Views Comments Previous Next Search
Как Массимо Виньелли борется с уродством — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиКак Массимо Виньелли борется с уродством

Рассказываем о легендарном дизайнере и создателе лучшей карты метро в мире

Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — классик мирового дизайна Массимо Виньелли.

9 мая его сын Лука сообщил, что Виньелли смертельно болен и проводит последние дни с семьёй. Чтобы поддержать дизайнера, ему можно написать письмо по адресу: 130 East 67 Street, New York, New York 10021.

 

Как Массимо Виньелли борется с уродством. Изображение № 2.

  

Массимо Виньелли

 

Родился в 1931 году в Милане (Италия)

Дизайнер, основатель дизайн-бюро Vignelli Associates

 

Фанат простоты и шрифта Helvetica

Как Массимо Виньелли борется с уродством. Изображение № 3.

Helvetica

Детство Массимо Виньелли проходило в Милане, Мекке итальянского дизайна и родине многих талантливых архитекторов и дизайнеров послевоенного времени. В ранние годы Массимо уже интересовался архитектурой и поэтому поступил в Миланский технический университет, а затем продолжил учёбу в Архитектурном университете в Венеции. Несмотря на то что первые проекты Виньелли были связаны с архитектурой, он быстро увлёкся дизайном: ему нравились работы модернистов Макса Хубера (Max Huber) и Антонио Боджери (Antonio Boggeri). После окончания университета дизайнер работал в компании Venini Glass в Венеции и делал проекты для газет, книжных издательств, придумывал каталоги для фестивалей и занимался дизайном упаковки. В 1957 году Виньелли со своей супругой Леллой, ставшей ему соратницей и бизнес-партнёром на всю жизнь, принял предложение пройти стажировку в США и переехал в Чикаго.

В Америке Виньелли преподавал в Институте дизайна при Иллинойсском технологическом институте и работал дизайнером в компании Container Corporation of America, которая производила коробки из гофрированного картона. Во время пребывания в Чикаго Виньелли развил индивидуальный стиль, на который не повлияли в дальнейшем ни веяния моды, ни рост популярности постмодернизма. «Модернизм избавился от всего ненужного, а постмодернизм вернул это обратно», — однажды сказал он. Работы Виньелли отличает преданность шрифту Helvetica и стремление к простоте. «Жизнь дизайнера — это постоянная борьба: борьба с уродством. С ним дизайнер борется так же, как врач борется с болезнью. Для людей моей профессии болезнь — это то, что нас окружает, и мы пытаемся её вылечить с помощью дизайна», — утверждает Виньелли в фильме «Гельветика» Гари Хаствита.

 

Собственное бюро и дизайн для Knoll

Как Массимо Виньелли борется с уродством. Изображение № 4.

Фирменный стиль для Knoll International

В 1960 году Массимо и Лелла Виньелли вернулись в Милан, где открыли собственную фирму, которая занималась архитектурными и дизайн-проектами. Однако по-настоящему большой успех ждал Виньелли в США, куда он вернулся в 1965-м. Совместно с другими пятью дизайнерами он создал Unimark International, дизайнерское бюро с офисами в Чикаго, Милане и Нью-Йорке. Они работали с клиентами со всего мира и создали корпоративную айдентику для таких крупных компаний, как American Airlines, Ford, Gillette и многих других. Одна из самых известных работ того времени — фирменный стиль для мебельной компании Knoll, который Виньелли разработал в 1967 году. Он придумал логотип, брошюры, рекламные плакаты, визитные карточки, упаковки и многое другое — айдентика была такой удачной, что Knoll начали подражать другие производители мебели.

В 1971 году Виньелли покинул компанию и создал собственную студию дизайна и архитектуры Vignelli Associates. С первых месяцев работы у Массимо и Леллы Виньелли появились постоянные клиенты: например, компания получила заказ на организацию выставки в Лувре для мебельной компании Knoll, с которой Виньелли работал до этого. Кроме того, дизайнер делал проекты для множества других крупных компаний. «Кто-то может делать прекрасные и важные, но не очень масштабные вещи, но если у вас такие клиенты, как American Airlines, Knoll, J. C. Penney или департамент транспорта Нью-Йорка, вашу работу видят миллионы человек — и это то, чем я хочу заниматься», — говорил Виньелли.

 

Слишком провокационно,
даже для Нью-Йорка

Как Массимо Виньелли борется с уродством. Изображение № 5.

Cхема Виньелли 1972 года

В 1972 году Виньелли создал карту метро Нью-Йорка — это, вероятно, самая известная и узнаваемая его работа. Разработка карты изначально была непростой задачей для картографов и дизайнеров. Транспортная система Нью-Йорка не имела ничего общего со старинными европейскими городами и требовала особенного подхода: во-первых, метрополитен города был образован в 1940 году в результате слияния трёх конкурирующих компаний, а во-вторых, линии метро проектировались с поверхности и имели сильную привязку к городским достопримечательностям, так что в реальности линии были проложены не прямо, как на карте, а напоминали запутанный лабиринт.

Как Массимо Виньелли борется с уродством. Изображение № 6.

Система навигации для нью-йоркского метро 

Если карты-предшественницы отличались громоздкостью, наличием многочисленных деталей и сложностью восприятия, то карта Виньелли стала примером удобной графической схемы. Для достижения этой визуальной гармонии автор сознательно избавился от лишних деталей и использовал только углы 45° и 90°. Кроме того, ради эффектного и пропорционального дизайна пришлось несколько исказить реальность: так, Центральный парк на карте в три раза короче действительных размеров. Целью Виньелли было показать, как добраться из пункта A в пункт B, а не правильно передать расстояния. Ньюйоркцы не одобряли его карту, потому что ожидали схемы, полноценно отражающей географию города. Именно поэтому в 1979 году модернистская карта была заменена на менее элегантную, но более традиционную и практичную карту Майкла Герца, которая используется до сих пор.

 

Каноны Виньелли

Как Массимо Виньелли борется с уродством. Изображение № 7.

Сайт Vignelli Center For Design Studies

Помимо основных работ, Vignelli Designs (так компания Виньелли называлась с 1978 года) занималась и образовательными проектами. Самый масштабный из них, Vignelli Center For Design Studies, открылся в 2010 году. В этом центре, расположенном в Рочестере (штат Нью-Йорк) проходят выставки, встречи с известными профессионалами и семинары по дизайну и смежным дисциплинам. Гуру дизайна считает, что креативности не может быть без знаний, которые должны быть доступны любому молодому специалисту. Именно поэтому электронная версия его книги «Канон Виньелли» выложена в открытом доступе. Каждая глава посвящена той или иной составляющей качественного дизайна (дисциплине, точности, визуальной выразительности), а также его практическим аспектам: модульной системе вёрстки, основным шрифтам, структуре и другим деталям. Однако самое главное, по мнению автора, — это три ключевых принципа, которые лежат в основе работы над любым проектом.

Семантика 

«Семантика подразумевает понимание предмета дизайна во всех его аспектах и создание связи между объектом и человеком, который будет его использовать. Это означает разработку дизайна, который имеет смысл, не является случайным и нацелен на достижение определённого результата».

Синтактика

«Синтаксис дизайна воплощается в различных компонентах самого проекта. Например, в графическом дизайне ими являются: общая структура, модули, тип шрифта, текст и заголовки, иллюстрации и т. д. Единство дизайна достигается гармоничным взаимодействием всех синтаксических элементов работы: например, шрифт должен быть соразмерным модулям и иллюстрациям».

Прагматика

«Мы разрабатываем дизайн, который семантически и синтаксически гармоничен, но если никто не понимает, каким должен быть результат, это делает всю работу бессмысленной. <…> Очень важно помнить об изначальных требованиях к проекту, чтобы оценить, насколько эффективен конечный результат. Чёткость намерения преобразуется в чёткий результат, что чрезвычайно важно для дизайна».

Таймлайн

1957

Виньелли проходит стажировку в Towle Silversmiths (Массачусетс), которая занимается производством изделий из серебра

1958

Виньелли преподаёт в IIT Institute of Design (Чикаго)

1960

Супруги возвращаются в Милан, где занимаются заказами таких компаний, как Olivetti, Pirelli и Xerox

1964

Виньелли получает гран-при Миланской триеннале

1965

Cоздание дизайнерского бюро Unimark International

1966

Виньелли открывает офис в Нью-Йорке

1966

Разработка системы навигации для метро Нью-Йорка

1967

Создание корпоративной айдентики для American Airlines

1971

Создание Vignelli Associates

1972

Создание транспортной схемы нью-йоркского метрополитена

1978

Компания Виньелли меняет название на Vignelli Designs

1990

Выходит книга Design: Vignelli; он была создана к персональной выставке дизайнера, путешествующей по Европе с 1989 по 1993 год

2007

Виньелли участвует в съёмке документального фильма Гари Хаствита Helvetica

2010

Начало работы Vignelli Center For Design Studies

2010

Публикация книги Vignelli Canon

 

Влияние

Design is One

О главном принципе Массимо Виньелли рассказывается в документальном фильме Design is One («Дизайн един»). Во многих интервью Виньелли цитировал австрийского архитектора и теоретика архитектуры Адольфа Лооса, который говорил, что архитектор должен уметь разработать дизайн всего: от ложки до города. Сам Виньелли следовал этому правилу и был профессионалом в разных областях. Он занимался дизайном мебели, придумывал оформление выставок и сценических постановок, работал со стеклом, металлом, пластиком и глиной. «Дизайн един — не существует множества видов дизайна. Дизайн-принципы можно применять к различным проектам, независимо от стиля. Дизайн стоит выше любого стиля», — писал Виньелли.

Книги по теме

изображение via: gettyimages.com

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.