Views Comments Previous Next Search
Пора приключений: Что случится после конца света — Мнение на Look At Me

Мнение

Пора приключений: Что случится после конца света

О том, как сериал для детей стал энциклопедией постапокалипсиса

В 2009 году на YouTube появился короткий психоделический анимационный ролик «Пора приключений», в котором были смешаны элементы аниме и мультфильмов шестидесятых, плюс все это было подкреплено мощным кидалт-пластом культуры. Видео стало вирусным. Уже в апреле 2010 года на Cartoon Network был запущен сериал про мальчика и его верную собаку, быстро ставший фаворитом не только детей, но и взрослых (в том числе знаменитостей — к примеру, Тайлера и Фрэнка Оушена из Odd Future). Журнал Entertainment Weekly опубликовал статью «Почему сегодня "Пора приключений" — самое крутое шоу на земле». На этой неделе стартует пятый сезон сериала. Сценарист Михаил Дегтярев рассказал Look At Me о том, что «Пора приключений» — не просто мультфильм, а подробный гид по постапокалиптическому будущему.

Пора приключений: Что случится после конца света. Изображение № 1.

МИХАИЛ ДЕГТЯРЕВ

Сценарист

 

 

Конец света — древнее увлечение одержимых вечной жизнью взрослых. В параллельной истории человечества ход времени не раз упирался в пустоту бесконечности, Земля погружалась в пучину, а фанатики призывали смерть и ждали спасительного вознесения. Но реальность всегда оказывалась сильнее дурной метафизики. С первыми лучами солнца в день после апокалипсиса планета упрямо возвращалась на свою ось, а безумие уступало место похмельному разочарованию. Зуд апокалипсиса — болезнь, вдохновленная западной цивилизацией. Врожденная и вялотекущая, она успела охватить всех: и древних греков, и ранних христиан, и северных варваров, и жителей средневековых городов, и сектантов нового света, и атеистов промышленных революций, и обывателей модерна. Пик эпидемии произошел ровно пятьдесят лет назад, когда Карибский кризис заставил планету съежиться в коллективном страхе перед разрушающей силой цепной реакции и застыть в ожидании.

Тогда разум победил хаос, но миазмы не случившейся катастрофы успели отравить современность. Из мира трансцендентных переживаний апокалипсис перебрался на страницы сай-фай-новелл, в голливудский мейнстрим, поп-философию и задворки контркультуры. Главными потребителями конца света стали подростки. Разрушенные города, обезумевшие мутанты и бесконечные квесты по спасению вселенной превратились в чуть ли не доминирующий нарратив второй половины двадцатого века, который исчерпывался так же интенсивно, как и воплощался.

 

Из мира трансцендентных переживаний апокалипсис перебрался на страницы сай-фай-новелл

 

Пора приключений: Что случится после конца света. Изображение № 2.

Свежим дыханием пустоши повеяло из совершенно неожиданных мест. Пока большие американские телевизионные сети выпускали-закрывали очередные беспомощные шоу о конце времен, аниматор Пендлтон Уорд залил на YouTube короткометражку про мальчика в смешной шапке и его желтую собаку без костей в шизоидном мире ожившего на Марсе президента Линкольна. Через миллион кликов интернет-популярности канал Cartoon Network, оплот прогрессивной кид-культуры, заказал полноценный сериал — «Пора приключений», ставший лучшим произведением на тему апокалипсиса после Fallout и Откровения Иоанна Богослова.

Главные герои сериала — Финн и его друг, собака Джейк. Они живут в доме на дереве в волшебной стране «Ууу». Когда надо — спасают принцесс от злобного Ледяного короля, а когда нечем заняться — дурачатся.  «Время приключений» бьет воображением всегда с неожиданной стороны. Угадать наверняка, что случится через минуту, практически невозможно. Фантазия здесь подобна броуновскому движению, сперва может заглянуть в отдел туалетных шуток, переметнуться в кошмар подземелий, а закончиться встречей с племенем обнимающихся викингов. Символически и визуально — сериал прямой наследник анимации периода психоделической революции. Структура материи подчиняется здесь одной логике — все всегда может стать всем, и более того — все всем и является.

Но самое интересное даже не это. «Ууу»— это волшебный мир предельно развитого детского сознания, которое остановилось в шаге от неминуемого взросления через ад полового созревания и поэтому еще не понимает своих границ. Смелость воображения занимает все окружающее пространство и спотыкается только изредка, когда из-за пейзажей выдуманного вдруг проявляется то, что делает этот сериал таким уникальным, — руины реальности.

 

Символически и визуально — сериал прямой наследник анимации периода психоделической революции

 

Пора приключений: Что случится после конца света. Изображение № 3.

Первый же кадр заставки намекает на то, что в сказке произошла катастрофа. Отталкиваясь от заваленной индустриальным хламом поляны, шоу убегает в мир фантазий, точно так же испуганный ребенок скрывается от страхов в розовых дебрях своего подсознания. И серия за серией на фоне увлекательных приключений за спиной детства прорисовывается жуткий мир ржавых машин, разрушенных хайвеев, затопленных городов и горящих пустынь — то есть состоявшегося апокалипсиса.

Пора приключений: Что случится после конца света. Изображение № 4.

Первый вопрос, на который приходится отвечать создателю сериала Пендлтону Уорду, формулируется примерно так: «ЧТО??!!» Ответ тоже всегда один: «Это вышло случайно, но в итоге нам очень понравилось». Так мир после конца света стал мультфильмом. И если вначале это были игривые намеки, то потом они превратились в главную сюжетную линию. После заключительной серии четвертого сезона мы узнаем, что на осколках разбитого взрослого мира в деревенской глуши сидит мальчик, похожий на Финна, только вместо руки — механический протез, а рядом молчаливая собака.

Пора приключений: Что случится после конца света. Изображение № 26.

Непонятно, что вырвало Финна из грез, но, кажется, правильнее всего полагать, что это взросление. «Время приключений» оказывается тем самым редким мультфильмом, где пространство прогибается под тяжестью времени и подвластно старению. В последних сезонах голос Финна ломается, а его помыслы все больше и больше занимают не приключения, а поцелуи принцесс. Его вселенная становится мрачнее, страннее и запутаннее. Как будто гормональный вихрь накрывает уже молодого парня, а воображение все с большим трудом справляется со своей главной функцией — защитой от ада реальности.

В землю «Ууу» все больше просачивается уродливость настоящего. У случившейся когда-то катастрофы появляется название — «Великая война грибов». Теперь понятно, что мир Финна — выжженное ядерными ударами и радиоактивными дождями пространство. После катаклизма прошло достаточно времени, чтобы железобетонные развалины заросли травой, а генные мутации изменили существующие формы жизни. В волшебном «Ууу» Финн — единственный Человек. Остальные — существа, в чьих качествах и повадках легко проецируются монстры действительного. В фантазии они проживают в отдельных анклавах и кучкуются по племенам — так, как это делали бы выжившие в реальности. Конечно, воображение ребенка перемалывает все вводные данные и создает собственный уникальный мир, где лучший друг — мутант с безразмерной структурой тела, а запретные места — самые подходящие локации для приключений. Конвертируемая смысловая валюта, которую Финн занимает у настоящего, — это недоступные, но известные по артефактам прошлого детские радости. Так, конфеты превращаются в королевство, полусломанный геймбой — в универсальную игровую приставку, а оставшиеся в наследство от научной цивилизации технологии воспринимаются магией.

 

Непонятно, что вырвало Финна из грез, но, кажется, правильнее всего полагать, что это взросление

 

Пора приключений: Что случится после конца света. Изображение № 29.

Можно подумать, что где-то в этой же выдуманной вселенной на дне океана пенится Губка-боб, а танцующие телепузики ритуально призывают сатану на затерянном континенте, но как бы то ни было, именно «Ууу», запутавшемуся в детских страхах, необходим героизм. И надо отдать должное Финну — только этим он и занимается. Подвиги для него — это структурирующая сила, а ежесерийный квест — психотерапевтическая сессия, укрощающая химер подсознания. Получается, что приключение — это одновременно и побег в мир фантазий, и единственное из него спасение. Мораль в конце каждого эпизода — свет разума: держи обещания, не бросай друзей, будь смелым, не бери чужого, проявляй милосердие, не ври, борись с несправедливостью, умей прощать и просить прощения, не ешь тех, кто умеет говорить, олени не то, чем кажутся — кто знает, какие навыки пригодятся в мире постапокалипсиса?

«Время приключений» — это еще и сериал про современность. Финн поет автотюном и на одну серию превращается в девочку. Джейк влюблен в представителя другого вида и борется с окружающим его непониманием. Принцесса Жвачка не только красива, но и лучше всех разбирается в химии. Сериал с трепетом отвечает на важные для детей вопросы. Традиционные ценности остаются на своих местах, но уже не являются абсолютными константами: здесь принц может быть одет в розовое,  а девочка — рубить на бас-гитаре.

Вселенная сериала — бесконечна для интерпретаций. Чем больше о ней думаешь, тем шире она становится. Ребенок увидит здесь увлекательную яркую сказку. Подросток почувствует дух времени и абсолютную непосредственность. Кто-то постарше уже оценит многоуровневую механику и технику исполнения.  Пришло время, когда детское шоу перестает быть сугубо детским. Сериал создан кидалтами для всех, но особенно для самих кидалтов,  которым в зашифрованном виде преподнесена страшная, но неминуемая ересь: время приключений — это время взрослеть.

Рассказать друзьям
19 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.