Views Comments Previous Next Search
«Город героев»: 
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку — Мнение на Look At Me

Мнение«Город героев»:
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку

Почему науку начали воспринимать всерьёз

«Город героев»: 
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку. Изображение № 1.

Текст
Гриша Пророков

В эти выходные в России выходит «Город героев» — мультфильм студии Disney о мальчике-вундеркинде, большом белом роботе и их друзьях учёных. Помимо того что это выдающийся мультфильм, это ещё и история о науке и технологиях: главные герои — гики, инженеры и учёные. Для съемок «Города героев» Disney провели обширное исследование в робототехнике и использовали современные компьютерные программы. Редактор Look At Me Гриша Пророков считает, что «Город героев» — знаковый мультфильм для 2014 года: поп-культура наконец показывает, что публика не просто полюбила науку, а ещё и начала воспринимать её всерьёз.

CEO корпорации Apple Стив Джобс поднялся на сцену «Москоун центра» в Сан-Франциско и представил небольшой группе журналистов и бизнесменов первый айфон

9 января 2007 года мир заново влюбился в технологии и науку. Тогда CEO корпорации Apple Стив Джобс поднялся на сцену «Москоун центра» в Сан-Франциско и представил небольшой группе журналистов и бизнесменов первый айфон. Телефон Apple обозначил наступление новой эпохи: технологические устройства стали красивыми, удобными и похожими на объекты из научной фантастики. Наука, стоявшая за ними, тоже вдруг стала интересной: показалось, что она может изменить мир и исполнить все давние мечты человечества.

Такой сложный процесс, конечно, нельзя привязать к конкретной дате: может, это случилось чуть раньше или чуть позже, может быть, большую роль, чем продукция Apple, сыграло распространение широкополосного интернета или ещё что-то; суть не меняется — за последние 10 лет публика полюбила науку и технологии. За гаджетами и технологическими прорывами теперь не просто не стыдно следить, это необходимо, чтобы участвовать в жизни общества. Журналы и сайты привлекают читателей научно-популярными статьями, для многих критический, научный взгляд на вещи стал чем-то вроде религии — атеисты защищают науку с неменьшей яростью, чем фундаментальные христиане защищают свою веру. Мы живём в золотой век рационального.

 

Обложки журнала Wired

«Город героев»: 
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку. Изображение № 3.

 

Но это не всегда было так. Всю вторую половину XX века поп-культура не проявляла к учёным никакого уважения. Им доставались самые неудачные и обидные роли: мир кино, комиксов и популярных книг в первую очередь думал об учёных как о закрытых, стеснительных, неуклюжих, а то и безумных и опасных людях. Неспроста существует, например, распространённый образ безумного учёного. В то время учёные чаще всего были либо злодеями (вспомните, например, Лекса Лютора из «Супермена»), либо настолько одержимы своими идеями, что эти идеи оборачивались против них самих — например, Сет Брандл из фильма «Муха» в результате неудачного эксперимента превращается в гибрид человека и мухи.

даже когда учёных не изображали безумцами, их делали максимально «плоскими»; часто используя просто как инструмент в сюжете — персонаж, который как-то помогает герою, а потом тот отправляется по своим делам. Например, Кью в серии фильмов о Джеймсе Бонде — инженер, он делает для героя разные хитроумные гаджеты, но про него самого ничего толком неизвестно. За редким исключением учёные или инженеры были главными (и привлекательными) героями.

лекс лютор — пример изображения ученого: чаще всего ученые в комиксах — злодеи, в Green Lantern происходит то же самое

«Город героев»: 
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку. Изображение № 6.

 

Всё изменилось в середине 2000-х. Самый показательный фильм того времени — «Железный человек», снятый по не самым (на тот момент про героя знали только гики) известным комиксам Marvel. Главный герой — не только учёный и инженер, но и остроумный, сексуальный и обаятельный персонаж. И, помимо того, что он летает в костюме супергероя, он занимается (хоть и фантастической) наукой: во втором фильме о Железном человеке Тони Старк, например, открывает новый химический элемент.

Загвоздка в том, что наука не крутая. Называть её «крутой» — обесценивать её

 

Поп-культура быстро среагировала и отобразила важную идею: в 2000-х наука стала чем-то вроде рок-музыки. Наука стала крутой.

Загвоздка в том, что наука не крутая. Называть её «крутой» — обесценивать её. Наука потрясающая, глубокая и жизненно важная. Помешательство на ней в 2000-е продало её и лишило её сути. Человечество бросилось любить не саму науку, а исключительно её плоды, самые блестящие и привлекательные. Это удачно сформулировали авторы веб-комикса Cyanide & Happiness: «Вы не любите науку. Вы просто смотрите на её задницу, пока она проходит мимо». Если вернуться к тому же «Железному человеку»: да, главный герой — инженер, но что он делает со своими навыками? Он создаёт крутой летающий костюм. Этот текст неспроста начинается с айфона; главное, что случилось в 2000-е, — плоды науки и технологий стали настолько ощутимыми и привлекательными, что публика начала ценить науку за них. Но с самим научным процессом не произошло ровным счётом ничего.

трейлер ironman. Главный герой — не только учёный и инженер, но и остроумный, сексуальный и обаятельный персонаж

 

Наука — это не только новый телефон или прикольный искусственный лист со способностью фотосинтеза. Это ещё и то, что за этим стоит: теории, монотонная работа в лабораториях, исследования, которые непонятно к чему могут привести, и результаты, которые невозможно на пальцах объяснить человеку на улице. Лучшая иллюстрация современного отношения к науке — снова проявление поп-культуры — сайт I Fucking Love Science; на нём публикуются статьи о разных интересных фактах и научных открытиях, на разные темы — от животных до космоса. В том, чтобы о них читать, нет ничего плохого — это лучше, чем не интересоваться наукой вообще. Look At Me тоже иногда пишет в таком формате. Но весёлые факты не равняются науке; это просто её самая привлекательная сторона.

Хотя это не значит, что ничего не меняется: на самом деле эти десять лет влюблённости в технологии и науку были переходным периодом. Теперь всё становится серьёзнее — и это отлично иллюстрирует «Город героев». Мультфильм несёт простую, но важную мысль: используйте свой мозг, наукой заниматься здорово.

Хиро Хамада, 14-летний вундеркинд

«Город героев»: 
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку. Изображение № 7.

 

В «Городе героев» рассказывается о юноше по имени Хиро Хамада, 14-летнем вундеркинде, который уже окончил школу и занимается созданием роботов. Он проводит время на подпольных боях роботов, а его брат Тадаси уговаривает его поступить в университет. В университете Хиро встречает таких же будущих учёных, как и он сам — химиков, физиков, инженеров. Несмотря на то что они используют свой ум и знания, чтобы стать супергероями (без этого не получилось бы захватывающего мультфильма), сквозь весь «Город героев» проходит новая для поп-культуры идея — наука это не только её плоды, это трудоёмкий процесс, и этим процессом стоит заниматься, чтобы принести пользу людям.

Это не излишество, а реальная необходимость: в 2014 году нельзя сильно искажать технологическую реальность

 

Как рассказал нам продюсер Disney Рой Конли, авторы обратились к реальным технологиям и реальной науке: они изучали настоящую робототехнику, обращались к автомобильным дизайнерам и пр. В титрах к мультфильму имеется длинный список реальных университетов и организаций, которые посещали авторы. Это не излишество, а реальная необходимость: в 2014 году нельзя сильно искажать технологическую реальность. Но на самом деле создатели «Города героев» показывают, что технологиями и наукой можно не только пользоваться, в процесс их создания можно быть вовлеченным, принимать в нём участие наравне с прочими.

Нынешние учёные в поп-культуре похожи на настоящих людей. Ещё одна важная деталь — образ учёного тоже снова мутировал. Герои мультфильма — не безупречные и успешные, но и не безумные учёные; они все идеально описываются английским словом nerd. В начале мультфильма мы это видим, когда Хиро устраивает презентацию перед публикой и стесняется, как стеснялся бы настоящий 14-летний мальчик, увлекающийся наукой. И второй момент — ближе к середине, когда герои надевают на себя высокотехнологичные костюмы супергероев и чувствуют себя в них и двигаются довольно неуклюже. Потому что они обычные люди. Реальные учёные становятся героями.

Нынешние учёные в поп-культуре похожи на настоящих людей. Ещё одна важная деталь — образ учёного тоже снова мутировал

 

Поп-культура переключилась со слепого восхищения инновациями и задумалась, откуда и как всё берётся. Это подтверждает ещё один процесс — возвращение больших популяризаторов науки. Например, сериал Cosmos, который двадцать с лишним лет назад создал Карл Саган, теперь вернулся с Нилом Деграссом Тайсоном в качестве ведущего. Тайсон не пытается приукрасить науку, а как раз таки пытается увлечь людей её сутью. Вот что по этому поводу говорит он сам: «Теперь в кино показывают реальных учёных, занимающихся реальными науками вроде биохимии или физики. У них есть жизнь, семья, дети. Может быть, звучит обыденно, ведь в жизни всё так и есть, но ещё несколько лет назад науку так никто не показывал».

 

«Город героев»: 
Как поп-культура заставила нас по-настоящему полюбить науку. Изображение № 8.

 

Поп-культура теперь ещё ближе к реальности. И реальность эта такова, что теперь здорово не становиться (или не только становиться) супергероем, а идти в институт, становиться учёным и посвящать жизнь тому, чтобы попытаться изобрести лекарство от рака — даже если оно в итоге не будет изобретено.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются