Views Comments Previous Next Search
Как Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиКак Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями

Рассказываем об основателе IDEO, создателе компьютерной мыши и популяризаторе дизайн-мышления

Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — Дэвид Келли, основатель IDEO, одной из самых известных дизайн-компаний в мире.

 

 

  

Дэвид Келли

(David M. Kelley)

Родился в 1951 году
в Барбертоне (США)

Дизайнер, инженер, преподаватель и основатель IDEO

  

 

 

Как Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями. Изображение № 2.

Ранние годы и работа в Boeing

Дэвид Келли с детства пытался решить бытовые проблемы с помощью собственной изобретательности. Он вырос в провинциальном городке Барбертон (штат Огайо), где, как и его отец, который работал инженером в компании Goodyear Tires, большинство людей занимались производством шин. Первой вещью, которую смастерил будущий дизайнер, был велосипед для двоих человек: 12-летний мальчик сварил два велосипеда, потому что не мог позволить купить себе настоящий тандем.

Его младший брат Том вспоминает: «Он всегда был очень творческим; я помню, когда мы строили крепости из снега, ему казалось недостаточным просто собрать их из снежков, вместо этого мы засыпали снег в коробки, чтобы получились идеальные кирпичи — Дэвид всегда был и художником, и инженером».

Как Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями. Изображение № 3.

Офис компании Boeing

Келли поступил в Университет Карнеги-Меллон, где начал учиться на инженера. После университета молодой человек начал работать в компании Boeing в Питтсбурге. Келли не любил свою работу: он считал её досадной обязанностью и все вечера проводил за созданием скульптур, украшений и других вещей, но не верил, что на этом можно зарабатывать деньги.

В 1973 году, когда в США разразился газовый кризис, Келли продолжал работать в Boeing. Чтобы сэкономить на топливе, он разместил объявление, что хочет ездить в офис вдвоём с кем-нибудь. На него откликнулся Билл Поттс, тоже работник Boeing. Молодые люди быстро подружились, и Поттс начал убеждать Келли, что ему стоит изучать дизайн в Стэнфорде. Келли считал себя плохим инженером и был уверен, что не сможет поступить. Поттс, который сам учился в Стэнфорде, рассказал другу всё о программе, Келли подал заявку и, к своему удивлению, поступил.

Стэнфорд и создание
своей компании

«Учёба в Стэнфорде была для меня раем; Я больше не был плохим инженером, я больше вообще не беспокоился, кем я был, мне просто нравилось то, что я делаю», — рассказывал Келли в одном из интервью. Больше всего его восхищало то, что его технические знания можно было использовать для творческих проектов и создания вещей, которые помогают людям. 

Как Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями. Изображение № 4.

Стэнфордский университет

В 1978 году, после окончания Стэнфорда, Келли вместе со своим университетским другом Дином Хови основал компанию Hovey-Kelley Design, однако из-за противоречий Хови скоро бросил бизнес, и бюро стало называться David Kelley Design. Мечта Келли сбылась — теперь он мог использовать все свои навыки для того, чтобы изобретать вещи, которые решают проблемы простых людей. Одной из первых работ нового дизайн-бюро была машина для чтения, предназначенная для слепых людей.

Однако самым известным проектом того времени стала компьютерная мышь, разработанная для Apple. В 1980 году компания Джобса (они познакомились в 1979 году и с тех пор были близкими друзьями) обратилась в IDEO с просьбой разработать недорогую и простую в обращении мышь — несмотря на то что устройство было изобретено Дугласом Энгельбартом ещё в 1960-х, а затем мыши выпускал Xerox PARC, они были дороги и неудобны. Группа дизайнеров IDEO разработала простой механизм — пластиковую мышь с колёсиком, которая стоила $25 долларов и использовалась на большинстве компьютеров до появления оптической мыши.

IDEO

IDEO появилась в 1991 году в результате слияния чнтырёх компаний: David Kelley Design, Moggridge Associates и ID Two, которыми руководил Уильям Могридж (он известен как создатель первого в мире ноутбука), и Matrix Product Design. Штаб-квартира объединённой компании находилась в Пало-Альто, и IDEO, которая начала заниматься консультированием других компаний, стала известна именно благодаря уникальным технологическим разработкам.

Как Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями. Изображение № 5.

Логотип компании IDEO

В 1990-е в IDEO разрабатывались удобные домашние и карманные компьютеры — например, Palm V, который можно назвать прототипом современных смартфонов. Кроме того, специалисты IDEO работали над созданием камеры I-Zone для Polaroid, и компания сотрудничала с такими гигантами, как Procter&Gamble, Microsoft, Nokia и с десятками других известных фирм.

Однако самое интересное в IDEO — это даже не удивительные изобретения, которые сотрудники компании представляют с завидной регулярностью, а уникальная корпоративная культура. Несмотря на то что Келли уже более десяти лет не является CEO IDEO, её философия всё также основывается именно на идеях этого дизайнера и изобретателя. Официальной «доктриной» компании является дизайн-мышление: сотрудники IDEO учат своих клиентов думать, как дизайнеры, чтобы улучшить качество работы.

Преподавательская деятельность
и проект Creative Confidence

Келли не покинул Стэнфорд после окончания магистратуры — он преподавал там с 1978 года и затем возглавил факультет, на котором сам учился. Познакомившись с миллиардером Хассо Платтнером, основателем компании по производсту программного обеспечения SAP, Келли рассказал ему о своих взглядах на дизайн-образование. На деньги Платтнера (он дал $35 млн) в 2004 году был открыт Hasso Plattner Institute of Design при Стэнфордском университете, где Келли преподаёт дизайн-мышление.


Когда в 2007 году у Келли диагностировали рак гортани, он задумался, что он мог бы сделать не только для сотрудников IDEO, клиентов компании и своих студентов, но и для всех людей. Главной проблемой большинства своих знакомых Келли считал отсутствие веры в себя: они не могли придумать ничего интересного, потому что считали, что креативность — качество, которым обладают только одарённые люди. Чтобы опровергнуть это заблуждение, Келли вместе с братом Томом написал книгу Creative Confidence, в которой рассказал об основных принципах дизайн-мышления — методики, которую он использовал в Стэнфорде и IDEO для того, чтобы помочь каждому раскрыть свой творческий потенциал. 

Помимо больших проектов, вроде разработки новых методик, Келли не забывает и о практике: вместе со своей дочерью он время от времени работает в мастерской — например, ещё в 2012 году они сами собрали 3D-принтер. Кроме того, у Келли есть коллекция из 20 машин (сам он ездит на старом пикапе Chevrolet), которые он чинит сам.

Таймлайн

1973

Заканчивает бакалавриат Университета Карнеги-Меллон по специальности электротехника

1977

Заканчивает магистратуру в Стэнфордском университете

1978

Вместе с другим выпускником Стэнфорда Дином Хови основывает компанию Hovey-Kelley Design

1980

Компания Келли разрабатывает компьютерную мышь для Macintosh Lisa

1984

Становится сооснователем Onset Ventures

1991

Компания Келли сливается ещё с несколькими, сам он становится CEO объединённой компании, которая называется IDEO

2000

Покидает пост CEO IDEO

2004

2007

У Келли диагностируют рак

2013

Выходит книга Creative Confidence

 

 

Влияние

Дизайн-мышление

Келли можно назвать одним из главных популяризаторов дизайн-мышления — подхода, с помощью которого каждый человек может стать изобретателем. Келли уверен, что креативность —  это качество, которым одарены не только некоторые талантливые люди, но и вообще все. Методы раскрытия своих творческих способностей Келли изложил в книге Creative Confidence и в нескольких лекциях для TED.



Принципы Келли достаточно просты: его теория основана на вере в себя и желании помочь окружающим. «Нужно стараться понять людей, для которых ты пытаешься создать некий продукт — это и есть главное правило дизайн-мышления; то же относится и к лидерству — руководители должны проявлять эмпатию по отношению к своим подчинённым и помогать им». Взаимопомощь является одним из главных составляющих успеха любого проекта: сотрудники IDEO не боятся спросить совета ни у своего начальника, ни у подчинённых.

 

Что можно найти в продаже

Как Дэвид Келли хочет научить всех людей быть изобретателями. Изображение № 7.

The Ten Faces of Innovation

 $14,39 (за версию для Kindle)

  

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются