Views Comments Previous Next Search

Я не работаю на заводе и не стыжусь этого

В новом тексте для своего блога шеф-редактор Антон Мухатаев рассуждает, почему работникам интеллектуальных профессий пора избавиться от чувства вины перед теми, кто зарабатывает на жизнь физическим трудом, и задуматься над тем, как искоренить вредные для здоровья профессии, переложив их на роботов.

Я не работаю на заводе и не стыжусь этого. Изображение № 1.

 

Одно из любимых занятий редакции LAM в последнее время — читать в разделе «Сообщество» ответы на вопрос «Кто вы, откуда и чем занимаетесь?». Ответы, которые появляются чуть ли не каждый день, показывают, что нас читают очень разные люди — не только модная молодёжь, как принято считать. Это естественно: как правильно заметила наш главный редактор Рита, о моде мы уже давно не пишем.

Моё внимание привлёк один отзыв: «Моя профессия тоже не самая полезная для общества, впрочем, как и у большинства аудитории сайта (по понятным причинам: врачи спасают жизни — им некогда, учителя тетрадки проверяют — им некогда, пролетарий ТВ смотрят — им некогда). Я турагент». Формулировка «не самая полезная для общества» меня озадачила, а тут ещё и коллеги из The Village устроили эксперимент, попробовав попасть на «нормальную работу». И я задумался: а правда ли у тех, кто занимается интеллектуальным трудом, возникает чувство вины перед теми, кто занимается физическим?

Обычно за тяжёлый физический труд платят меньше, чем за тяжёлый интеллектуальный, хотя он больше вредит здоровью. С этим сложно спорить, но люди, которые так говорят, ставят вопрос неправильно. Речь должна идти не о том, что за тяжёлый труд должны больше платить, а о том, что его в принципе нужно искоренить. Нет ничего хорошего в профессии, которая калечит здоровье. А для этого нужен как раз интеллектуальный труд: инженеров, экономистов, менеджеров и всех остальных, кто проводит солидную часть рабочего дня, сидя на одном месте. Два года назад футурист Томас Фрей предсказывал, что к 2030 году исчезнут 2 млрд рабочих мест, около половины существующих. Большая часть исчезнувших мест придётся на специальности физического труда, который легче всего автоматизировать. А потому главная задача интеллектуалов — сделать так, чтобы вместе с этими переменами не произошло социального взрыва.

Я не работаю на заводе и не стыжусь этого. Изображение № 2.

 

Другой популярный аргумент: общество ценит одни профессии выше других. Это и правда так, но иногда это, как и низкая заработная плата, позволяет людям оправдывать свой непрофессионализм. Живущие в России наверняка не раз сталкивались с хамством в государственных учреждениях, будь это ненавидящие свою работу врачи-коррупционеры или вредные тётеньки из налоговой (внимание: я не говорю, что все такие, я говорю, что работу многих добросовестных людей портят недобросовестные). В ответ я всегда слышу одно и то же: деньги им платят небольшие, делают это якобы не налогоплательщики, а абстрактное государство, и потому моя просьба, чтобы они нормально выполняли свою работу, необоснованна.

Так что единственный критерий, которым стоит руководствоваться, — ваша оценка самого себя. Если человек выполняет работу добросовестно, смотреть на него косо, кем бы он ни был — лицемерие. Плохой учитель не заслуживает больше уважения, чем человек, который перебирает бумажки в офисе. Более того, плохой врач калечит пациентов, а плохой учитель калечит сознание детей, тогда как перебиратель бумажек в худшем случае снижает эффективность одного отдела или компании. Спросите себя: вы довольны своей работой, вы выполняете её хорошо? Если да, то вопросов к вам быть не может, какая бы профессия у вас ни была.

На мой взгляд, самая важная профессия — предприниматель. Это непопулярное в России мнение, но я обосновываю его экономически: предприниматели создают рабочие места. Более того, в России малый бизнес — всегда хотя бы небольшое, но геройство, потому что к круглосуточному стрессу каждый день в году, без чего в этой профессии никуда, прибавляется ещё и полоса препятствий от государства. Плохие предприниматели (я сейчас говорю об объективной, а не моральной стороне вопроса) не выживают: если они неэффективны или их бизнес никому не нужен, они не будут зарабатывать деньги. В остальных же профессиях критерии обычно зависят от мнения других людей, будь это начальство или простые граждане. Предприниматель же сам решает, зарабатывает ли он на своём труде достаточно. Возможно, иногда он договаривается со своей совестью, но вас же никто не заставляет пользоваться его услугами. Не нравится — пройдите мимо. По-моему, это честно.

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются