Views Comments Previous Next Search
Икона эпохи: Сол Басс — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиИкона эпохи: Сол Басс

Дизайнер, изменивший наше представление о постерах к фильмам

Очень немногие смогли сделать для эстетики рекламы и поп-культуры второй половины 20-го века в целом столько, сколько сделал графический дизайнер Сол Басс. Мартин Скорсезе называл его человеком, который «нашёл и дистиллировал поэтику современного индустриального мира». Кроме Скорсезе, дизайнер за сорок с лишним лет карьеры успел поработать с Хичкоком, Премингером, Кубриком и Билли Вайлдером, сделал примерно сотню кинопостеров, успел побыть кинопродюссером и режиссёром, создал несколько по сей день самых узнаваемых логотипов американских корпораций. Look At Me разобрался в изобилии названий, образов и характеров знаменитого деятеля.

Икона эпохи: Сол Басс. Изображение № 2.

Сол Басс

Saul Bass

1920 — 1996, Нью-Йорк, США

графический дизайнер

 

  

 

Постеры к фильмам

Saint Joan, 1957. Изображение № 3.Saint Joan, 1957

 Другие постеры

7th San Francisco International Film Festival, 1963
. Изображение № 13.7th San Francisco International Film Festival, 1963

Ранние годы

Сол Басс родился 8 мая 1920 года в Бронксе, Нью-Йорк, в семье украинских евреев-эмигрантов. Проявил артистическую жилку рано, в детстве зарисовывая почти всё, на что падал глаз. Выпустившись в пятнадцать лет из Старшей Школы Джеймса Монро, он поступил в Нью-Йоркскую Лигу Студентов-Художников (Art Students League of New York), совмещая её с ночными лекциями своего главного вдохновителя и ментора — венгерского художника Джорджи Кепеша (Gyorgy Kepes). Буквально после пары простых рекламных проектов Басс устроился на постоянную работу в нью-йоркский офис Warner Bros.

В 1946 году Басс переехал в Лос-Анджелес. В тогдашней столице архитектурного и дизайнерского модернизма список его нанимателей скоро пополнился такими большими именами, как, например, TWA и Paramount. Тогда Сол брался за самые разные проекты: шевроны на самолётные хвосты, обложки для журнала Art & Architecture, развороты пластинок (примечательнее всего — ставший классическим разворот альбома Tone Poems of Color Синатры) и постеры для чаплинской трагикомедии «Месье Верду».

Икона эпохи: Сол Басс. Изображение № 23.

 Фрэнк Синатра
Tone Poems of Color

Такая высокая продуктивность привела к тому, что в 1952 году родилась компания Saul Bass & Associates, под эгидой которой вышло множество независимых проектов Сола. Также в то время Басс был частым участником множества конференций по дизайну, на которых он говорил о том, как идеи его главных вдохновителей — движений Arts and Crafts и Bauhaus — могли бы в этическом и эстетическом плане улучшить и изменить окружение и общество.

 

 

Влияние на кинематограф

Ближе к середине пятидесятых Басс был в активном поиске формы, способной удовлетворить его креативный голод лучше, нежели логотипы корпораций и рекламные проекты, и удачно нашёл ответ в кинопроизводстве. Главным образом в своих знаменитых вступительных анимационных вставках, стиль которых узнаваем практически каждым: вырезанные из бумаги человеческие руки, расставленные вокруг нервно скачущего в ритм исступлённому джазовому саундтреку текста — никогда до этого такие формальные, казалось бы, вещи, как вступительные титры, не были настолько яркими и задающими тон всей картины ещё до её начала.

Икона эпохи: Сол Басс. Изображение № 24.

The Man With The Golden Arm

Сол Басс использовал в отношении дизайна титров и постеров более иконографический подход, ставя цель создать настроение вначале всего остального, чем сильно отдалялся от традиционной нарративной буквальности. Естественно, подобное новаторство сделало дизайнера крайне востребованной в Голливуде фигурой: в 1954-м он создал анимацию для открывающих титров «Человека с золотой рукой» Отто Премингера, истории про героиновую зависимость джазового музыканта, которого сыграл, опять же, Фрэнк Синатра; одновременно из-под его пера вышли титры для мрачного нуара Роберта Элдрича The Big Knife и легкомысленной комедии The Seven-Year Itch с Мэрилин Монро.

Титры к «Головокружению» Хичкока.

Самыми узнаваемыми работами Сола Басса принято считать его коллаборации с Альфредом Хичкоком. Дизайнер создал постеры и титры ко множеству фильмов режиссёра, включая великие Vertigo, North by Northwest и Psycho, а для последнего Басс лично расписал несколько знаковых сцен, включая знаменитую сцену в душе с Джанет Ли и момент с Мартином Болсамом на лестнице. Помимо работ с Хичкоком Сол Басс был отмечен как «визуальный консультант» в титрах картин режиссёров калибра Кубрика, Фрэнкенхаймера и Вайза.

Помимо сугубо ремесленных дел Басс брался и за большие киноформы. В середине шестидесятых он начал успешно режиссировать документальное кино: в 1968-м его картина Why Man Creates получила «Оскара» за Лучшее Документальное Кино, а за ним последовали три других номинации. В 1974 году Басс снял свой первый полнометражный художественный фильм Phase IV — классический сай-фай о противостоянии человечества и расы высокоразвитых муравьёв.

Икона эпохи: Сол Басс. Изображение № 25.

Сол Басс с «Оскаром» за свой фильм
Why Man Creates.

 

Возвращение
к корням и обратно

В период с 1970-го по 1986-й год Басс, по сути, взял перерыв в работе над кино: созданные им за это время вступительные сцены можно пересчитать на пальцах одной руки — это Such Good Friends, Rosebud, That’s Entertainment Part II и The Human Factor. Отход от кино дизайнер сам объяснил в интервью журналу Sight & Sound в 1995 году: «В какой-то момент формат вступительных титров будто бы вышел из-под контроля, и стало казаться, что вместо них кто-то просто вышел на экран и отбил чечётку. Красивые титры стали, скорее, данью моде, а не практической пользой — тогда я и решил выйти из дела».

Икона эпохи: Сол Басс. Изображение № 26.

Продолжая заниматься собственным кинопроизводством, Басс вернулся к своим дизайнерским корням, успешно реализуя самые разные корпоративные проекты: логотип Bell с узнаваемым колоколом открыл дизайнеру большое количество дверей крупных корпораций, находящихся в поиске нового брендового образа. Интересно, что даже выполняя задания для крупнейших заказчиков вроде United Airlines и Warner Communications, Сол Басс мог параллельно создавать символику для некоммерческих организаций United Way и YMCA.

Титры к фильму Скорсезе Casino, 1995.

В 1987-м сценаристу и режиссёру Джеймсу Л. Бруксу удалось, наконец, заманить Басса обратно в дизайн вступительных титров и постеров для фильмов, и работы для комедии-хита Broadcast News вновь открыли Солу двери уже в мир кинодизайна. Отметившись год спустя в комедийном блокбастере Пенни Маршалла Big, дизайнер вернулся к нервозности и мраку криминального кино посредством длительной коллаборации с Мартином Скорсезе, вновь пройдясь по нуару с ремейком Cape Fear и затронув классическую мафиозную стилистику в Goodfellas и Casino. Скорсезе и Брукс, принадлежали армии сравнительно молодых режиссёров и дизайнеров, считавших Басса одним из главных их вдохновителей. И которые отчаянно желали работать с уже старейшиной дизайна кино, чей статус только укрепился в начале 90-х, когда работы дизайнера были выставлены экспонатами в Нью-Йоркском Музее Изобразительного Искусства. Надо сказать, что позитивно Басс реагировал не на все знаки внимания в свой адрес: так, в 1995 году дизайнер пригрозил судом Спайку Ли за то, что тот использовал оригиналы дизайнов Басса для Anatomy of a Murder в рекламе собственнй картины Clockers. Из-за медийной шумихи Ли был вынужден придумать кампанию для продвижения своего фильма заново.

Как и в случае с любым неоспоримо продуктивным деятелем, смерть Сола Басса трудно не воспринимать как скоропостижную и неожиданную. Великий дизайнер умер 25 апреля 1996 года от лимфомы Ходжкина, оставив после себя огромное идеологическое и художественное наследие.

 

Таймлайн

1936

Выигрывает грант на обучение в Лиге Студентов-Художников на Манхэттене, параллельно знакомясь со своим ментором Джорджи Кепешем.

1946

Переезжает в Лос-Анджелес и основывает Saul Bass & Associates.

1954

Создаёт первые вступительные титры для Carmen Jones Премингера.

1958

Первая коллаборация с Хичкоком — титры для Vertigo.

1959

Рисует дизайны для Anatomy of a Murder Премингера.

1962

Снимает свою первую короткометражку Apples and Oranges и женится на Элейн Макатуре.

1968

Получает «Оскар» за короткометражку Why Man Creates.

1973

Придумывает корпоративный образ United Airlines.

1974

Снимает свой первый полнометражный фильм Phase IV.

1980

Делает постер для «Сияния» Стэнли Кубрика.

1983

Делает редизайн лого AT&T, меняя колокол на глобус.

1987

Возвращается в кинодизайн с титрами и постером Broadcast News.

1990

Создаёт вступление для GoodFellas Мартина Скорсезе.

1991

Рисует постер для 63-й Церемонии Наград Академии.

1996

Умирает в возрасте 77 лет от лимфомы в Лос-Анджелесе.

 

 

Влияние

 

Молодые дизайнеры

Сол Басс вдохновил бесчисленное количество молодых дизайнеров на переосмысление постеров и титров к фильмам, что послужило причиной для создания тумблера, собирающего все подобные примеры или борды в Pinterest.

enoughwithsaulbassalready.tumblr.com

Икона эпохи: Сол Басс. Изображение № 27. 

  

Google Doodle

Ко дню рождению Басса Google сделали интерактивный дудл, явно вдохновлённый работами дизайнера в кино. Вот что говорит создатель дудла: «В переписке с Дженнифер Басс выяснилось, что Сол Басс был фанатом Дэйва Брубека. Хотя я не синхронизировал анимацию и музыку, мы нашли трек, который подошёл по ритму».

 

 

Что можно найти в продаже

  

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.