Views Comments Previous Next Search
Коллекционер запахов Сисель Толаас о том, чем пахнет страх, космос и война — Интервью на Look At Me

ИнтервьюКоллекционер запахов Сисель Толаас о том, чем пахнет страх, космос и война

«Не существует какой-то глобальной вони или глобального розового сада»

Коллекционер запахов Сисель Толаас о том, чем пахнет страх, космос и война. Изображение № 1.

Материал подготовила

Ксения Кандалинцева

Сисель Толаас — легендарный проектировщик и исследователь запахов; её коллекция насчитывает тысячи запахов, среди которых есть запах открытого космоса, запах войны и запах страха. Look At Me поговорил с Толаас о её работе. 

   

Сисель Толаас

исследователь и проектировщик запахов

mono-kultur.com/issues

Коллекционер запахов Сисель Толаас о том, чем пахнет страх, космос и война. Изображение № 3.

Не существует какой-то глобальной вони или глобального розового сада

 

   

 

 

↑ Норвежский учёный, владелица коллекции из 7 000 запахов. Изучает запахи нашей реальности путём реконструкции их на молекулярном уровне. На конференции «Новая повседневность» в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» рассказала об ароматическом ландшафте города

 

Чем занимается проектировщик запахов?

Моя работа объединяет несколько областей: химию, лингвистику, искусство. В середине 90-х я начала собирать архив запахов из нашей реальности. Кто-то пишет летопись, кто-то документирует нашу жизнь на плёнку. Я же конспектирую неосязаемое и невидимое. В моём архиве больше 7 000 запахов: каждая пробирка — это момент из моей жизни. Все мои исследования начинались с разных вопросов: насколько важны запахи для понимания окружающий среды, какова связь между запахами и нашими эмоциями, почему люди не пользуются обонянием наравне со зрением, а главное, могу ли я говорить о запахах осмысленно и метафорично, могу ли инициировать язык запахов, могу ли спровоцировать людей воспринимать запахи серьёзно и говорить о них. Я очень много тренировалась, чтобы моё обоняние стало нейтральным. У меня нет проблем ни с одним запахом: даже то, от чего людей обычно выворачивает, для меня лишь очередной вид нашей реальности. Я думаю, что мы сами очень ограничиваем себя, основываясь только на том, что видим. Мы родились с великолепными здоровыми телами, которые оснащены потрясающим софтом — чувствами, и мы должны использовать их на полную мощность.

Как так получилось, что люди отдают приоритет зрению и слуху, хотя для животных обоняние остаётся основным чувством?

Это мы так думаем. Вы знаете поговорку The nose knows? Наша природа такова, что нос всё знает ещё задолго до того, как глаза это увидели. Разница в том, что человек воспринимает запахи неосознанно, а животные осознанно. Я тоже делаю это осознанно. Когда я чувствую запах, я понимаю, что чувствую запах, и анализирую полученную информацию. Для эксперимента попробуйте пообедать или обойти свою квартиру с закрытыми глазами. Вы узнаете много нового и подумаете о привычных вещах в новых категориях. Мы все очень устали от изображений. Мы уже недостаточно реагируем на них физически, психологически, интеллектуально. Вот мы видим стол — и что? А если мы проанализируем его запах, наша реакция на него будет другой, более эмоциональной. Воспоминания о запахах очень сильны — они хранятся годами, в то время как визуальная память ослабевает через три месяца.

От чего зависит восприятие запаха? На это как-то влияет культура, менталитет?

Не существует какой-то глобальной вони или глобального розового сада. Мы рождены с совершенно нейтральным и демократичным обонянием. У нас нет генов, которые говорят нам, что это хороший запах, а это — плохой. Восприятие запахов определяется воспитанием и культурой. Если ты живёшь на улице, ты питаешься тем, что найдёшь. И если ты будешь полагаться только на зрение, то не выживешь: мы многое не видим. Люди забыли об обонянии, потому что живут в дезодорированном, дезинфицированном и парфюмированном мире. В этом мире обоняние перестаёт нас защищать. Когда всё продезинфицировано и нет естественных запахов — как мы почувствуем настоящую опасность? Общество, в котором мы живём, формирует множество предрассудков по поводу естественных запахов, оно нам диктует: вот это — вонь, а это — прекрасный аромат. Поэтому для меня так важно научить детей пониманию того, что не стоит судить о запахах, основываясь на мнениях родителей, учителей, общества. Каждый запах — это информация. И дети должны научиться понимать и использовать её. Ведь столько всего скрыто от нас в невидимом мире!

документальный фильм

 

Но всё-таки даже в одном обществе люди по-разному чувствуют запахи...

Обоняние очень индивидуально. С запахами наши отношения устанавливаются, когда мы впервые в жизни сталкиваемся с ними. В зависимости от того, в позитивном или негативном душевном и эмоциональном состоянии находится человек в этот момент, определяется его отношение к запаху. Например, я провела детство в яблоневом саду своей бабушки. Это первое позитивное воспоминание о запахе яблок определяет моё отношение к нему.

Существуют ли нейтральные запахи, которые нравятся всем?

Не существует таких запахов, которые нравятся или не нравятся абсолютно всем. И это фантастика! У меня есть доступ к уникальным знаниям о том, как создавать запахи. У меня есть лаборатория с химическими компонентами и оборудованием, которые позволяют мне копировать запахи из реальности и воспроизводить их. Другими словами, я воспроизвожу нашу реальность, чтобы лучше её понимать, чтобы выйти за границы нравится /не нравится. Таким образом, я могу определить, из-за какого запаха что-то пошло не так: какой запах стал причиной нетерпимости, какой запах стал причиной ненависти одного ребёнка к другому — это дополнительная информация, с которой можно работать. Другой пример — посттравматический синдром после войны. Если постепенно работать с запахом войны, научиться принимать его, тренироваться, можно научиться воспринимать его нейтрально и отстранённо. Это сильно изменит психологическое состояние человека.

Есть ли запах у эмоций? Например, как пахнет гнев?

Гнев — слишком абстрактная эмоция, это душевное состояние. Я уверена, что если бы у человечества было более утончённое обоняние, более чувствительный нос, мы бы чувствовали запахи эмоций. И мы можем этому научиться, перестав быть заложниками парфюмированного мира. Я исследовала запах страха и запах восхищения — уже сейчас мы можем почувствовать их.

Коллекционер запахов Сисель Толаас о том, чем пахнет страх, космос и война. Изображение № 4.

Когда всё продезинфицировано и нет естественных запахов — как мы почувствуем настоящую опасность?

 

   

 

 

Значит, с помощью запахов можно манипулировать поведением людей?

Мы так думаем. Это то же самое, когда мы пытаемся манипулировать поведением людей с помощью цветов или музыки. Мы знаем, что запахи тесно связаны с эмоциональным состоянием людей. Мы знаем, что наши реакции на запахи моментальные. Но всё это очень индивидуально. Кто-то использует дорогой парфюм, чтобы подчеркнуть свою сексуальность, привлечь внимание и притянуть к себе людей. Но для другого человека этот же запах будет означать «оставь меня в покое», «не подходи». Я называю этот процесс не манипуляцией, а коммуникацией. Мы должны использовать запахи для коммуникации друг с другом и с миром вокруг.

Я спросила про манипуляцию, потому что известны случаи, когда определённые ароматы используются, чтобы заставить людей покупать больше в торговых центрах или чтобы повысить продуктивность сотрудников в офисе.

Я не говорю, что это невозможно. Допустим, есть запах, который заставит вас работать больше — что дальше? Точно также приглушённый свет вас расслабит. Или жёсткие скамейки вместо мягких кресел заставят вас сидеть прямо. Хотите использовать запахи, чтобы создать определённую атмосферу — почему бы и нет? Но это не манипуляция поведением людей, по крайней мере не больше, чем что-либо другое.

Конечно, запахи влияют на нас. Но мы почему-то их дискриминируем. Посмотрите на город. Он полон запахов, с помощью которых мы ориентируемся. Эти запахи создают настроение. Каждый район, каждая улица, каждое здание, новое и старое, обладают своими запахами. Они несут в себе информацию, игнорируя которую мы никогда не узнаем и не поймем до конца эти места.

Расскажите подробнее об ароматическом ландшафте города.

Мой проект City SmellScape  — большое исследование ароматического ландшафта 25 городов. Цели у этого проекта были самые разные. Например, посмотреть на город с новой стороны и лучше понять его. Выяснить причины нетерпимости. Определить масштабы загрязнения. В каждом городе я исследовала запахи с разными целями. Каждый раз была своя причина, своя проблема. В Берлине, Париже, Канзасе и других городах мы вовлекали жителей в процесс составления ароматической карты. С помощью специального оборудования я собирала молекулы запахов, чтобы воспроизвести их в лаборатории. Потом предлагала людям описать этот запах, используя слова, которые первыми пришли в голову. Потом эти данные анализировались. И мне кажется, что процесс был даже важнее результатов. Люди заново открывали для себя свой город.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются