Views Comments Previous Next Search

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила

17191151
Написалалиса таёжная17 мая 2012

Великие авангардисты и энтузиасты, придумавшие заново дизайн и архитектуру 20 века — в подробном рассказе Look At Me

В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры — берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными — об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 1.

Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 2.

Слева направо: послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье

Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 3.

Слева направо: плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 4.

Слева направо: предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена

Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 5.

 

 Здание Баухауса в Дессау
Вальтер Гропиус, 1926 год

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 6.
Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.

 


Иоханнес Иттен
«Искусство цвета»

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 7.
Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.

 

Кресло «Барселона»
Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 8.
Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.

 


Кресло «Василий»
Марсель Бройер

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 9.
Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.

 

 Графический дизайн
Герберта Байера

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 10.
За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а"».

 


 Чайник
Марианна Брандт

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 11.
Чайник является частью набора чайной посуды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза — вся форма состоит из простейших геометрических фигур.

 

 Настольные часы
Марианна Брандт

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 12.
Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом послужил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.

 


 Stacking tables
Джозеф Альберс

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 13.
Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью получился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, — это и простота, и функциональность,  и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.

 

 Шрифт Architype Albers
Джозеф Альберс

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 14.
Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.

 


 Шахматы баухаус
Джозеф Хартвиг

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 15.
Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм — шара, цилиндра и куба.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 16.

 Вальтер Гропиус (1883–1969)

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 17.
Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.

 


 Иоханнес Иттен  (1888–1967)

 Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 18.
Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).

 

 Ласло Мохой-Надь (1895–1946)

 Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 19.
Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму — получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

 


 Пауль Клее (1879–1940)

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 20.
Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими — по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи. 

 

 Ханнес Мейер (1889–1954)

 Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 21.
Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения — позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное — организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.

 


 Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 22.
Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года. 

 

 Марсель Бройер (1902–1981)

 Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 23.
Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).

 


 Василий Кандинский (1866–1944)

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 24.
Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов.  Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

 

 Герберт Байер (1902–1981)

 Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 25.
Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

 


 Марианна Брандт (1893–1983)

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 26.
Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем.  За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 27.

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 28.

 


Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 29.

 


Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 30.

 


Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 31.

 


Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 32.

 


Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 33.

 


Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 34.

 


Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 35.

 


В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 36.

 


Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.

 

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 37.

 


Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 38.

Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 39.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 40.

Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века».

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 41.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 42.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 43.

Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 44.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 45.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 46.

Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 47.

Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.

В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 48.

Futura Typeface

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 49.

 


Marc Berthier

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 50.

 

Bauhaus Dessau by Hort

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 51.

 


BauBike

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 52.

 

Six Architects by Roosterization

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 53.

 


Muller Van Severen

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 54.

 

Pprofessors

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 55.

 


Pass the Bauhaus

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 56.

 

Bauhaus Obama

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 57.

 


Немецкие почтовые марки

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 58.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 59.

 

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 60.

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 61.
Новые лица: Изольда Дюшаук

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 62.
Рабочее место: Юстус Ойлер

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 63.
Берлинская сцена: Кинорежиссеры
Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 64.
Cтрит-стайл: Берлин

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 65.
Неделя Берлина

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 66.
Мудборд: Оливер Вигнер
Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 67.
Прямая речь: Алексис Завьялов

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 68.
Берлинская сцена: Художники и дизайнеры

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 69.
Свежая кровь: Тео Солник
Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 70.
Берлинская сцена: Дизайнеры одежды

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 71.
Гардероб: Виктор Амечи Мэнди

 


Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 72.
Дневник из Берлина: Пляжи в городе, велосипедные гонки, биеннале и свобода

Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Изображение № 73.

Текст — Ася Баранова
Рассказать друзьям
17 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются