Views Comments Previous Next Search
Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
 — Интервью на Look At Me

ИнтервьюКак сделать выставку высокотехнологичного искусства

Интервью с куратором Максимом Свищёвым и продюсером Дмитрием Знаменским

В Центре МАРС открылась выставка «Пятое измерение: сингулярность». Куратор выставки Максим Свищёв и продюсер Дмитрий Знаменский рассказали Look At Me о возможностях цифрового искусства и особенностях работы над высокотехнологичными арт-проектами.

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 2.

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 3.

Максим Свищёв

художник, куратор

 Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 4.

Каково ваше определение цифрового искусства?

Цифровое искусство  —  это то, что вбиваешь в поиск в Google, и то бесконечное число картинок, сделанных на компьютере, которое ты получаешь. Мне ближе термины медиаискусство или аудиовизуальное искусство. Это работа с изображением, звуком, движением, светом, пространством, восприятием зрителя. Это тот самый синтез искусств, о котором мечтали авангардисты, только склеенный новыми технологиями.

Создаёт ли цифровое искусство новые смыслы, или технологии — это лишь новый инструмент для художников?

Я думаю, что цифровые технологии  — это относительно новое направление, и многие художники увлечены именно формально-технологичной стороной произведения, но со временем эта тенденция будет ослабевать, а содержание, напротив, будет прорываться наружу. Я считаю, что медиаискусство наиболее адекватно для восприятия молодым поколением, живущим в эпоху интернета, телевидения, гаджетов, компьютерных игр, зарождающейся виртуальной реальности и искусственного интеллекта.

 

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 5.

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 6.

 

Первым высокотехнологичным интерактивным проектом на базе МАРСа стала LifeZone выставка-аттракцион, лабиринт из света, звука и изображений, содержание которого отсылает к «Зоне жизни», термину в астрономии, означающему пригодное для зарождения жизни пространство в космосе.

 

 

 

А какие новые возможности открывают цифровые технологии и есть ли то, в чём они вас ограничивают как художника?

Для меня   это возможности передавать движение. Я начал заниматься компьютерной графикой во многом потому, что мне хотелось создавать движущееся под музыку изображение. Интерактивность может приносить потрясающие плоды. Художник в этом случае мыслит не изображением и формой, а создаёт систему, организм, саморазвивающуюся вселенную. Это мощный инструмент, вопрос лишь в том, как он будет использован. Ограничение я вижу в том, что нужно погружаться в мышление программистов, людей, мыслящих логически, структурно, что не совсем соответствует мировосприятию художника. Тем, для кого этот барьер минимальный, сегодня открыты большие дороги.

Генеративный звук — термин Брайана Ино, который означает музыку, создаваемую компьютерным алгоритмом в реальном времени.

Какие главные инструменты для художника от технологий? Какие используете вы?

Adobe Photoshop, Premiere, After Effects  — это всё уже просто как часть собственного тела! А ещё есть   Cinema 4D, ZBr, TD. Используются программы 3D-графики: Houdini, Maya, 3DMax, программы для виджеинга: Resolume, Quartz Composer, Arkaos и другие. А также программы для создания генеративной графики: TD, VVVV, MAX/MSP, processing и другие. Наиболее актуальны сейчас программы для создания интерактивных аудиовизуальных инсталляций вроде TD и VVVV, работа с лазерами, светом, генеративным звуком.

 

 

Самые технологичные новые произведения искусства по мнению Максима Свищёва

   

Maotik — Omnis

 

Ксавьер Шассень — Dry Lights

 Риодзи Икэда — supersymmetry

 

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 7.

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 8.

Дмитрий Знаменский

продюсер

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 9.

Зачем вообще цифровому искусству офлайн-пространства?

Для меня «цифровое искусство»  — любая художественная работа, сделанная с помощью вычислительных возможностей компьютера: будь то снятый на камеру и отрендеренный на компьютере видеоролик, демосцена  — сюжетная линия, которая создаётся и просчитывается в реальном времени с помощью компьютерного кода, или же запрограммированный робот, который рисует картину на стене, — всё это можно считать цифровым искусством.

Где и как представлять свой проект — вопрос второстепенный, главное для художника, как мне кажется, — найти своего зрителя и донести идею. Если ты создаёшь инсталляции, то твоей площадкой, скорее всего, будет галерея или центр искусств. Если ты создаёшь видео или делаешь диджитал-картины, как Рафаэль Розендаль, то твоей площадкой будет канал на Vimeo или просто веб-сайт. Поэтому все площадки, где есть возможность собрать аудиторию  —  живую или виртуальную,  —  можно считать выставочными.

Как вы ищете новые идеи для проектов и подбираете художников?

А как вы поступаете, если вам надо найти какую-то информацию? Правильно, идёте в Сеть. То же самое и с поиском художников — я смотрю какие-то тематические сайты и блоги, листаю ленты социальных сетей (допустим, «ВКонтакте» у меня настроен так, чтобы в ленте отображалась только информация по работе: интересные видеоролики, примеры работ, ссылки и так далее). В этом плане Vimeo — потрясающий ресурс:  там можно сёрфить сутками, переходя по перекрёстным ссылкам. Из интересных сайтов могу также порекомендовать СreativeApplications и the creators project  — тут постоянно появляются интересные работы. Ну и с коллегами, конечно, обсуждаем, кто кого знает.

Возникают ли ситуации, когда художник делает умопомрачительные вещи, но из-за технических ограничений, например, связанных с выставочным пространством, его нельзя привезти в Россию?

Я не помню ещё ни одного примера, чтобы мы привезли какую-то работу, предварительно не адаптировав её под существующее пространство — иначе практически невозможно. И это происходит именно потому, что ни в коем случае нельзя терять смысл работы. Например, на выставку «Пятое измерение: сингулярность» мы хотели пригласить интересного французского художника Гийома Мармена. По его техническому райдеру требовалась комната 22 м длиной. У нас такой нет. Ну и что? Мы не отказались от идеи, немного изменили сетап, придумали другой вариант расположения оборудования, согласовали с ним, и вот, пожалуйста, его инсталляция стоит и ничем по смыслу не отличается от его первоначальной идеи.

Самое главное — это чистота концепции, работа должна быть сделана таким образом, чтобы зритель полностью в неё погружался и забывал обо всём на свете. Остальное неважно.

 

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 10.

Как сделать выставку высокотехнологичного искусства
. Изображение № 11.

 

Текущая выставка «Пятое измерение: сингулярность» началась в июне и будет открыта для зрителей до середины сентября. Среди участников — французские медиахудожники NONOTAK, Жоани Лемерсьер и Гийом Мармен. В основу проекта легла идея тотальной медиареальности, окружающей нас сегодня.

 

 

 

В чём заключаются основные этапы подготовки высокотехнологичной выставки?

Для начала нужно сформировать идею и найти работы либо придумать, как их сделать. Дальше прикидываем бюджет, сроки и возможный доход, чтобы утвердить выставку с инвестором. Когда всё это согласовано, начинается работа по подготовке: согласование технических вопросов, закупка оборудования, PR-кампания, отрисовка дизайна, работа со спонсорами и СМИ, артист-менеджмент и так далее. Примерно за две недели до открытия начинаем монтаж  — крепим проекторы, прокладываем коммутацию, строим/ломаем фальшстены, возводим конструкции, тестируем компьютеры и прочее оборудование. Затем открываем выставку, и начинается ежедневная работа по поддержанию выставки и инсталляций в работоспособном состоянии.

Если рассматривать выставку как проект , — каким образом распределяются обязанности, как планируются ресурсы и время?

Обязанности распределяются очень просто:  техники отвечают за технические вопросы, менеджеры  — за организацию, художники — за чистоту концепции выставки. Например, при подготовке выставки «Пятое измерение: сингулярность» мы с Максимом Свищёвым распределили наши вопросы примерно так: Максим занимался художественной частью и всем, что касается искусства, я работал с артистами, считал сметы, координировал работу различных служб.

Для меня удобные инструменты при планировании — mindmap и диаграмма Ганта (Столбчатая диаграмма, которая используется для составления временного плана проекта. — Прим. ред.).   Карты я рисую от руки, туда я заношу все задачи по проекту, а потом это всё перетекает в диаграмму, где помечаются сроки и исполнители. Материальные ресурсы считаю при составлении бюджета.

В чём особенности работы над высокотехнологичной выставкой цифрового искусства?

Много времени занимают технические расчёты  —  как раскроются проекторы, как будут вести себя датчики при большом скоплении посетителей, куда спрятать оборудование, если не остаётся места, и так далее. При этом обязательно нужно учитывать финансовый аспект —  если бы мы создавали проекты, используя общеизвестные решения и системы, то стоимость была бы в несколько раз больше. Но мы же хотим зарабатывать деньги, поэтому приходится искать новые способы, тестировать, изобретать, чтобы сэкономить на затратах и повысить качество.

Вот наглядный пример: для одной инсталляции было нужно семь проекторов мощностью 6000 люмен. Стоимость таких проекторов начинается от 300 000 рублей. Получается, что только на них мы бы потратили больше 2 млн рублей. Естественно, никто бы такие деньги тратить не стал, поэтому оставалось два варианта: отказаться от инсталляции или что-то придумать. Ну мы и придумали:  так как контент в инсталляции был чёрно-белым, мы решили вытащить из наших трёхтысячных проекторов вращающийся цветной диск между лампой и DMD-чипом. Таким образом, мы потеряли цвета, но увеличили в два раза яркость, сэкономив при этом 2 млн рублей. Понятно, что в любой сервисной компании схватились бы за голову и сказали, что так делать нельзя, но нам-то что с того? Главное, что инсталляция работает.

Видео: Монтаж выставки «Пятое измерение: сингулярность»,
Центр МАРС, 2015

 

Какие специальные навыки вам требуются и какие инструменты вы используете? Что посоветуете изучать тем, кто хотел бы стать организатором таких проектов?

Основной навык  — это умение общаться с людьми. В нашей сфере такое разнообразие типажей, с которыми приходится работать: программисты, художники, дизайнеры, продюсеры, обслуживающий персонал  — нужно к каждому найти свой подход, чтобы добиться максимума от конкретного человека.

Очень важно развивать системное мышление — при организации таких проектов всегда много неизвестных переменных и факторов, влияющих на результат, и, если ты не будешь держать в голове полную картину происходящего, есть большие шансы потерпеть неудачу. Очень рекомендую прочитать книгу под названием «ТРИЗ». Название расшифровывается как «Теория Решения Изобретательских Задач», в ней масса техник и приёмов, с помощью которых вы сможете решать задачи наиболее коротким и верным путём. Причём не так важно, что за задача стоит перед вами, теоретическая база подходит практически для всего. Также в наше время очень важно знание английского языка. Помимо простого общения с иностранными коллегами, что уже довольно важно, владение другим языком открывает абсолютно другие возможности по поиску актуальной информации.

С программистами работаете?

В какой-то степени все цифровые художники —  это программисты: кто-то пишет скрипты для улучшения функционала AfterEffects, кто-то балуется шейдерами для просчёта сложной графики, кто-то программирует Arduino и всякие датчики, поэтому да, работаем с программистами постоянно.

Говорят, затраты на такие проекты в несколько раз превышают затраты на традиционные выставки, правда ли это? Каковы основные пункты при финансировании и планировании ресурсов в таких проектах?

Я никогда не организовывал традиционные выставки, поэтому мне сложно судить, что там сколько стоит. Но мне кажется, что повесить картины и поставить готовые арт-объекты, наверное, подешевле выйдет, чем закупить оборудование, нарисовать кучу 3D-графики и запрограммировать интерактивные инсталляции.

Основная потребность, как и везде, —  сократить расходы и увеличить доходы. Ничего нового или необычного. Ещё очень важно иметь достаточно времени для разработки и просчёта нового проекта — чем его больше, тем качественнее всё можно организовать.

Чем вас привлекает МАРС?

Что мне нравится в МАРСе, так это возможность реализовывать масштабные проекты, такие как Life Zone или инсталляция для российского павильона на Всемирной выставке в Милане. Сама идея открытия такого Центра  — это уже преимущество. Интерактивное цифровое искусство сейчас становится новым видом развлечения и досуга, как кино и театр. Как правило, всё новое рождается на стыке различных дисциплин , так же и в МАРСе: в очередном проекте мы объединяем развлечение, игру и искусство в единое целое. Кто бы что ни говорил о нас, для меня единственный показатель — это количество посетивших выставку и заплативших за билеты. И по этому показателю мы находимся на приличном уровне.

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются