Views Comments Previous Next Search
Как Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника  — Икона эпохи на Look At Me

Икона эпохиКак Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника

Рассказываем историю одного из самых главных фотографов 1990-х и 2000-х

Кто из наших современников влияет на развитие культуры и технологий? В обновлённой рубрике «Икона эпохи» мы будем рассказывать о художниках, дизайнерах, писателях, музыкантах и о других творческих профессионалах, которые меняют мир прямо сейчас. Наш герой на этой неделе — немецкий фотограф и художник Вольфганг Тильманс, работы которого до конца октября можно посмотреть на биеннале Manifesta 10 в Петербурге.

Как Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника . Изображение № 2.

  

Вольфганг Тильманс

(Wolfgang Tillmans)

Родился в 1968 году в Ремшайде, Германия

Художник, фотограф, лауреат премии Тернера

 

Документалист поколения

Как Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника . Изображение № 3.

Лутц и Алекс

Мятая одежда на стуле, завтрак на подоконнике, капли на лобовом стекле автомобиля — нет, это не перечисление сюжетов фотографий из Instagram. В начале 1990-х натюрморты Вольфганга Тильманса, которого интересовали обыденные вещи, выглядели ново и дерзко, и даже в цифровую эру фотографу удаётся сделать нескучный снимок брызг на футболке во время дождя или синяков на коленках. Всё началось с того, что в самом конце 1980-х Тильманс просто стал снимать на дешёвый фотоаппарат то, что его окружало. В это время он проходил альтернативную гражданскую службу в Гамбурге, работая телефонистом, а по вечерам тусовался с ровесниками под Bronski Beat и New Order, участвовал в рейвах и гей-парадах — там он находил и темы, и героев для своих фотографий. Они передавали дух того времени, когда борьба за права ЛГБТ-движения и сексуальная революция вышли на новый виток. Снимки Тильманса быстро стали востребованы молодёжными журналами i-D, Spex и Prinz. Самой знаменитой стала серия снимков, на которых изображены андрогинные молодой человек и девушка, Лутц и Алекс.

В 1990-м Тильманс поступил в колледж искусств и дизайна в английском Бормуте, а два года спустя переехал в Лондон. В Гамбурге молодой фотограф участвовал в выставках, но в основном это были маленькие галереи. Первым специалистом, который заинтересовался фотографом, стала американка Морин Пейли (Maureen Paley), владелица галереи в Лондоне. Она предложила выставить фотографию «Сидящие в деревьях Лутц и Алекс» на ярмарке молодого искусства в Кёльне Unfair в 1993 году. Снимок был представлен публике без рамки, прикреплённый к стене на обыкновенный канцелярский зажим. Именно этот приём вместе с хаотичным расположением фотографий разного формата по всему пространству стены поможет впоследствии создавать не просто серии фотографий, но целые инсталляции. В середине 1990-х работы Тильманса также появились в Нью-Йорке — в Andrea Rosen Gallery. На него также обратил внимание куратор Ханс-Ульрих Обрист, который включил некоторые фотографии в выставку в галерее Serpentine в Лондоне. Уже будучи директором галереи, Обрист сделал персональную выставку Тильманса в 2010 году.

Поиск новых средств

Как Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника . Изображение № 4.

В 2000 году, в возрасте 34 лет, Вольфганг Тильманс получил одну из самых престижных наград в области изобразительного искусства — британскую премию Тернера, став первым иностранцем и фотографом, кого удостоили этой чести. Подготовленная экспозиция включала 57 фотографий из нескольких серий (от фотографий лондонской подземки до ночных японских пейзажей) разного формата, размещённых в произвольном порядке и прикреплённых в основном прямо к стене.

После этого Тильманс стал искать новые средства выражения: сначала он создавал большеформатные работы с высоким разрешением (например, Iguazu). Затем художник сосредоточился на экспериментах со светом и светочувствительной бумагой, что привело его к увлечению абстрактными формами. Являясь фотографическими работами, абстракции Тильманса не похожи на фотографии в привычном понимании этого слова: при их создании художник не использовал камеру. В 2006 году в MOMA PS1 состоялась первая американская персональная выставка Тильманса Freedom From The Known, где были представлены именно абстракции. А совсем недавно Тильманс получил новую награду — премию Wollaston Award и чек на 25 000 фунтов за абстрактную работу Greifbar 1.

Как Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника . Изображение № 5.

Кроме того, с целью переосмыслить процесс фотографирования и найти новые формы самовыражения в 2009 году Тильманс отправился в годовое путешествие по Латинской Америке, Азии и Африке. В центре внимания художника в поездке оказалась архитектура: он фотографировал здания в 37 странах мира. «Архитектура воплощает в себе желания, надежды и амбиции, так же как и бесчисленные практические нужды и ограничения», — считает художник. «Я восхищён тем количеством структурных решений, к которым приходит человеческая логика для решения одних и тех же проблем». Поэтому, когда Рем Колхас предложил Тильмансу реализовать проект в рамках последней Венецианской архитектурной биеннале, художник сразу согласился. Итоговая работа «Книги для архитекторов» разместилась в центральной части выставки Колхаса Elements и представляла собой двухэкранную видеоинсталляцию. Циклическая проекция фоторабот отражала то, каким образом архитектурные детали представляются глазу самого художника — в своей беспорядочности, несовершенстве и красоте.

Замысел для «Манифесты»

Как Вольфганг Тильманс превратился из репортёра в сверхуспешного художника . Изображение № 6.

Одна из работ для Manifesta 10, вдохновленная петербургским телевидением

В Москву и Санкт-Петербург Тильманс совершал визиты трижды: в 2005, 2009 и 2014 годах. В этот раз для биеннале современного искусства Manifesta 10 Тильманс создал произведения, критически отражающие российскую действительность, но установка была сделана на то, чтобы эту критику не так просто было расшифровать. Например, на создание четырёхметровой работы «Окончание эфира» Тильманса вдохновило петербургское телевидение — художник сделал кадр, когда телеканал был на профилактике, а на экране высвечивалось только сетчатое поле.

На другой фотографии «Строительство храма» автор запечатлел, как конструкция православного собора, делающая его похожим на бункер, постепенно преображается за счёт декора изразцами под старину. К «российскому циклу» можно отнести также фотографию «Устройство для контроля», на которой изображено, как, вместо того чтобы провести косметический ремонт фасада, муниципальные службы просто перпендикулярно подвесили щит размером метр на метр для сбора штукатурки. Работы Тильманса из «российского» цикла можно посмотреть в двух залах Главного штаба Эрмитажа.

Таймлайн

1983

Узжает из Германии учиться в Великобританию

1987—1999

Живёт в Гамбурге, устраивает первые персональные выставки в галереях и публичных пространствах Café Gnosa, Front and Frarik-Foto-Forum

1988

Создаёт фотолетопись рейв-движения, публикуется в субкультурных журналах i-D, Spex, Prinz

1990—1992

Учится в колледже искусств и дизайна (Bournemouth and Poole College of Art and Design, Борнмут)

1992

Участвует в ярмарке молодого искусства в Кёльне Unfair

1994

Начинает работать с Andrea Rosen Gallery

1998—1999

Профессор в Высшей школе изобразительного искусства в Гамбурге

2000

Получает премию Тернера

2003

Становится профессором искусств в Государственной высшей школе изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне

2006

Первая персональная американская выставка Freedom From The Known в MOMA PS1

2007

Живёт и работает в Лондоне и Берлине

Что можно найти в продаже

изображение via: gettyimages.com

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.