Views Comments Previous Next Search
Зачем в Милане построили русскую избу — Интервью на Look At Me

ИнтервьюЗачем в Милане построили русскую избу

Ярослав Мисонжников о проекте IZBA, который показали на Миланском мебельном салоне

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 1.

материал подготовила
Анна Савина

C 8 по 13 апреля в Милане проходила главная мебельная выставка Европы — Salone del Mobile. В ней участвовала группа молодых российских дизайнеров, которые представляли проект IZBA — экспозицию объектов, вдохновленных традиционной русской мебелью и предметами быта. Мы расспросили продюсера проекта Ярослава Мисонжникова о том, как рассказать о России без матрёшек и хохломы, и зачем молодому дизайнеру показывать свои работы в Милане. 

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 2.

 Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 3.

Ярослав Мисонжников

Продюсер проекта IZBA, дизайнер и сооснователь компании «Именно-дизайн», которая производит бытовые предметы и объекты для интерьера

Идея и уроки в Этнографическом музее

Идея проекта IZBA пришла к нам вместе с куратором Татьяной Кудрявцевой, которая работает в петербургской Галерее дизайна / bulthaup, это Мекка дизайна в Петербурге. Галерея, конечно, работает на коммерческой основе, но при этом там проходят выставки лучших дизайнеров со всего мира. Примерно полтора года назад на этой площадке открылась выставка «Иначе, чем всегда», организованная Гёте-институтом. Немецкий куратор Фолькер Альбус, показывая эту путешествующую экспозицию в разных странах мира, приглашает для участия местных дизайнеров, работы которых соответствуют заданной теме. После выставки вокруг Татьяны начала складываться команда молодых профессионалов, взгляды и стремления которых во многом совпадают, так что мы и Татьяна придумали проект и пригласили для участия в нём независимых дизайнеров, которые участвовали в выставке.   

К проекту присоединились не только дизайнеры из Петербурга, но и промышленный дизайнер из Москвы Катерина Копытина, а также текстильный дизайнер Светлана Герасимова (она придумала для выставки ткань «Русалка & русал»). Кроме того, с нами работала графический дизайнера Аня Кулачек, которая разработала фирменный стиль, и петербургский фотограф Митя Ганопольский.

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 4.

Команда IZBA на стенде в Милане. Слева направо: Алексей Галкин, Максим Щербаков, Ярослав Мисонжников, Максим Максимов, Катерина Копытина, Татьяна Кудрявцева, Света Герасимова, Александр Каныгин, Аня Дружинина.

 

Мы сформировали команду и стали думать о теме и о том, где показать наш проект. Выбрали миланский Salone del Mobile, потому что это важная выставка для дизайнеров, которые создают предметы быта и мебель. Можно было сделать какой-то проект, не связанный с Россией: например, задать определённый материал, чтобы каждый дизайнер сделал что-то из мрамора или дерева, но это показалось нам неинтересным. Также мы могли рассказать о России с помощью каких-то заезженных символов вроде матрёшек и хохломы, но мы подумали и решили показать русские избы и быт в них, построив современную версию такого жилища. Для нас было важно, чтобы получившийся павильон не выглядел, как китч.

В Российском Этнографическом музее в Петербурге хранится большая коллекция старинных предметов быта. Я часто хожу туда в поисках интересных идей: мне нравится рассматривать материалы, формы и предметы. Прежде чем начать работу над проектом, мы с другими членами команды посетили несколько занятий в музее, которые вёл ведущий научный сотрудник Дмитрий Александрович Баранов. Он рассказал нам, как была устроена изба, какие материалы использовались для её постройки и какие традиции с ней связаны. Конечно, мы могли узнать это и в интернете, но профессионал знает многие вещи точнее.

 

 

Как выглядит современная изба?

Каждый участник проекта провёл исследование и сделал такой предмет, с помощью которого можно рассказать о быте в избе. Большинство архетипов, которые мы использовали, знают в России, но не знают за границей: иностранцы слышали только о матрёшках, хохломе, баранках и самоваре. Несмотря на то что многие российские журналисты скептически относится к теме русской культуры в современном дизайне, многие посетители нашего стенда в Милане отмечали, что нам удалось создать не китчевые предметы. 

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 5.

«Борода». Аксессуар (шпон). Александр Каныгин

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 6.

«Односвечник». Подсвечник, регулирующий высоту свечи (мрамор, дерево). Ярослав Мисонжников

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 7.

«Горка». Подушки-пуфик (текстиль). Fёdor Toy

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 8.

«Горыныч». Разборная игрушка (дерево). Александр Каныгин

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 9.

«Кокошник». Надувная шапочка от дождя (ткань с покрытием ПВХ). Fёdor Toy

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 10.

«Русалка и русал». Ткани с принтом. Света Герасимова

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 11.

«Светец». Подставка для подвесного светильника (дерево, бетон). Катерина Копытина

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 12.

«Приданое». Модульная система для хранения (МДФ, фанера, дерево, фетр, сусальное золото). Максим Щербаков

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 13.

«Красный угол». Полка для самого важного (металл). Максим Максимов

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 14.

«Трещотка». Детская качалка (дерево). Ярослав Мисонжников

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 15.

«Шкатулка». Система для хранения с секретным замком (дерево, мрамор), Алексей Галкин

 

В центре нашего павильона стоял большой чёрный стол. Мы решили, что таким образом мы покажем своё гостеприимство — русские известны тем, что любят принимать гостей. Стол и некоторые другие предметы были чёрного цвета, потому что нам нравится традиция топить баню по-чёрному прямо в избе. Насколько мне известно, такого не было в европейских домах, и мы решили, что было бы здорово рассказать об этом. На столе мы расставили объекты, которые сделали дизайнеры. Белые стены с чёрными полосками напоминали о деревянных брусьях, из которых строили русские дома.

 

 

Участие в Salone del Mobile

Мы решили показать IZBA именно на Salone del Mobile, потому что это самое важное событие для людей, занимающихся предметным дизайном: можно съездить только на него и узнать обо всём, что происходит в этой области. Попасть на Salone del Mobile в Милане не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Если у тебя есть какой-то проект и он подходящего уровня, то можно подать заявку. Когда тебе присылают подтверждение участия, нужно оплатить стенд и можно выставляться. Бесплатно туда не попасть — так устроена бизнес-модель салона.

Основная площадка Salone del Mobile — это выставочный комплекс, который похож на московский «Крокус Экспо», только в несколько раз больше. Там показывают свою продукцию крупные мебельные компании, молодым дизайнерам туда практически невозможно попасть. Правда, на этой площадке есть целый холл для молодых дизайнеров, но это более скучное место, чем, например, район Ventura Lambrate. Помимо главного павильона, в Милане есть другие выставочные комплексы и галереи, в которых выставляются независимые дизайнеры. Мы выбрали площадку в одном из самых передовых районов города — Ventura Lambrate.

Зачем в Милане построили русскую избу. Изображение № 16.

Местная газета, которая выходит во время Недели дизайна

В этом году мне практически не удалось ничего посмотреть, потому что мы работали каждый день на стенде. Единственное, что я успел — посетить выставки в Ventura Lambrate. Там в основном показывали свои проекты голландские дизайнеры и студенты — они экспериментируют с материалами и технологиями, и на это интересно посмотреть.

Я считаю, что участие в салоне может помочь промышленным дизайнерам. Все площадки посещает пресса, и к нам в павильон заходили журналисты Wallpaper* и других ведущих мировых СМИ, связанных с дизайном. Работа одного из участников, Лёши Галкина, так понравилась Wallpaper*, что её включили в съёмку для нового номера. Кроме того, салон посещают и производители — с ними можно пообщаться прямо на выставке. Именно поэтому, на мой взгляд, и стоит привозить продукты.

Конечно, сейчас интернет может быть инструментом для продвижения дизайнера, но выставки по-прежнему важны, потому что для специалистов важно посмотреть предметы вживую. Недостаточно делать 3D-модели, потому что при воплощении это будет по-другому смотреться. В России долго не было хорошего предметного дизайна, потом появился 3ds Max, и дизайнеры стали воплощать свои идеи на компьютере. У многих просто не было возможности производить, например, стулья, но они могли нарисовать стул на компьютере, и так можно было сделать себе имя. Сейчас нужно уходить от 3D-моделирования в производство.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются