Views Comments Previous Next Search
Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиИкона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер

Художник-график из Нидерландов, автор знаменитых работ с оптическими иллюзиями

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссёрах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — художник-график Мауриц Корнелис Эшер, автор знаменитой «Относительности» и других работ с оптическими иллюзиями. Выставка Эшера открыта в московском ММОМА до 9 февраля 2014 года. 

 

 

  

Мауриц
Корнелис Эшер

(Maurits Cornelis Escher)

1898-1972, Нидерланды

художник-график

  

 

 

Ранние годы и учеба в Харлеме

Мауриц Корнелис Эшер родился в 1898 году в нидерландском городе Леуварден. Он был младшим сыном в многдетной семье инженера. В 1904 году будущий художник, его братья и родители переехали в Арнем, где мальчик учился столярному делу и музыке, но быстро бросил занятия из-за проблем со здоровьем. После окончания средней школы в 1918 году Эшер поступил в Делфтский технический университет, но снова был отчислен — из-за плохого самочувствия он не справлялся с заданиями. Однако затем он начал изучать архитектуру в Харлеме и успешно закончил вуз в 1922 году. Кроме того, в молодости Эшер увлекался литературой и пробовал свои силы в литературе.

С самого начала учебы в Харлеме Эшер понял, что рисовать он хочет намного больше, чем проектировать. Он показал свои графические работы преподавателю Самуэлю Йессуруну де Меските, который поддержал решение молодого художника. К тому времени де Мескита был уже известным художником-графиком: его литографии, гравюры на дереве и офорты очень повлияли на творчество Эшера. Художник дружил со своим учителем до смерти де Мескиты — в 1944 году он был схвачен нацистами, и скончался в Освенциме. 

Жизнь в Италии

Закончив учёбу, в 1922 году Эшер отправился в путешествие по Испании и Италии. Во время традиционного для художников гран-тура, Эшер впервые посетил Альгамбру — дворец в Гранаде, построенный во времена мусульманского господства в Испании. Мусульманские узоры и мозаики, которыми украшена Альгамбра, очень повлияли на творчество Эшера: он не раз использовал приемы исламских художников для создания своих работ.

Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер. Изображение № 2.

Мозаики в Альгамбре, которые вдохновляли Эшера

В 1924 году Эшер с женой Джеттой Умикер поселился в Риме. Он провел в Италии одиннадцать лет, и каждый год художник путешествовал по стране, делая наброски пейзажей и архитектуры. Затем он использовал эти зарисовки для создания своих литографий и ксилографий. Например, на заднем плане литографии «Водопад», созданной в 1961 году, изображены террасы, которые Эшер рисовал в Италии. Кроме набросков, есть и законченные графические работы, сделанные художником во время жизни в Италии: например, литографии «Кастровальва» 1930 года и «Атрани» 1931 года. Обе работы изображают места, которые посетил Эшер во время поездок.

Невозможные фигуры 

Еще в Альгамбре Эшер заинтересовался принципом тесселяции — приемом, позволяющим разделить плоскость на части, которые полностью покрывают ее, не пересекаясь и не накладываясь друг на друга. Заинтересовавшись математикой, Эшер изучил работу венгерского учёного Дьёрдя Пойа, посвященную группам симметрий замощений, и начал создавать работы на основе этого исследования. Однако Эшер придумывал орнаменты, состоящие не из геометрических фигур, а из насекомых, птиц, рыб, собак, крабов, лошадей и других живых существ. Эти графические работы вошли в серию «Регулярное деление плоскости», которая затем была издана как отдельная книга в 1958 году — правда, принцип тесселяции так интересовал Эшера, что он продолжал эту серию до конца 1960-х и создал 137 работ. 

Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер. Изображение № 4.

«Относительность», 1953 год

Однако наибольшую известность приобрели «невозможные фигуры» Эшера. Он исследовал пародоксы, позникающие при изображении трехмерного пространства и делал рисунки интерьеров и архитектурных сооружений, которые, на первый взгляд, кажутся верными, но при внимательном изучении работы зритель замечает противоречивые элементы соединения частей той или иной фигуры. Одно из самых известных произведений Эшера, изображающих «невозможное» пространство — это литография «Относительность» 1953 года, на которой изображен мир, который не подчиняется законам гравитации. 

 Признание 

Первая выставка работ Эшера состоялась в Гааге в 1924 году, а два года спустя эту экспозицию показали в Риме. Уже тогда критики называли Эшера талантливым рисовальщиком, но многие критиковали его работы как «слишком интеллектуальные». В 1934 году произведения художника были показаны на Всемирной выставке в Чикаго и тоже были положительно оценены критиками и коллекционерами. 

Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер. Изображение № 5.

Литография «Рисующие руки», 1948 год

Однако настоящий успех пришел к Эшеру в 1950-х, после того, как прошли его большие выставки в США и Нидерландах. На родине художника его работы были представлены в Stedelijk — главном музее современного искусства в Амстердаме. Он начал читать лекции по всему миру, причем часто выступал в технических учебных заведениях — например, в MIT, так как часто сотрудничал с учёными. 

 

Таймлайн

1919

Эшер поступает в школу архитектуры и прикладного искусства в Харлеме

1922

После окончания школы отправляется в путешествие по Италии и Испании. Начинает создавать свои первые произведения

1924

Женится и начинает жить в Риме

1935

Уезжает из Италии из-за фашисткого режима, селится в Швейцарии

1937

Переезжает из Швейцарии в Брюссель. Делает первую ксилографию «Натюрморт и улица» в жанре «невозможной реальности»

1941

Переезжает в Барн (Нидерланды), где проводит время немецкой окуппации

1948

Литография «Рисующие руки»

1950

Первая персональная выставка в США

1953

Начинает преподавать

1953

Создает литографию «Относительность»

1954

Персональная выставка в музее Stedelijk

1955

Награжден орденом Оранских-Нассау — наградой, вручаемый монархом Нидерландов за особые заслуги перед государством

1958

Выходит книга Эшера «Регулярное деление плоскости»

1969

Заканчивает свою последнюю ксилографию «Змеи»

Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер. Изображение № 6.

1970

Селится в доме престарелых в Ларене (Нидерланды)

 

 

Влияние

Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер. Изображение № 7.

Наука

Эшер увлекался математикой (хотя специализированного образования у него не было), сотрудничал с учеными и часто иллюстрировал сложные математические теории. В 1952 году математик и профессор Принстонского университета Герман Вейль использовал работу Эшера «Симметрия» для оформления обложки своей книги, а физик Янг Чжэньнин проиллюстрировал свою гипотезу о применении законов симметрии в квантовой физике работой «Всадники». Кроме того, произведения Эшера иногда вдохновляли ученых: например, наброски художника помогли его брату, геологу Беренду Эшеру, сделать открытие в области кристаллографии.

 Икона эпохи: Мауриц Корнелис Эшер. Изображение № 8.

«Относительность», построенная из LEGO

Популярная культура

Первая выставка Эшера в США открылась в 1950 году, и после этого художник быстро стал популярным — его вашингтонский дилер продал к середине 1950-х 150 отпечатков работ Эшера. Однако широкой публике он стал известен в 1960-е: тогда недорогие постеры с его психоделическими работами покупали хиппи, которые затем украшали ими стены своих жилищ. Особенной популярностью пользовались копии литографии «Относительность»  — начиная с 1960-х она появлялась в СМИ, кино, сериалах, а в этом году трехмерную модель изображенного Эшером интерьера сделали из конструктора LEGO. Еще один недавний пример: в фильме «Начало» главные герои ходят по бесконечной лестнице, напоминающей ту, которую нарисовал известный график.

Что можно найти в продаже

 

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.