Views Comments Previous Next Search
Зачем в «Левиафане» нужна компьютерная графика — Интервью на Look At Me

ИнтервьюЗачем в «Левиафане» нужна компьютерная графика

Прямая речь супервайзера визуальных эффектов Дмитрия Токоякова

«Левиафан» стал самой награждаемой и обсуждаемой российской картиной за долгое время. Киноинтерпретация истории библейского персонажа Иова, перенесённая в условия современной России режиссёром Андреем Звягинцевым получила «Золотой глобус», приз каннского кинофестиваля за лучший сценарий и номинацию на «Оскар». За всей шумихой и неоднозначной реакцией со стороны критиков и общественности мало кто разглядел в визуальные эффекты, которые присутствуют в картине. Мы поговорили с Дмитрием Токояковым — супервайзером визуальных эффектов всех полнометражных картин Звягинцева о проделанной работе и особенностях его профессии.

 

Внимание, в тексте содержатся спойлеры,
раскрывающие сюжет картины

 

Кто такой супервайзер визуальных эффектов
и чем он занимается

Зачем в «Левиафане» нужна компьютерная графика. Изображение № 2.

Дмитрий Токояков

супервайзер визуальных эффектов
фильма «Левиафан»; Куратор школы компьютерной графики Scream School


 

Работа супервайзера начинается ещё с написания сценария. У любого проекта есть определённый бюджет и основные приоритеты, а во время написания сценария можно написать пару строчек, реализация которых будет стоить несколько миллионов. На хороших проектах супервайзер консультирует сценариста и режиссёра, чтобы всё, что будет придумано, укладывалось в заданные рамки. Обычно больше всего обсуждений происходит с режиссёром — главным человеком, ответственным за весь проект. Но часто это коллективный труд, когда все вместе обсуждают какие-то сложные сцены.

Супервайзер, как человек больше понимающий в графике и мире визуальных эффектов, может придумывать сцены и решения, которые потом становятся частью сценария. Сейчас в фильмах, например, появляется всё больше компьютерных персонажей. Ну и никто не скрывает, что у продюсеров есть мечта перейти полностью к цифровым актёрам, чтобы не платить огромные гонорары и чтобы он всегда оставался молодым и доступным, а не требовал очищенную клубнику по утрам.

Зачем в «Левиафане» нужна компьютерная графика. Изображение № 3.

Андрей очень вдумчиво подходит ко всем своим фильмам. Когда он рассказывал про кита, у него были готовы фотографии, он умел точно определять породу и даже, по-моему, отличать самца от самки

 

Соотношение творческой и технической составляющих в работе над визуальными эффектами отличается в зависимости от проекта. Есть сложные фантастические фильмы, где нужно, к примеру, сделать волшебное чудовище, которое умирает, нужно придумать само чудовище, а, во-вторых, нужно придумать «эффект умирания», при этом нет никаких правил, как это должно выглядеть. Бывают очень технические задачи: в фильмах герои часто делают что-то на компьютере или смотрят телевизор, и нам нужно просто вставить изображение, в этом случае творческой работы совсем немного.

Сейчас выходит американский фильм «Бёрдмэн», для которого тестировали сложные кадры, когда камера идёт за актёром как бы без склеек, переходя из места в место. При этом у зрителя создаётся ощущение, что несколько минут сняты одним дублем. На самом деле это не так. Мы были одними из участников разработки этих эффектов, хотя и не делали непосредственно графику. Эффектов там не видно, но была проделана огромная совместная работа и супервайзера, и оператора, и режиссёра, и актёров — по придумыванию того, как добиться этих самых кадров.

 

О работе с Андреем Звягинцевым
над «Левиафаном»

Зачем в «Левиафане» нужна компьютерная графика. Изображение № 4.

Фильм «Левиафан» снимался в селе Тери́берка, которое находится в Кольском районе Мурманской области на берегу одноимённой реки

Фильмы Андрея мне нравятся (мы поработали над всеми четырьмя его полнометражными проектами). Хотя я стараюсь не смотреть такие тяжёлые фильмы, тем не менее я очень уважаю его подход. Я ему заранее доверяю — что бы он ни снял, это будет интересное кино.

Так как в «Левиафане» мало графики, мы ничего особо не придумывали. Нам показали фотографии места съёмок, где нужно что-то добавить или убрать. Дальше мы проговаривали с Андреем (Звягинцевым. — Прим. ред.) и Мишей Кричманом (оператором), что нужно и каким образом это будет сниматься. На съёмках я контролирую процесс, чтобы всё было сделано правильно. Ну и дальше мы работаем с этим материалом.

Андрей очень вдумчиво подходит ко всем своим фильмам. Он не снимает каждый год и, как правило, собирает исчерпывающую информацию. Когда, например, он рассказывал про кита, у него были готовы фотографии, он умел точно определять породу и даже, по-моему, отличать самца от самки. Вот вы посмотрите фильм, подумаете: «Ну, кит и кит». Может быть, три специалиста и задумаются о том, что эти киты водятся в других широтах, но Андрей всему уделяет внимание и знает даже больше, чем нужно.

Проще было бы сделать компьютерного кита, но, зная Андрея уже больше 10 лет, я понимал, что у него свои представления о реалистичности, и он никогда не сможет утвердить его — будет знать, что это не настоящий кит, а нарисованный. Плюс бюджет не позволял сделать супердорогого кита, поэтому мы нашли съёмки кита ровно той породы, которая была нужна, купили футаж. Дальше мы его сложным образом обработали, добавили воды вокруг и поместили кита в центр кадра. Кадр снимался под нашим контролем, — мы заранее определили, где появится кит, — оператор оставил для него место, и актриса смотрела примерно в ту сторону. При этом мало кто знает, что, если повернуть камеру в сторону, был бы виден авианосец «Адмирал Кузнецов». Кадр кажется пустынным, но на самом деле там неподалёку военный порт и в тот момент проходили учения.

 

 

   

 

Графику было сделать дешевле, чем тащить съёмочную группу искать какие-то места, договариваться, чтобы вокруг не было людей

 

   

 

 

Основная сцена с графикой — где появляется церковь. На общих планах фильма она полностью нарисована. На её месте стояли остатки дома — довольно достоверно построенные декорации.

У нас была идея наложить настоящую церковь в эту сцену, аналогично киту, но, в результате, ее сделали компьютерной, во-первых, потому что требовалось много съёмок с высоты, и нужно было бы искать церковь рядом с какой-то горой, чтобы её снимать оттуда. На поиски такого места можно потратить всю жизнь. Плюс церковь по сюжету новая, только построенная. Графику было сделать дешевле, чем тащить съёмочную группу искать какие-то места, договариваться, чтобы вокруг не было людей. Несколько раз я слышал вопросы, что видно, что церковь нарисована. Она действительно выглядит как инопланетный корабль на фоне этого пейзажа, потому что все остальные дома были построены очень давно, и давно не ремонтировались. А разрушенная церковь, где сидят мальчишки, находится под Ярославлем, и сцены внутри снимали там. Затем добавлялись фоны, которые соответствуют Териберке.

В общей сложности над визуальными эффектами в «Левиафане» на разных этапах работало около 16 человек. Суммарно работа заняла порядка двух месяцев, но можно было сделать гораздо быстрее, просто Андрей не всегда был доступен. И мы ждали, пока какие-то вещи поставят в монтаж, прокомментируют и т. д.

Мне очень понравился фильм. Он настоящий, во многом правдивый, и мне нравятся характеры персонажей, потому что в них веришь. Никак не обидно, что нашу непосредственную работу не оценит зритель, — для нас это наоборот похвала, потому что если никто не заметил, как мы сделали графику, значит, мы сделали её хорошо.

 

Об уровне визуальных спецэффектов в России

Зачем в «Левиафане» нужна компьютерная графика. Изображение № 5.

 

Я куратор Scream School, самой большой школы визуальных эффектов. Многие из выпускников работают в нашей компании, и уже в отечественных фильмах без них не обходится. Но специалистов требуется гораздо больше, чем их существует. Плюс с каждым годом усложняются требования к проектам. Все хотят, чтобы визуальные эффекты не уступали голливудским, но при этом бюджеты и сроки с каждым годом уменьшаются.

Есть проблема с профессиональным подходом российских киношников к компьютерной графике. Продюсеры стараются сэкономить и нанимают дешёвых фрилансеров. Потом, как правило, срываются сроки, получается ужасный результат, который никому не нравится, и все понимают, что в таком виде фильм невозможно выпускать. Но деньги уже потрачены, время ушло, и они приходят в хорошую компанию, говорят, спасите, у нас есть очень скромный бюджет и три недели до сдачи. Раз за разом эти люди наступают на одни и те же грабли. Я их спрашиваю: «Вы же не будете устраивать свадьбу в „Макдональдсе“, но почему вы большой проект, где нужна серьёзная графика, отдаёте в руки людям, которые не умеют её делать?» Это, конечно, связано не только с графикой. Часто находят неопытных операторов, которые готовы работать за небольшой гонорар, в итоге вся картинка выглядит непрофессионально. Очень надеюсь, что с приходом новых специалистов в индустрию эта ситуация будет меняться.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.