Views Comments Previous Next Search
Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
 — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиКак Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию

В новом выпуске рубрики «Икона эпохи» рассказываем о главном французском архитекторе современности

Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — Жан Нувель, архитектор, который оживил хай-тек связью с окружающим контекстом и привнёс мультикультурное разнообразие в европейскую архитектуру. 

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
. Изображение № 2.

  

Жан Нувель

Jean Nouvel

Родился в 1945 году во Франции

Архитектор

 

У Жана Нувеля только один недостаток: его часто сравнивают с Ле Корбюзье, главным (французским) архитектором всех времен и народов. У Нувеля стильно и гладко выбрита голова, он носит безупречные чёрные пиджаки, спит с блондинкой, которая на четверть века его младше, публикует свою переписку с Бодрийяром и собственные манифесты, в которых поэзию ставит выше архитектуры, — в общем, он выглядит и ведёт себя так, как должен выглядеть великий французский архитектор и европейский интеллектуал, признанный при жизни гением.

По слухам, в быту Нувель — очень простой и скромный человек, а из-за старых долгов всё его имущество ограничено лишь автомобилем Porsche. При этом, несмотря на свои левые взгляды, он является одним из самых дорогих мировых архитекторов: наряду с британцем Норманом Фостером, с конца 1980-х Нувель продаёт хай-тековую архитектуру как роскошь. Нувель является одним из столпов современной глобальной архитектуры и одновременно её главным критиком.

Молодость и поздняя слава

Жан Нувель поздно добился успеха. Он родился в семье учителей на юго-западе Франции летом 1945 года. Родители предполагали, что Нувель станет заниматься математикой, но в школе будущий архитектор быстро приобрёл интерес к живописи и в 21 год переехал в Париж, где работал и учился в Национальной высшей школе изящных искусств. Сразу после завершения обучения он открыл собственное архитектурное бюро и стал главным архитектором Парижской биеннале современного искусства.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
. Изображение № 3.

 Национальная высшая школа изящных искусств

В течение 1970-х Нувель был больше известен благодаря своим взглядам и организаторской деятельности, чем собственно постройкам. Молодой архитектор был противником сугубо «бумажной архитектуры» и призывал коллег активно отстаивать свои архитектурные взгляды на практике. Тогда же он основал движения «Марс 1976» и «Архитектурный синдикат» и стал одним из организаторов конкурса реконструкции Центрального продовольственного рынка в Первом округе Парижа. После череды поражений первый значимый конкурс он выиграл лишь в 1981 году — так появилось здание Института Арабского мира.

Институт Арабского мира в Париже

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
. Изображение № 4.

Здание Института Арабского мира

Здание Института на набережной Сены напротив острова Сен-Луи было частью плана обновления Парижа, предложенного французским президентом Франсуа Миттераном. Нувель придумал парадоксальную вещь: его музей — это современное технологичное здание, которое прямо опирается на исторические традиции, не скатываясь при этом в постмодернистскую иронию. Весь южный фасад изнутри закрыт механическими жалюзи, напоминающими арабские орнаменты. В зависимости от освещённости в течение дня эти жалюзи то закрываются, то раскрываются по принципу диафрагмы, создавая игру света внутри здания. Эта абстрактная игра света и есть архитектура в понимании Нувеля; такое решение принесло ему мировую славу в 42 года.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
. Изображение № 5.

Здание Института Арабского мира

В отличие от британцев Нормана Фостера и Ричарда Роджерса, которые в это же время запустили глобальную моду на хай-тек, француза в последнюю очередь интересовала именно технологическая сторона архитектуры. При этом Нувель — абсолютный сын нового времени: его проекты были бы невозможны без современных технических решений, но именно высокий современный уровень проектирования и строительства позволяет не отвлекаться на черновые расчёты и придумывать архитектурный аттракцион. Спустя семь лет Нувель покажет это в другом своём проекте — Фонде Картье.

Фонд Картье

Фонд Картье — ещё одно небольшое музейное здание в центре Парижа — совсем не похож на Институт Арабского мира и меньше всего напоминает архитектуру в её привычном понимании. Посреди исторической застройки Нувель разбил сад, отгороженный от окружающего пространства стеклянной витриной во всю высоту улицы. Внутри сада — прозрачная постройка, поверх которой то там, то здесь можно заметить навесные жалюзи.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
. Изображение № 7.

Фонд Картье

В статике Фонд Картье выглядит странной стеклянной теплицей, в динамике же это одно из самых неуловимых, но эффектных зданий в мире. Предметом архитектуры здесь становится не здание как таковое, а само пространство, дружественное по отношению к посетителю. В 1994 году Нувель создал идеальное здание для современного постиндустриального города: музей современного искусства, в котором собственно современному искусству отведена второстепенная роль. В первую очередь это место общения и отдыха посреди мегаполиса. Архитектура перестаёт доминировать, выдвигая на первый план человека и его эмоции.

В 2005 году архитектор зафиксирует на бумаге идеи, которые воплотились в этом проекте. В «Луизианском манифесте» он выскажется против современной анонимной архитектуры, которая лишена связи с контекстом и выглядит одинаково и в Европе, и в новых мегаполисах Китая. Для Нувеля архитектура — это модификация существующего физического, биологического и исторического континуума. «Архитектура — это адаптация местных условий к данному времени», – а значит, каждый проект архитектора должен быть непохож на предыдущие и укоренён в окружении. За этим нехитрым предложением в действительности следует радикальное признание: один из главных архитекторов современности открыто говорит, что архитектура не самоценна и существует только здесь и сейчас, а всё прочее и неважно.

Торре Агбар

Своё самое известное (или попросту масштабное) здание француз построит ещё через десять лет. Как ни странно, события 11 сентября развяжут руки архитекторам и подтолкнут к экспериментам с устоявшейся типологией небоскрёба. В Лондоне Норман Фостер создаст приплюснутый «огурец» 30 St Mary Axe; для водоканала Барселоны Нувель придумает не очень типичную офисную высотку «Торре Агбар». Во внешне похожих проектах вновь отразится разница подходов британца и француза: для Фостера безупречная технологическая начинка здания и есть самоцель, для Нувеля — лишь машинерия, необходимая для осуществления визуальной инсталляции.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию
. Изображение № 8.

Торре Агбар

Похожий на фонтан небоскрёб с хаотично расположенными окнами и пикселизированной расцветкой, выбранной компьютером случайным образом, — не прихоть, а последовательное развитие основанных на непредсказуемости неомодернистских принципов Нувеля. Весь XX век стеклянные высотки были безлики и выбивались из контекста. В ответ Торре Агбар подчёркнуто эфемерно, оно всё время переливается, ускользает от взгляда и не равно самому себе. Это в хорошем смысле безликий небоскрёб — он самобытен, но не старается выделяться среди культурного окружения.

Массовый успех новой постройки стал поводом для присуждения Нувелю Притцкеровской премии — архитектор получит её за свои заслуги в области архитектуры в 2008 году; и тем парадоксальнее, что эта награда, как и первый успех, опоздала почти на десятилетие. Благодаря нескольким небольшим и изысканным проектам Нувель стал архитектурной звездой ещё в 1990-е, и всю последующую десятилетку мог вовсе ничего не строить или заниматься лишь своим хобби — дизайном мебели. Вместо этого он стал мировым брендом и руководителем фабрики по производству чудес, каждый год занимающейся десятками масштабных проектов по всему миру.

Таймлайн

1971

Оканчивает Национальную высшую школу изящных искусств и открывает своё бюро

1987

Построен Институт Арабского мира

1994

Фонд Картье в Париже

1996

Galeries Lafayette в Берлине

2004

Башня Агбар в Барселоне

2005

Нувель публикует «Луизианский манифест», а в Мадриде по его проекту расширяют Музей королевы Софии

2007

Проектирует филиал Лувра в Абу-Даби (строительство закончится в 2015 году)

2008

Получает Притцкеровскую премию

2010

По проекту Нувеля строится летний павильон лондонской галереи Serpentine

 

Влияние

Переосмысление хай-тека

Жан Нувель — главный французский архитектор современности, творчество которого позволило преодолеть кризис модернизма 1980-х годов. Именно он оживил хай-тек связью с окружающим контекстом и привнёс мультикультурное разнообразие в европейскую архитектуру. Наряду с Захой Хадид, Норманом Фостером, Ричардом Роджерсом, Фрэнком Гери, Рэмом Колхасом, Жаком Херцогом и Пьером де Мероном, Нувель является столпом западного архитектурного экспорта в Китай и страны Ближнего Востока. Благодаря контекстуальному подходу к каждому новому проекту Нувель не имеет собственного, чётко выраженного стиля и, как следствие, явных последователей.       

Что можно найти в продаже

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются