Views Comments Previous Next Search
Что стало 
с группой Daft Punk — Новости на Look At Me

Новости

Что стало
с группой Daft Punk

Random Access Memories как трагическая вершина карьеры французского дуэта

Вышел Random Access Memories — четвертый студийный альбом французского дуэта Daft Punk. При его раскрутке были применены все главные маркетинговые достижения человечества (включая Фаррелла Уильямса лично), так что за последний месяц о нем не слышал только глухой. Уже неделю его можно совершенно бесплатно послушать в сети, и вряд ли  вы еще не узнали мнение каждого своего знакомого по поводу

Текст: Олег Баранов

 

каждой песни на нем. Look At Me рассказывает о том, как Daft Punk превратились из замороченных подростков в демиургов с гигантским рупором в руках и в чем трагедия этого превращения.

Мы также объявляем конкурс, в котором разыграем 5 дисков Daft Punk. Об этом — на одной из иллюстраций в статье.

 

Предыстория

В 1993 году на принадлежащем группе Stereolab лейбле вышел сборник Shimmies in Super8. На нем, кроме самих Stereolab, нашлось место брайтонской riot grrrl-группе Huggy Bear и двум французским шугейзовым новичкам. Первые назывались Colm, и о них больше нечего сказать, вторые — Darlin', и их сегодня знает весь мир. То есть не совсем. Три парижских студента подружились на почве любви к The Stooges, The Jesus & Mary Chain и фильму «Беспечный ездок», раздобыли кое-какие гитары и ударную установку, назвались в честь песни еще одних общих кумиров, The Beach Boys, и стали, в общем, рок-группой. За два с небольшим года своего существования они записали ровно четыре песни. Грязный и бессловесный кавер на собственно «Darlin'» The Beach Boys, гаражную сопелку Cindy So Loud, чуть позже — вдохновленную The Velvet Underground безымянную песню со словами «у нее есть душа — она в порядке» и основанный на семпле из Starman Дэвида Боуи (и также безымянный) настоящий хаус-трек. После этого группа Darlin' прекратила свое существование — гитарист Лоран Бранковиц впоследствии присоединился к небезызвестной ныне группе Phoenix, а барабанщик Ги-Мануэль де Омем-Кристо и басист Томас Бангальте окончательно — и вместе — переключились на электронику. Название их проекту — и это, конечно, один из главных околомузыкальных анекдотов в истории — невольно дал критик английского журнала Melody Maker, который в своей рецензии на Shimmies in Super8 назвал песню Cindy So Loud «daft punky trash», что, разумеется, не было комплиментом, но стало отправной точкой в истории одной из главных групп в истории электронной музыки — Ги-Мануэль и Томас вместо того, чтобы обидеться, посмеялись и, когда им потребовалось новое название, почти сразу остановились на Daft Punk.

 

 

 Darlin',1992

Что стало 
с группой Daft Punk. Изображение № 1.

 

Что стало 
с группой Daft Punk. Изображение № 2.

 

 

Дебютный альбом

 

 

Вышедший в 1997 году дебютный альбом Daft Punk, Homework, с одной стороны был вынужденной мерой для самой группы — у них просто накопилось слишком много треков, чтобы выпускать их в виде синглов, с другой — оказался поворотной точкой в развитии клубной электроники. Звучит он так, как если бы на одной вечеринке встретились Гершон Кингсли, группа Hot Butter, Нил Роджерс, Джордж Клинтон и призрак Рона Харди, и все вместе, наевшись таблеток, побежали на концерт The Chemical Brothers. Есть мнение, что большую часть своего вклада в мировую культуру Daft Punk внесли именно первым альбомом, но тогда, почти 20 лет назад, это было не попыткой изменить мир, а оформленным в виде двойного винила отчетом о совместной деятельности двух малоизвестных французов, чьи шкафы ломились от пластинок, а головы — от представлений о кругосветных путешествиях и космосе. Если забежать вперед и посмотреть на выходящий сегодня альбом Random Access Memories, между ним и Homework обнаруживается фундаментальное различие. Daft Punk образца середины 90-х мечтали в корне изменить свою жизнь, нынешние через огромный громкоговоритель обращаются ко всей планете с позиции олимпийских богов, по доброте душевной принявших человеческий облик. Если сравнить поставленный Мишелем Гондри клип на Around The World и один тизеров Get Lucky, эта максима становится еще более очевидной: тогда группа руководила небольшим театром с кучкой бойких актеров, сейчас — вынуждена веселиться пусть и на высоте, но в окружении пустоты. 

Самый широкий шаг к той степени мегаломанства, за которую Daft Punk сейчас ненавидит (и обожает, конечно) весь интернет, был сделан во времена альбома Discovery. Во-первых, группа отошла от экспериментов с нишевыми жанрами в сторону смешения синти-попа и диско. Во-вторых, Томасу и Ги-Мануэлю стало не хватать одной только музыки, и они в сотрудничестве с аниме-режиссером Лейдзи Мацумото создали полнометражный мультфильм «Интерстелла 5555», каждая сцена которого одновременно являлась клипом на композицию с Discovery и частью общей истории фильма — о музыкальной группе, под которую никто не танцует и которую похитил вселенской жадности менеджер, чтобы превратить в невероятно успешную машину по зарабатыванию денег. Высказывание, конечно, слишком прямое, чтобы быть намеком, но слишком удачное, чтобы быть иронией. Если не считать разгромной (и наделавшей шуму) рецензии The Guardian, Discovery был очень тепло встречен критиками и пока что остается самой коммерчески успешной записью Daft Punk.

 

 

 

 

 

 

 

Вы нашли секретный конкурс!
Выиграй диск Daft Punk «Random Access Memories»

Совместная акция Sony Music и Look At Me

Чтобы победить, нужно отправить литературный перевод песни
«Get Lucky» по адресу getlucky@lookatme.ru до 27 мая.
Поэтическую ценность произведения оценит наш штатный поэт.

 

 

 

 

 

 

Имидж

Главная часть визуальной эстетики Daft Punk, безусловно, шлемы. В середине 90-х группа выступала без каких-либо костюмов, а до 2000-х — в собранных буквально из подручных средств. Изменилось все в 2001 году, когда началась история длиной в по меньшей мере 10 вариаций пресловутых шлемов, каждая из которых по стоимости производства превышает неплохой автомобиль. Несмотря на то что музыканты не скрывали собственных имен и, по сути, лиц, шлемы всегда оставались средством условной анонимности. Притом что группа на протяжении всей карьеры публично кланяется в ноги музыке как величайшему из явлений, решение оградить человеческий образ от музыкального с самого начала казалось оправданным. Костюмы Daft Punk до сих пор остаются тайной без тайны, и идея того, что эти люди однажды будут выступать без них, кажется глупой не только с точки зрения коммерции, но и самой идеи этих костюмов. И те, кто считает группу заложниками собственных идей 10-15-летней давности, конечно, по-своему правы, но творчество Daft Punk никогда — за исключением, может быть, самого раннего — не предполагало постановки каких-либо вопросов, а вместо этого представляло собой, скажем так, универсальную абстракцию ответа на общий возглас «Что происходит?». Не в том, конечно, смысле, в котором на него сегодня отвечает группа The Knife, — риторика Daft Punk гораздо ближе к дугласадамсовскому «42», если бы под последнее можно было танцевать.

 

Что стало 
с группой Daft Punk. Изображение № 3.

Что стало 
с группой Daft Punk. Изображение № 4.

 

 

Живые выступления

 

 

Между диджей-сетами, на которых два подростка ставили свои любимые виниловые пластинки, и прошедшей на днях презентации (без участия даже музыкантов) альбома Random Access Memories на австралийской ферме прошло без малого 20 лет, и сейчас уже нет смысла вслух восторгаться каждым шоу Daft Punk на этом отрезке. Да, сияющее величие. Да, тысячи счастливых фанатов. Да, единение музыки, света и каждой капли пота в радиусе километра. Но каждый из их концертов после идеального лайв-альбома 2007 года для всех тех, кто не встретил на соответствующем танцполе любовь всей жизни, сейчас представляется, конечно, нашествием инопланетян, но в некотором смысле рядовым. Если каждый день забегать с бластером в сельский магазин, на десятый раз продавец перестанет вздрагивать, и сейчас — хотя никакого тура в поддержку альбома объявлено не было — увидеть Daft Punk уже не кажется обязательной задачей.

Но эта история касается практически любого коммерчески успешного артиста — у каждого из них наступает момент, когда инфарктной природы истерия аудитории со временем перерастает в экстаз по расписанию. Вырваться из этой петли невозможно — но вырываться и не нужно. Daft Punk и сами уже давно старательно сводят свое существование к чему-то условному и в некотором смысле — техногенному. Человечность при этом никуда не девается, но проходит в основном по ту сторону шлемов. Все это явно проговорено и четко сыграно на Human After All, самом спорном и, пожалуй, самом злом альбоме группы. Новый же альбом, только сыгранный несколькими десятками людей, выглядит, конечно, насмешкой над самой идеей его живого исполнения. И в этом смысле было бы красиво этой группе здесь и сейчас прекратить концерты вовсе или ограничиться псевдовыступлениями в духе вышеупомянутого австралийского. С другой стороны, вряд ли сегодняшние экономические и социальные условия позволят столь большой группе выкинуть столь неоднозначный номер. В расписаниях, если подумать, ведь тоже есть свои плюсы.

 

 

Что стало 
с группой Daft Punk. Изображение № 5.

 

 

Random Access Memories

И наконец — к дню сегодняшнему. Основной посыл Random Access Memories мечется между двумя настойчивыми прокламациями: «Get Lucky» и «Get Life Back To Music». Первая явным образом делит аудиторию на тех, кто «за» и готов, простите, не париться, и тех, кто ждал от группы высказывания более содержательного плана. Со второй все немного сложнее. Во время по-настоящему монструозной промокампании сам дуэт и его многочисленные коллабораторы намекали или прямым текстом сообщали о том, что с музыкой нынче  швах. В том смысле, что все сидят в разных точках планеты, нажимают каждый свои клавиши, а мир наивно трубит о победе глобализма. Выбор Daft Punk и компании — по старинке собраться вместе на две недели, отключиться от интернета и показать свою лучшую игру. Но тут есть одна проблема — Daft Punk, просидевшие последние десять лет в самой высокой башне замка из оргстекла, не то чтобы в праве говорить о происходящем в мире музыки в подобных интонациях. Потому хотя бы, что самое интересное и человечное в этой самой музыке с такой высоты не разглядишь. Вдобавок ко всему кажущаяся живость и человечность этой идеи резко контрастируют с обычным для Daft Punk и примененным на Random Access Memories подходом к производству звука. Технически идеальный, совершенно понятный и невероятно сложно устроенный на низком уровне — в сочетании с политикой партии роботов работает как отличное развлечение, но не как вдохновение для тех, у кого нет возможности позвать в гости Фаррелла Уильямса. Другое дело, что наша память может однажды сходить конем, и все мы забудем о миллионах оборотов хайп-машины в пользу воспоминаний о вечеринках под Lose Yourself To Dance, свиданиях под Fragments Of Time и ночных блужданий по городу под Giorgio By Moroder. И задуманная Daft Punk линия по возвращению жизни в музыку, может статься, была не такой уж и прямой.

 

Что стало 
с группой Daft Punk. Изображение № 6.

 

 

Рассказать друзьям
36 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются