Views Comments Previous Next Search
Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин — Мнение на Look At Me

МнениеКак сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин

Почему из культурной столицы уезжают, и как с этим справиться

Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин. Изображение № 1.

Даниил Трабун

Главный редактор Look At Me

В прошлые выходные в Санкт-Петербурге прошла презентация исследовательского проекта Calvert Forum, организованного Санкт-Петербургским государственным университетом и британским благотворительным фондом Calvert 22. Как заявляли организаторы, целью события стало изучение Берлина как успешного примера развития креативных индустрий и проекция опыта немецкой столицы на Санкт-Петербург. Вопрос о том, как сделать из Питера креативный центр России, поднимается не первый раз, но ответа пока не нашли.

В субботу также не все выступающие были настроены оптимистично —
к примеру, заведующий сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков заметил, что город находится в упадке, объём рынка ничтожен, большинство представителей творческих индустрий уезжают из Санкт-Петербурга, а радикальные инициативы петербуржских депутатов этому способствуют. К обсуждению также привлекли и главного редактора Look At Me Даниила Трабуна. Публикуем материал с важным дополнением: комментариями уехавших из Санкт-Петербурга административного директора, художника и организатора кинофестиваля.

  

Сделать из Санкт-Петербурга «креативную столицу»задача амбициозная и важная. Тут стоит понимать — слово «креативный» не тождественно слову «культурный». «Креативность» вбирает в себя «культурность» частями, но не является синонимом. Креативность подразумевает свободу и симбиоз различных активностей.

Креативные индустрии сегодня тесно связаны с технологиями и бизнесом. Современные дизайнеры и художники умеют зарабатывать, они — не обуза, а часть индустрии, приносящей деньги. Современный Берлин — это не творческие коммуны в традиционном понимании слова, а будущая Кремниевая долина Европы (по крайней мере, именно так Берлин позиционируют в медиа). Он имеет право на такие авансы — на сегодняшний день там сидят разработчики стартапов Soundcloud, Firefox, Wunderlist, Readmill, Amen и других.

 

1

  

Вклад креативных индустрий в ВВП Берлина — 20 %, в Санкт-Петербурге — 7 %. По количе­ству туристов Петербург отстаёт: 2,9 млн против 3,7 млн. Количество иностранных туристов за 2012 год: Берлин — 3,7 млн, Санкт-Петербург — 2,9 млн.

— Цифры озвучены Алексеем Кудриным, деканом факультета свободных искусств и наук СПбГУ

Креативные индустрии — это соединение технологий, дизайна и бизнеса. Для того чтобы Санкт-Петербург стал креативной столицей, нужно развивать малый бизнес, развивать технологии и вкладывать в искусство во всех пониманиях этого слова.

На этом, можно сказать, кончаются вещи, которые Санкт-Петербургу стоит брать у Берлина. Во-первых, «Берлин — креативная столица» — сегодня больше слоган и маркетинг, чем правда. Одна из самых простых вещей, которая привлекает творческих людей — аренда, — сегодня уже выше, чем раньше, процесс джентрификации неизбежен. Сегодня Берлин — не на подъёме своей «креативности», он во многом пожинает её плоды.

Новый город, который «захватывают» художники — Лейпциг. Spiegel пишет статью с заголовком «Лейпциг — новый Берлин?», с тем же заголовком выходит материал на сайте Deutsche Welle. Индустриальный город сегодня наполняется дизайнерами, стартаперами, художниками и музыкантами во многом благодаря адекватной и продуманной политике городских властей. Площади бывших фабрик отдаются в аренду на специальных, выгодных условиях под креативные проекты. Занимается этим госорганизация Haushaltverein.

 

2

  

Институт «Стрелка» собирается открыть собственное отделение в Санкт-Петербурге, — заявил создатель института Александр Мамут.

«Креативные проекты» должны идти от людей, а не от государства. Государство должно создавать условия.

Это значит, что надо выстраивать структуру льгот для работников креативных индустрий (при этом держать в голове, что эти люди не просто оформляют фасад города различными способами, а на самом деле создают инновационные продукты — технологические, медийные и т. д.): снижать цены на аренду помещений, создавать гранты и систему фондов, привлекать спонсоров. 80 процентов общероссийского бюджета циркулирует в Москве, 12 — в Петербурге и лишь 8 — на всей остальной территории страны.

Надо привлекать и преподавателей, и студентов. В Санкт-Петербург приезжают учителя-инноваторы, но через несколько месяцев уезжают. Так, к примеру, свою Мастерскую открывал в Питере арт-директор большинства российских глянцевых журналов (Esquire, Interni, «Вокруг Света», Harper’s Bazaar) Дима Барбанель. Отучились 30 человек, а потом Барбанель вернулся в Москву. Нужно сделать Санкт-Петербург местом, откуда не будут уезжать учителя, и куда будут направляться студенты из Москвы. Это также решается системной политикой льгот и бонусов тем, кто будет улучшать Санкт-Петербург.

 

3

  

«Креативный город нуждается в десятках тысяч творческих действий и инициатив, которые бы составляли целое. Торжество единичных крупномасштабных проектов уходит в прошлое вместе с эпохой модерна»

«Что мешает культурной столице стать креативным городом» Олег Паченков, кандидат социологических наук, научный сотрудник

Теперь о «системе» и «структуре». Политика создания «креативной столицы» не может быть отрывочной и избирательной. Нужно разработать стратегию развития креативной столицы. В эту стратегию должно быть вписано и развитие малого бизнеса, так как креативные индустрии неразрывно с ним связаны.

Власти не должны открывать театры и проводить фестивали, они должны предоставлять комфортную площадку, на которой дизайнеры, программисты, архитекторы, художники, креаторы, театральные и кинорежиссёры сами создадут новое лицо Санкт-Петербурга. В конце концов, недаром они называются представителями творческих индустрий.

Важно понимать, что каждый город уникален. Главное, не выбирать неверные ориентиры. Берлин отличается от Санкт-Петербурга, поэтому и пути развития этих креативных столиц разные. Берлин выстраивал свою новую идентичность практически на пустом месте. Берлинцам нужно было заново научиться любить свой город, принять историю, которая произошла с городом. Это не значит, что горожане забыли всё, что было раньше, наоборот, к примеру, градостроительная политика там вполне консервативна. Просто у берлинцев нет того груза, который есть у петербуржцев.

«Груз» петербуржцев — это старая идентичность и обозначения города: «Окно в Европу», «Культурная столица», «Северная Венеция». Ни в коем случае нельзя отказываться от истории города, просто во многом «музейность» города тормозит развитие его креативности. Музей, в советском (и, к сожалению, пока ещё российском) понимании, — место, где «трогать руками запрещено». Представителям творческих индустрий, наоборот, положено трогать руками и менять пространство вокруг себя.

Недавно в Москве прошёл открытый конкурс на бренд Политехнического музея. Участвовали энтузиасты и большие дизайн-студии. Победили две молодые девушки, создавшие целую систему дизайн-обозначений для музея. Благодаря открытости и свежести решения, вокруг конкурса и Политехнического музея появилась новая энергия.

 

4

  

«Новая Мекка креативного класса — индустриальный Лейпциг. Тысячи людей приезжают сюда, услышав о дешёвой аренде и молодой энергии».

«Лейпциг — новый Берлин», Spiegel

Чтобы поставить Санкт-Петербург на «креативные рельсы», стоит начать в городе плановую практику открытых конкурсов. Культурное наследие должны переосмыслить и прочувствовать современные дизайнеры и художники. Ребрендинг должен отдаваться в руки молодым дизайнерам.

Едешь в Питер — значит, можешь сделать крутой госкейс; так могут родиться взаимовыгодные отношения между государством и представителями творческих индустрий.

Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин. Изображение № 2.

Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин. Изображение № 3.

Саша Буренков

Художник

Разговоры о том, что Питер — это новый Берлин, вводят меня в недоумение, это очередные розовые очки. Главная проблема Питера — его зацикленность на самом себе, культурные и исторические стереотипы, во власти которых находятся местные жители (и самое страшное, даже молодёжь). Все по-прежнему верят в уникальность Питера, его мессианство и культурную неповторимость, не видя в упор, что это давно уже не так, и не подтверждая эти слова реальными поступками или фактами. Эта риторика в целом схожа с общегосударственной пропагандой национальных успехов и игрой мускулами России перед всем миром, несмотря на очевидное экономическое и культурное пребывание страны на уровне Пакистана или Турции. Я полностью согласен со Львом Лурье, который в своей статье для «Коммерсанта» описал все поэтапные стадии деградации петербургской культуры. Питер — это вообще Россия в миниатюре, такое кривое зеркало, в котором видны все наши общие комплексы и страхи. В общем, Питеру крайне не хватает массированных просветительских и образовательных программ, которые открыли бы местному, крайне консервативному, населению общемировой контекст (в науке, культуре и в чём угодно), чтобы все поняли, что нужно быть готовым к переменам, а не бойкотировать выставки братьев Чепмен в Эрмитаже или снимать с конкурса новой сцены Мариинского театра проект Нормана Фостера. Тогда, возможно, все поймут, что город, в котором главным журналом о культуре считается «Собака.ру», а музеем современного искусства — «Эрарта», — не совсем здоровый город, и так не должно быть.

  

Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин. Изображение № 4.

Анна Павлючкова

Административный директор Пикника «Афиши» и Праздника «Еды»

Как ни смешно, но, на мой взгляд, превращению Санкт-Петербурга в креативную столицу мешает большая, тёмная тень Эрмитажа. Классическое законсервированное искусство, которым дышит и пахнет город, так плотно прижало коллективное сознание, что уже полдесятка поколений не могут из-под него выползти, к сожалению. Те же, кому это удаётся, мучаются общей болезнью петербургской интеллигенции — увязанием в рефлексии. В ней же и тухнут все потуги на создание масштабных арт-проектов. Отсутствие в городе большого и серьёзного музея современного искусства, даже и в формате соседской Kiasma – лишнее тому доказательство. Берлин — это всё же мощнейший анклав контркультуры, не привязанной ни к каким Ростральным колоннам культурных рамок. В Петербурге вся контркультура оказывается в итоге местечковой и напоминает квартирники, а не мощное движение. Петербургу надо чаще выбираться из Петербурга, жить пару лет в том же Берлине, Барселоне, и, господи прости, Москве. Последняя вряд ли может научить будущих знаменосцев креативного движения средствам и одухотворить, но как минимум научит двигаться быстрее и выходить за рамки тусовки на 20 человек единомышленников.

  

Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин. Изображение № 5.

Алёна Бочарова

Исполнительный продюсер
Beat Film Festival

Мне кажется, Петербург вполне себе близок Берлину по духу — много независимых маленьких заведений: диджей-баров и кафе, открытых конкретными людьми, — от Общества чистых тарелок до скейтерской бургерной  Grill Veggies; развита, как и в Берлине, культура продвижения по городу на велосипеде. Да и в целом городское пространство не так регламентировано, как в Москве, а значит, есть больше места для граффити, пиратских плакатов, для уличного диалога. И это здорово, но, мне кажется, что к развитию творческих индустрий это имеет опосредованное отношение. Чтобы Петербургу начать двигаться в сторону именно индустрии, важно, чтобы в городе забурлило какое-то движение на уровне больших культурных институций, которые служат ориентирами в конкретной области, чтобы они давали молодым людям практическое образование и, самое главное, рабочие места. В Берлин приезжают работать много европейцев, они привозят с собой опыт и идеи, какие-то культурные модели, и это поставлено на поток. Петербург же гораздо более статичный, здесь маленькая группа людей годами делает одно и то же и варится в собственном соку.

Как сделать из Санкт-Петербурга креативный Берлин. Изображение № 6.

 

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются