Как новые методы образования создают новых Джобсов (Перевод)

Начальная школа Хосе Урбина Лопес расположена недалеко от границы между США и Мексикой. В ней учатся дети города Матаморос с населением не больше 400 тысяч человек. На Матаморос сильно повлияла нарко-война. Тут регулярно случаются перестрелки, и горожане уже не удивляются мертвым телам, валяющимся на улицах под утро. Чтобы добраться до школы, ученикам нужно пройти по дороге, которая идет параллельно зловонному каналу. Небольшая преграда отделяет школу от пустоши, на дальнем краю которой есть огромный мусорный холм — он разросся до таких колоссальных масштабов, что его наконец-то закрыли. Часто тухлый запах доходит до классов сквозь стены. Некоторые местные жители называют эту школу «местом наказания».

Для 12-летней Паоломы Нойолы Буено это было не так. Больше 25 лет назад её семья переехала сюда из центральной Мексики в поисках лучшей жизни. На деле они стали жить недалеко от помойки. Её отец целыми днями разбирал мусор в поисках кусков алюминия, стекла и пластика. Недавно у него начала течь кровь из носа, но он не хотел волновать Палому. Она была его маленьким ангелом — младшей из восьми детей.

 

После школы Палома приходила домой и садилась с отцом в главной комнате своего деревянно-цементного дома. Отец Паломы был тощим, утомленным погодой человеком, который всегда носил ковбойскую шляпу. Палома в своей школьной форме (серое поло, сине-белая рубашка) рассказывала, что она делала в школе, и пыталась его развеселить. У нее были длинные черные волосы, высокий лоб и умная речь. Школа никогда не была для неё испытанием — ей нравилось заучивать уроки и получать хорошие оценки. В пятом классе Палома поняла, что ей придется делать все то же самое, что и раньше, только в большем количестве.

 

Сергио Хуарез Корреа пять лет стоял перед учениками и выполнял свою работу согласно государственным канонам и правилам. И ему, и его ученикам это было неинтересно. Оценки за тесты были низкими, и даже те ученики, которые учились хорошо, показывали плохие результаты. Что-то должно было измениться.

 

Он так же, как и Палома, вырос недалеко от свалки в Матаморос и стал учителем для того, чтобы помочь детям сделать со своими жизнями нечто большее. Так что в 2011 году — когда Палома попала в его класс — Хуарез Корреа решил начать эксперементировать. Он начал читать книги и искать идеи в сети. Вскоре он наткнулся на видео, описывающее работу Сугаты Митры, профессора образовательных технологий в университете города Ньюкастл в Англии. С конца 1990-х по начало 2000-х Митра проводил опыты, в ходе которых он дал детям из Индии доступ к компьютерам. Без всяких инструкций они могли узнать много нового для себя - от репликации ДНК до уроков Английского языка.

 

Не подозревая об этом, Хуарез Корреа привлек законы цифрового века в учебный класс. Доступ в мир бесконечной информации изменил то, как люди общаются друг с другом, как они поглощают информацию, как думают. Инновации, креативность и независимое мышления ценятся сейчас всё больше и больше.

 

Идеи той системы образования, которую используют повсеместно в наше время, были заложены еще во время промышленной революции, когда на работе ценились прежде всего пунктуальность, внимание, регулярность и тишина. Администрации школ готовят стандарты и учительские пособия, которые будут говорить учителям, чем обучать детей. Множество людей наблюдают за всем тем, что происходит в классах, например, в 2010 году всего лишь 50% процентами работников школ в США были учителя.

 

Результаты говорят сами за себя: сотни тысяч детей уходят из школы каждый год. А почти треть тех, кто все же заканчивает среднюю школу, не являются готовыми к началу учебы в высших учебных учреждениях. Мировой Экономический Форум поставил США на 49 место из 148 по качеству преподавания Математики и Наук. «Основной фундамент системы образования безвозвратно утерян» - говорит Линда Дарлинг-Хэммонд, преподаватель в Стенфордском Университете и основатель Национальной Комиссии по делам Обучения и Будущего Америки. «В 1970 году основным требованием в трудоустройстве являлось чтение, письмо и арифметика.  В 1999 году — работа в команде, умение решать проблемы и межличностные качества. Нам нужны школы, которые прививают эти качества.»

 

Вот почему множество преподавателей, вдохновленных всем, от интернета до искусственного интеллекта, ищут и изобретают всё больше и больше путей для обучения детей. Для них знания — не товар, который передается от учителя ученику, а что-то, что происходит от кругозора и любопытства самого ребенка. Они задают своим подопечным вопросы, а не дают ответы, тем самым провоцируя их на совместное самостоятельное обучение, где ученики могут научить друг-друга чему-то новому. Учителя создают условия, в которых дети могут обнаружить то, чем им интересно заниматься, где они могут раскрыть свои таланты.

 

31 августа 2011 года Хуарез Корреа вошел в класс и собрал столы в небольшие группы. Когда Палома и другие дети собрались, они удивились. Хуарез Корреа пригласил их занять место рядом с ним. Начал он с рассказов о том, что в разных частях света были дети, которые могли запомнить число Пи полностью. Они могли писать симфонии, строить роботов и создавать самолеты. Вряд ли кто-нибудь подумал, что в этой мексиканской школе есть ученики, способные на это. Дети, живущие через границу, в Техасе, имели доступ к высокоскоростному интернету, могли пользоваться ноутбуками, тогда как в Матаморос ученикам были доступны несколько компьютеров и электричество, да и то с перебоями. А иногда им нечего было есть.

 

«Но у вас одна деталь, которая ставит вас в ряд с любым ребенком на свете», говорил Хуарез. «Это потенциал».

 

Палома молчала, ждала когда ей всё же укажут то, что нужно делать. Она не представляла себе, что в последующие 9 месяцев её представление о школе было бы полностью изменено.

 

«Итак» — сказал Корреа. — «Что бы вы хотели узнать?»

В 1999 году Сугата Митра был научным руководителем компании в Нью-Дели, которая обучает разработчиков программного обеспечения. Его офис был на границе трущоб, и однажды он решил поставить компьютер в угол стены, которая отделяет его здание от трущоб. Ему было любопытно увидеть, что бы стали делать дети, если бы он ни слова не сказал о предназначении этого компьютера. Он просто включил его и смотрел со стороны. К его удивлению, дети быстро поняли, как использовать устройство.

 

Спустя много лет, Митра стал более амбициозен. Для работы, опубликованной в 2011 году, он загрузил в компьютер материал по молекулярной биологии и установил его в деревне в южной Индии. Он выбрал небольшую группу детей от 10 до 14 лет и сказал, что в компьютере есть что-то интересное, и они могут взглянуть, что там. Ничего больше не сказав, он создал новую методику преподавания.

 

В следующие 75 дней дети поняли, как использовать компьютер и начали узнавать всё больше и больше. Когда Митра вернулся, он раздал детям тесты по молекулярной биологии. Приблизительно каждый четвертый ответ детей был правильным. Спустя еще 75 дней они уже могли ответить на все вопросы верно. "Если вы поставите компьютер перед детьми и уберете любые запреты взрослых, то они всегда соберутся вокруг него, как пчёлы собираются у цветов." - говорил Митра.

 

В данный момент, Митра — любимец технического мира. В начале 2013 года он выиграл грант в 1 миллион долларов во время конференции TED. Сейчас он утверждает семь "школ в облаках" - пять в Индии, две в Великобритании. В Индии большинство его школ являются однокомнатными зданиями. В них нет никаких учителей, никаких строгих правил, никакого разделения по возрастам - всего шесть компьютеров и женщина, следящая за безопасностью детей. Его правило просто - "Дети во главе всего."

 

Митра утверждает, что информационная революция позволила внедрить такие способы преподавания, которые были невозможны раньше. Школа будет полностью стеклянной, чтобы у любого прохожего была возможность заглянуть внутрь. А внутри дети объединяются в группы у компьютеров и изучают вещи, которые им интересны. Также он привлек группу британских учителей на пенсии, которые будут время от времени появляться на больших экранах через Skype и вдохновлять детей на развитие своих идей — этот процесс, думает Митра, будет вдохновлять их на учёбу. Он называет свою систему «Granny Cloud»: «Экраны будут огромными и висеть на нескольких стенах в зале. А в любой момент дети их могут отключить».

Работа Митры основывается в том числе на образовательных методиках времен Сократа. Такие теоретики, как Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Пьяже и Мариа Монтессори всегда утвержадили, что ученики должны обучаться играя и следуя своим интересам и любопытству. Эйнштейн провел в 1890-х целый год в школе, вдохновленной трудами Иоганна Песталоцци, и, как утверждал он позднее, именно она дала ему свободу мысли, чтобы начать свои первые эксперементы по теории относительности. Основатели Google, Ларри Пейдж и Сергей Брин также утверждают, что манера преподавания Монтессори дала им дух независимости и креативности.

В 2009 году ученые из Университета Луисвиля и Отдела изучения мозга и когнитивных наук Массачусетского Технологического Университета провели исследование 48 детей от 3 до 6 лет. Детям предоставили игрушку, которая умела крякать, отображать картинки и проигрывать музыку. Одной группе исследователь показал одну из многих функций игрушки и дал поиграть. Другой он ничего не сказал. Вторая группа обнаружила шесть возможностей игрушки; первая группа – всего лишь четыре. Похожее исследование в Университете Беркли продемонстрировало, что дети, которым не дали никаких инструкций, скорее всего найдут больше способов решения проблемы.

Источник: Wired

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться