Views Comments Previous Next Search
Как уличные художники обслуживают крупные бренды — Мнение на Look At Me

МнениеКак уличные художники обслуживают крупные бренды

Антон Мейк о том, как бразильские легенды Os Gemeos отрываются от корней

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 1.

ТЕКСТ
Антон Make

В Москву на один день приехали легендарные стрит-артисты Os Gemeos. Мы попросили художника, активиста и основателя сайта Partizaning.org Антона Мейка поговорить с братьями-близнецами и поделиться своими впечатлениями от пресс-конференции.

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 2.

 

В 1999 году, когда я еще только рисовал баллонами классические граффити-шрифты на вагонах метро и стенах города, на популярном в те годы сайте Graffiti.org мне попалась новая работа уже известных в то время бразильских братьев-близнецов Os Gemeos. До этого я видел в интернете и граффити-журналах и другие их работы, нарисованные на стенах Сан-Паулу, но почему-то именно эта картинка на облупившейся стене какого-то сарая где-то в Германии заставила мой мозг усиленно работать.

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 3.

Сайт Graffiti.org

Эффект, который на меня оказало в то время творчество «близнецов», заключался не только в том, что на фоне подавляющего числа тогдашних граффити-художников, работавших в традициях нью-йоркской школы со всеми вытекающими из нее канонами и темами, рисунки Os Gemeos выделялись своим очень особым фольклорным колоритом. Именно эта работа, нарисованная братьями во время своей первой поездки по Европе, по-настоящему зацепила меня тем, насколько важную роль играл в ней натуральный фон стены. Уже позже я понял, что именно с этой работы, по крайней мере для меня лично, начинается новый период — уличного искусства или стрит-арта.

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 4. 

Три ограничения — темы, на которые
не стоило задавать вопросы, —
уличное искусство, пиксешао и политика

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 5. 

 

Здесь важно понять, в чем заключается принципиальное отличие между граффити и стрит-артом: стрит-арт — это работа с контекстом, как социальным, так и городским. Os Gemeos, с одной стороны, привнесли абсолютно новую стилистику, очень сильно отличавшуюся от того, что в то время рисовали в США и Европе, но с другой — продемонстрировали, что уличное искусство может быть не только системой красочных знаков, не слишком доступных для обывателя, но искусством, раскрывающим социальные темы, понятным и доступным для людей, далеких от одной узкой субкультуры.

С тех пор я уже успел создать одну из первых серий работ в отечественной истории стрит-арта, принять участие в нескольких биеннале, поработать с галереями и позже разочароваться во всем рынке искусства, закончить факультет искусствоведения, побывать в Сан-Паулу и наконец уже по-новому раскрыть для себя потенциал городского искусства в рамках проекта Партизанинг. И вот, на прошлой неделе мне удалось встретиться с кумирами моего детства — на пресс-конференции, организованной брендом Hennessy, для которого братья нарисовали новую этикетку.

За пару дней до интервью мне написала подруга, с которой я работал пару лет назад, и предложила взять у ребят интервью. Нужно отметить, что Os Gemeos приезжают в Москву уже в третий раз, и каждый раз их приезд организуют люди далекие от стрит-арта, а местные уличные художники и журналисты узнают об этом лишь спустя какое-то время. В письме от подруги содержалось три ограничения — темы, на которые не стоило задавать вопросы, — уличное искусство, пиксешао (уникальный стиль нанесения тэгов, придуманный и распространенный исключительно в Сан-Паулу) и политику. Если последние две темы еще можно было обойти стороной, то первое ограничение показалось мне наиболее абсурдным. Поэтому я и начал свое интервью именно с вопроса о стрит-арте.

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 6.

Os Gemeos

Братья-близнецы Отавио и Густаво Пандольфо, всемирно известные уличные художники

Как я понял, вы не хотите, чтобы вас ассоциировали с уличным искусством и теперь вы позиционируете себя именно как современные художники. Считаете ли вы, что для уличного художника переход к работе с галереями и музеями является логическим продолжением, может быть, даже следующей ступенью развития?

Да, мы считаем, что это так. Мы и раньше много рисовали дома — даже в те времена, когда были активны на улице. У нашей работы две стороны: иллюстрации и уличные проекты. Днем ты можешь быть журналистом, а ночью рисовать на улице, то же самое и у нас: галерейные работы мы не называем граффити, это разные виды творчества. Главное — мы художники, а современное искусство просто раскрывает нам новые двери. Сегодня мы можем использовать музыку, делать инсталляции — дать возможность зрителям физически войти в мир наших фантазий, чтобы они лучше поняли наш творческий метод.

Можно сказать, что теперь ваши работы становятся достоянием не жителей неблагополучных районов Сан-Паулу, но буржуазной западной публики. Не считаете ли вы, что таким образом ваши работы теряют связь с оригинальным контекстом, превращаясь из мощных социальных высказываний в декоративные предметы роскоши или инструмент джентрификации?

Улица нас научила практически всему и, конечно, нельзя сравнивать работы, которые мы делали на улице и выставляем сегодня в галерее. Каждая из этих сфер имеет уникальный способ коммуникации. Мир современного искусства очень закрыт, и нам нужно сломать барьер между уличным искусством и галерейным миром. Наше искусство должно быть доступно не только элите, но вообще всем. Нужно разрушить барьер между богатыми и бедными. Разломать границу изнутри.

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 7.

Нужно разрушить барьер между богатыми
и бедными.
Разломать границу изнутри

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 8.

 

Сложно ли было уместить ваше творчество в рамки галереи?

Конечно. Самую первую выставку мы провели в доме родителей. Мы там все перевернули: переставили мебель, раскрасили стены. Первая же большая персональная выставка прошла в Сан-Франциско в галерее Luggage Store. Тогда, помимо основной экспозиции, мы расписали стену при входе. Мюрал сохранился до прошлого года, а летом по случаю десятилетия галереи мы создали новую работу.

Сан-Паулу по праву считается столицей уличного искусства, почему так вышло, что помимо Os Gemeos мы практически не знаем других имен?

Нельзя сказать, что нам вот так просто улыбнулась удача. Мы много работали, думали и работали ещё — именно трудолюбие привело нас к известности. В 70-х нам крайне не хватало информации, и при этом лично мы чувствовали потребность в самовыражении. Мы использовали латексную краску на улице вместо аэрозоли, пока в середине 80-х в Бразилию не просочилась информация о хип-хопе и настоящем нью-йоркском граффити. Тогда мы впервые увидели легендарную книгу Subway Art с фотографиями Марты Купер, а чуть позже Spray Can Art, где использовались материалы Генри Чалфанта. Мы очень хорошо помним, какое впечатление на нас произвели работы Mode 2, BANDO, Doze Green и мультфильмы Воута Боудея. Но самое главное — тогда мы поняли, что, вдохновляясь всем этим, мы можем выработать собственный уникальный стиль.

Когда мы ездили в Европу впервые по приглашению Лумита (одной из звезд граффити 90-х), мы брали с собой других художников из Сан-Паулу. Но в 2000-х мы разошлись, каждый занялся своим продвижением сам. Всё хорошее должно быть видно. Чтобы ты стал известным граффитчиком, тебя должны замечать на улицах. Есть много художников, которые круглосуточно расписывают стены, и их действительно видно.

Как уличные художники обслуживают крупные бренды. Изображение № 9.

 

После пресс-конференции братья не шли на контакт, складывалось ощущение, что им не слишком интересно общение с местными художниками, а реальный интерес для них представляют лишь они сами и их творчество, которое в своё время оказало сильный эффект на стрит-артистов по всему миру. Сегодня братья получают миллионные гонорары за монументальные росписи, проданные холсты на Art Basel в Майами, за оформление этикетки для коньяка и футбольных мячей Nike.

Была середина пятницы, и мы ещё долго сидели за барной стойкой с идеологом фестиваля Faces&Laces Димой Оскесом, обсуждая то, как можно оставаться верным улице, когда тебе за тридцать. Несмотря на явное противоречие между социальной тематикой работ Os Gemeos и дорогим коньяком (кстати, братья вообще не пьют алкоголь), мы опрокидывали третий бесплатный коктейль за то, что хотя бы в третий приезд близнецов нам удалось поговорить с ними по душам.

  

Futura 2000

 

Мы обсудили Futura 2000 — нью-йоркского граффити-художника, который бедствовал все 80-е, в то время, когда его коллеги по цеху Жан-Мишель Баския и Кит Харинг уже стали очень успешными звёздами при немалой поддержке Энди Уорхола (а позже и умерли: один — от отравления наркотиками, другой — от СПИДа). Правда его образ непризнанного и некоммерческого гения спустя годы сменился успешной карьерой дизайнера и художника. Он так же, как и Os Gemeos, оформлял этикетки для алкоголя, но на своей пресс-конференции в Москве был более откровенен: мол, да, получил миллион баксов и теперь живу не тужу. Рынок рекламы и галерейного искусства действительно высасывает соки из стрит-арта.

Вчерашние субкультурные гуру, подобно успешным рэперам из гетто, обвешенные голдой, сегодня работают на рынок развлечений, против которого они вроде бы боролись в начале своего творческого пути. Да, все мы рано или поздно задумываемся о признании и хотя бы о некотором коммерческом успехе, когда бренды и арт-институции дают возможности и независимость для наших творческих поисков. Но не нужно забывать — лучшее средство от того, чтобы не состариться к 35-ти — не только взламывать систему изнутри, но иногда отказываться от выгодных предложений для того, чтобы начать заново.

По слухам, следующим художником, который оформит этикетку Hennessy и, по всей видимости, приедет с подобной пресс-конференцией в Москву, станет один из героев фильма «Выход через сувенирную лавку», создатель бренда OBEY Шепард Фейри.

3 и 4 вопросы интервью: Дарья Головина
Фотографии: Антон Make

  

Рассказать друзьям
3 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются