Views Comments Previous Next Search
Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху — Интервью на Look At Me

ИнтервьюКак создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху

В серии детских приложений Bubl встретились Василий Кандинский, Брайан Ино и «Улица Сезам»

Современный художник и дизайнер Протей Темен и экс-редактор журналов «Игромания» и F5 Олег Ставицкий создали мобильное приложение для благодарных пользователей — самых маленьких. 10 июля App Store исполнилось пять лет, но секцию Kids корпорация догадалась открыть только с релизом новой операционной системы iOS7 в этом году. Родители по всему миру до сих пор недовольны основной массой детских приложений, примерно так же, как и детскими книжками российских издательств. Олег с Протеем соединили Брайана Ино, Кандинского и «Улицу Сезам», чтобы создать идеальное приложение для детей.

 

 

Bubl

Серия арт-приложений с главным героем Баблом для маленьких детей, развивающих художественное восприятие формы, цвета и звука через игру и развлечение. Пока выпущено два аппа: Bubl Tap — для детей до года и Bubl Draw — для детей старше трёх лет.

 

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 4.

  

 

Команда

 

Олег Ставицкий, основатель, отец двух дочек. Протей Темен, сооснователь, арт-директор. Кирилл Булацев, технический директор. Филипп Петренко, сооснователь, продюсер аксессуаров. Дмитрий Безуглый, продюсер.
Дмитрий Евграфов, композитор.

 

Идея проекта

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 5.

Олег Ставицкий

основатель, отец двух дочек

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 6.

Протей Темен

сооснователь, арт-директор

Олег: Дочке было полтора года, только-только вышел первый iPad, я купил его и установил первое приложение — эмбиент-генератор Bloom Брайана Ино.  Никаких стандартных детских приложений с мурчащими котами и всем прочим у меня не было. И меня поразило, как её заинтересовала эта интерактивная музыкальная среда. Она была буквально загипнотизирована. Я занимался бумагой, делал газету F5, журнал «Игромания», писал тексты. И в тот момент я понял — всё, мне сюда. Несколько лет я медитировал на creativeapplications.net, устанавливал все арт- и детские приложения, и, когда идея, наконец, сформировалась, я пришёл к Протею.

Протей: Мы встретились с Олегом в феврале 2013 года. Давно не виделись, беседа затянулась, и мы поняли, что по сути говорим про одно и то же, только подходим с разных сторон. Я в этот момент придумывал среду — что-то между игрой и сказкой. Создавал пространство со своей определённой логикой и разрабатывал конструктор персонажей и мира с деталями-объектами. Я — формалист, поэтому хотел делать детское и чёрно-белое. Помню, мы обсуждали наших ментальных друзей Weesee (чёрно-белые мультфильмы для младенцев. — Прим. ред.) и другие подобные вещи, и стало понятно, что такая механика может понравиться детям до года. Мы мгновенно проверили это опытным путём. Так появилась идея погремушки для iPad «Барсик», позже переназванная в Bubl.

Bubl Tap — это погремушка в цифровой среде.
Ребёнок до года хочет мгновенной реакции на то, что он делает

 

Погремушка Bubl Tap

Олег: Bubl Tap — это погремушка в цифровой среде. Ребенок до года хочет мгновенной реакции на то, что он делает. Вот он что-то нажал, и это моментально отозвалось, и чем интереснее реакция, тем интереснее ребёнку.

Протей: В реальном мире, хотя мы и избегаем таких сравнений, есть специальные столы, развивающие тактильность, к которым прибито много всяких ручек, ремешков, рычажков. Bubl Tap — как раз про это, только в новой digital-среде, с которой придётся столкнуться всем современным детям. Кроме того, Bubl Tap — чёрно-белый. У младенцев зрение устроено особенным образом. Пока оно настраивается и калибруется, ни о каких полутонах и цветах, по сути, речи не идёт. Им нужно поконтрастнее.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 7.

Первые скетчи и чертежи «Скафандра» — кейса для iPad

Олег: Существует обывательское представление о том, что детские вещи должны быть ярких, кричащих ядовитых цветов. Но если посмотреть на крутые книжки и игрушки для детей до года — они все чёрно-белые. Я попадал в очень смешные ситуации с друзьями, далёкими от современных представлений о воспитании и развитии детей. Как-то в США с гордостью купил развивающий чёрно-белый коврик для дочки, а они спросили: «Ты с ума сошёл?» Мне же очень хорошо было видно, как ребёнок концентрируется на чёрно-белых паттернах.

 

 

Приложение для рисования
музыкой Bubl Draw

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 10.

 

 

Протей: Второе приложение у нас яркое, оно для детей постарше. Когда мы (а к тому времени команда разработки увеличилась до 5–6 человек) наконец прилетели из разных городов и собрались вместе, придумалось более сложное приложение для детей от трёх лет. Это приложение, которое позволяет рисовать музыкой. Сначала это была простая идея: ты ведёшь линию по экрану, и она поёт, меняя тональность, в зависимости от формы. Но потом стало понятно, что мы делаем такой протосинтезатор, что линии должны жить своей жизнью после того, как ты оторвал палец от планшета.

Мы старались, чтобы в Bubl Draw было как можно меньше «интерфейса», хотели отказаться от традиционных кнопок «корзина» и «заливка» — это превращало игру в комбайн с инструментами. Забавно, что дети показали нам, какими простыми могут быть интерфейсные решения. Одной девочке не захотелось рисовать по белому, она нарисовала пятно, растянула его на весь экран, и так получился фон. Когда она решила удалить фигуру, то просто выкинула её за край экрана iPad.

 

 

 

Страхи родителей

Олег: Сейчас в Америке идёт волна истерики, связанной с планшетами. New York Times и New Yorker пишут о том, как родители просто «выключают» детей с помощью iPad. Действительно, приходишь в ресторан, даёшь ребенку iPad и можешь спокойно два часа пить вино и общаться с друзьями. Но мнений здесь несколько: есть исследование американской ассоциации педиатров о том, как всё это плохо влияет на детей. Другие психологи говорят, что iPad — это просто канал. Сказать, что планшеты портят наших детей, это просто переложить ответственность — всё равно что утверждать, что книги и мультфильмы вредны. Смотря какие книги и мультфильмы.

Во время фокус-теста я понял, что наше приложение
очень нравится детям,
но родители часто ничего не понимают

 

Общий страх — то, что дети станут аутичными и закрытыми. Есть современная теория про digital natives и digital immigrants. Мы — digital immigrants, потому что мы родились до появления всех этих современных технологий. Поэтому мы в них видим магию, перед ними есть некоторое благоговение, страх. Но представь, что ты родился в мире, где уже есть iPad, и пока ты красной креветкой лежал на столе, тебя фотографировали на iPhone. Для детей, которые видят планшет с первых дней своей жизни, нет никакой магии, они воспринимают это так же естественно, как чашку или блокнот. Никакой зависимости у них тоже нет, если её, конечно, искусственно не создавать. Я вижу это по своим детям: поиграв, они выключают айпад и идут гулять или рисовать. Исследований много, они друг другу противоречат, так что вопрос в том, чью сторону ты занимаешь. Мы, конечно, занимаем сторону психологов, которые говорят, что в самом по себе планшете нет ничего страшного, важнее то, что транслируется через него. Мы, хочется верить, транслируем искусство, добро и красоту.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 13.

Летом мы устроили фокус-тест вместе с «Гаражом». Во время фокус-теста я понял, что наше приложение очень нравится детям, но родители часто ничего не понимают: «Что это такое? Это рисовать или музыку играть?» Помню, как я объяснял, что это развивает в ребёнке восприятие цвета и звука, а потом одна мама сказала мне страшную вещь: «Наверное, это для каких-то особенных или одарённых детей». И когда я спросил, считает ли она своих детей обычными, от неё пахнуло такой совковой ограниченностью: мол, моим детям далеко до гениальности.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 14.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 15.

Бренд Bubl

Протей: В первую очередь вся конструкция мира отталкивается от самого Бабла, у которого всегда одинаковая голова, но разные тела, в зависимости от того, чем он занимается. Если он погремушка, то выглядит он как детская игрушка-неваляшка, если он рисует, то он весь в цифровых подтёках. Он каждый раз разный и каждый раз соответствует своей сфере деятельности. У нас даже названия предложений Bubl Tap и Bubl Draw завязаны на определённую функцию, которую ты получаешь от дружбы с Баблом.

Олег: Bubl — это не просто два смешных приложения, которые мы на коленках сделали. Это концепция, которая распространяется и на аксессуары, и на многие другие вещи. У нас огромное количество идей того, что можно ещё делать: конструкторы, наклейки, пространства в музеях. Первым физическим продуктом нашего бренда является кейс для iPad. Там всё не просто так, и самый простой пример того, чем он отличается от остальных, — то, что он блокирует кнопку, которая закрывает приложение. Когда маленькие дети начинают играть в iPad, конечно, они нажимают на единственную кнопку, которая сразу закрывает игру. И родители, и дети мечтают о том, чтобы кнопка была заблокирована. Кроме того, мы использовали такой материал, который не даст планшету разбиться, — его можно ронять и кидать.

Протей: Кроме того, мы создаём интерактивные художественные пространства. Это собрание объектов. Представь, у тебя в школе на стене был нарисован дуб из Пушкина — у нас нет ни Пушкина, ни дуба, а есть абстрактное предложение, которое помогает проявить фантазию. Для взрослого проявить фантазию относительно абстрактной вещи является работой, а для ребёнка — это игра. Он может спокойно сидеть и рассматривать фигуры на стене, потому что там уже есть сюжет и взаимодействие. В такой комнате есть мультимедийная часть и игрушки.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 16.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 17.

Как создать игрушку
для детей, родившихся
в цифровую эпоху. Изображение № 18.

 

Бизнес

97 % родителей жалуются на низкое качество детских приложений.

50 % жалоб на детские приложения в App Store связаны с их качеством.

60 % родителей считают, что детские приложения должны обладать образовательными и развивающими качествами.

64 % родителей выбирают приложение, исходя из идеального баланса развлечения и образования.

— исследование информационного агентства Kids Industries, весна 2011

Олег: Почему я решил, что можно лезть в эту область? App Store — очень-очень «перегретый» рынок, стоимость входа на него высока, маркетинг — безумно дорогой, и сейчас делать игру для App Store, не имея бюджета на раскрутку, — это самоубийство, тебя никто не заметит. Но в случае с детскими приложениями есть ниша. Только с появлением iOS7, два месяца назад, Apple добавил категорию Kids, её раньше просто не было. По этой секции видно, какими играми заполонён App Store — это чаще всего яркие, кричащие, пошлые продукты. Там пока нет гигантов, основная возрастная категория — это 5+. А для детей до года и от года почти нет продуктов, родители вынуждены показывать детям приложение Брайана Ино и подобные проекты.

Мы провели фокус-тест в Америке, в котором участвовали 500 родителей. Узнали массу интересного. К примеру, название «Барсик» нам очень нравилось, пока не оказалось, что по-английски это звучит, как два совершенно недетских слова — bar и sick. Когда мы поняли, что собираем фокус-группу из 500 человек, стало ясно, что им можно задавать вопросы не только про название. Был ряд вопросов по бизнесу: как часто вы покупаете приложения детям? На что вы обращаете внимание при покупке? Насколько арт-приложение может заставить вас заплатить больше? Полученная статистика нас вдохновила, потому что все написали, что дизайн очень влияет на решение о покупке, что современное искусство в таком виде очень интересно. Все молодые родители в возрасте от 25 до 35 ответили примерно так. Почему Америка? Как ни крути, сейчас это самый большой рынок для приложений. Есть ещё азиатский рынок, там крутятся миллиарды; но для нас это Марс, совершенно непонятная территория, там у людей мозг по-другому устроен. В Америке проще, потому что там люди схожей с нами ментальности: зайдите в магазин хороших дизайнерских игрушек в Москве, Сан-Франциско и Амстердаме — вы увидите одни и те же товары.

  

Рассказать друзьям
10 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.