивает Голодные игры: жестокое реалити-шоу, на которое при помощи жребия приглашаются 24 молодых жителя Дистриктов — и в котором они должны убивать друг друга. Главная героиня — охотница Китнисс Эвердин, жительница шахтёрского двенадцатого Дистрикта, которая сначала попадает на Голодные игры и становится их звездой, а потом — лицом революции против Капитолия. По фабуле кажется, что нет ничего проще: антиутопия, девушка, которая, как обычно, выбирает между двумя парнями, и революция. На самом деле всё сложнее. Коллинз, конечно, вдохновлялась «Повелителем мух» и «Королевской битвой» — но заложила свой смысл.

   

К экранизации «Голодных игр» подошли максимально аккуратно: Коллинз доверили самой написать сценарий первого фильма, а снимать его дали режиссёру Гэри Россу, для которого это был третий фильм (Росс, впрочем, ветеран индустрии — просто до этого он в основном занимался сценариями). У Росса получилось почти инди-кино: блёклое, с трясущейся камерой и большим количеством крупных планов. Фильм точно соответствует первой книге — она написана сухим спартанским языком, который передаёт ощущение жёсткости и мир, где всё происходит. Фильм обошёлся всего в $75 млн, а собрал в 10 раз больше — и раздулся до мирового феномена. Последующие части сняты с большим размахом, но всё равно с уважением к первоисточнику.

Главное, что «Голодные игры» показывают: франшиза и экранизация — не помеха снять хорошее кино. Может быть, это заслуга продюсера Нины Джейкобсон, которая продюсировала все части фильмов (и помогала писать сценарии), может быть, кого-то ещё в студии Color Force, но авторы поставили в приоритет не деньги, а историю — и в итоге получили и то и другое.

При этом «Голодные игры» — не классическая подростковая франшиза, потому что многие вещи здесь сделаны иначе, чем принято. Многое из того, что было до, и почти всё, что сделано после неё, следует правилам, которые «Голодные игры», пускай и на время, но сломали.

 

Почему «Голодные игры» — лучшая франшиза десятилетия. Изображение № 3.

1. Героиня

Китнисс Эвердин, как справедливо пишет Wonderzine, — не сверхчеловек и не герой, а обычный человек, попавший в экстраординарную ситуацию. Герои блокбастеров всегда чем-то отличаются от простых смертных, они обладают необычными способностями, интеллектом или силой. В Китнисс нет ничего особенного. Более того, по окончании серии с ней не происходят какие-то удивительные метаморфозы — она остаётся собой, просто чуть более сломанной.

Как это обычно делается: в героях подростковых франшиз — да и блокбастеров в целом — обязательно есть что-то необычное. Героиня «Дивергента», например, выпадает из жёсткой кастовой системы общества будущего и становится кем-то вроде избранной.

 

2. Любовная линия

Любовная линия — далеко не главное в «Голодных играх». Несмотря на то что на первый взгляд может показаться, что это так, Китнисс не выбирает между двумя вариантами любовного треугольника, она лишь разбирается с собой и пытается помочь своим близким.

Как это обычно делается: любовный треугольник всегда находится в центре произведения. Белла Свон в «Сумерках», например, целиком посвящает свои мысли любви, в то время как Китнисс занята совсем другими делами.

 

3. Визуальный стиль

«Голодные игры» — это одновременно немецкая архитектура 30-х и 40-х, американская Великая депрессия, древний Рим и научная фантастика. Интервью с дизайнерами фильмов читается как гид для начинающих дизайнеров по тому, как создать оригинальный, ни на что не похожий стиль. Всё при этом строится вокруг параллелей с Древним Римом: Панем — страна в фильме и книге — берёт своё название из выражения «хлеба и зрелищ», все жители Капитолия носят римские имена, параллели с гладиаторскими боями очевидны.

Как это обычно делается: ни в одном другом фильме или книге не проявлено столько стилистической фантазии. По большей части везде царит традиционный постапокалипсис — или скучный современный мир.

 

4. Разные фильмы

Все четыре фильма «Голодных игр» — разные. Первый, как уже написано, снят как инди-кино. Второй — гораздо более динамичный, в нём всё внимание отдаётся экшену. Заключительные части более драматические и психологические, всё внимание — на персонажей. Даже скорость склейки растёт: в заключительных частях «Голодных игр» гораздо быстрее сменяются кадры и сцены — в том числе, чтобы передать, в каком замешательстве находится главная героиня.

Как это обычно делается: всё снимается одинаково, чтобы сохранить некую целостность. Например, все части «Гарри Поттера» похожи друг на друга, исключение — третья часть, снятая Альфонсо Куароном, настоящий авторский фильм, который, что показательно, очень не любят фанаты.

 

5. Добро и зло

«Голодные игры» отличает нравственная неоднозначность. Здесь нет хороших и плохих, очевидного добра и зла. Китнисс оказывается пешкой в руках сначала одной группы, потом другой — революционеры почти ничем не отличаются от Капитолия. Для Голливуда, в котором привыкли к чёрно-белому миру, это что-то новое. Это не история про плохой тоталитарный режим и смелых повстанцев, которые с ней сражаются, а о том, что политика портит всех.

Как это обычно делается: за исключением сюжетных твистов в целом в подростковых франшизах всегда понятно, кто за кого и на чьей стороне правда.

 

6. Революция

Протагонист young adult фильмов и книг всегда возглавляет революцию против правительства или общества. Правительство при этом обычно обладает безграничной властью и коррумпировано. Так происходит в «Дивергенте», «Алом восстании», «Разрушь меня» и так далее. В «Голодных играх» революция тоже есть, но она не победоносная и не однозначная. У героев всё удаётся, но в то же время серия не забывает о том, что революция — это в первую очередь смена одного политического строя другим, а не триумф свободы и воли.

Как это обычно делается: Герои остальных подростковых произведений побеждают коррумпированное правительство и общественный строй без особых проблем — и люди вступают в светлое будущее.

 

7. Текст от первого лица

Это в первую очередь касается книг, но на фильмы в конечном счёте это тоже повлияло: почти все young adult романы написаны от первого лица и в настоящем времени. Герой описывает свои переживания напрямую. В «Голодных играх» этот приём использован блестяще: язык Китнисс грубый, спартанский, она зачастую не понимает, что происходит, — и её трактовка событий очень субъективная. Коллинз взяла избитый приём и придала ему смысл.

Как это обычно делается: в остальных книгах первое лицо используется, чтобы передать бурный эмоциональный мир подростка — герои всё время мечутся и во всём сомневаются.

 

8. Главная тема

«Голодные игры» посвящены двум темам: выживанию и тому, как остаться собой. Бедные жители Панема пытаются выжить каждый день, и Китнисс охотится, чтобы пропитать свою семью. Затем она отправляется на Голодные игры — и пытается выжить в соревновании. Затем — на войне, которая охватила страну. В то же время авторы поднимают вопрос: как сохранить себя в такой обстановке? Это неожиданно глубокая — и важная для подростков тема.

Как это обычно делается: подростковым произведениям традиционно недостаёт психологизма; герой, например, «Бегущего по лабиринту» никогда не сомневается в своих действиях.

 

9. Внешняя простота

Многие зрители не видят в фильме перечисленных тем — а видят лишь глупое подростковое кино о любовном треугольнике и революции. «Голодные игры» сделаны с внешней простотой, но она только внешняя. Посмотрите комментарии под любым текстом о «Голодных играх»: обязательно найдутся люди, отзывающиеся о фильмах и книгах в презрительном тоне, — как будто это что-то недостойное.

Как это обычно делается: за «Голодными играми» пришла целая волна подростковых антиутопий — «Дивергент», «Бегущий по лабиринту», «Пятая волна» и так далее. Все копируют только внешнее, формулу серии: есть антиутопия, есть главная героиня или герой, которые выбирают между романтическими интересами, есть революция или восстание. Никто не смотрит под кожу, не пытается понять, почему именно «Голодные игры» работают так хорошо, — и в итоге копия не удаётся.

 

Рассказать друзьям
24 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются