Views Comments Previous Next Search

Почему я не буду готовиться к путешествиям

Рита Попова уже несколько недель морально готовится к отпуску и наконец поняла, что путеводители, офлайн-карты и отзывы местных жителей на Foursquare могут лишь помешать хорошему путешествию.

Почему я не буду готовиться к путешествиям. Изображение № 1.

 

Паскаль считал, что люди несчастны, потому что не умеют спокойно сидеть в своей комнате. Не хочется признавать, что он прав — но похоже, что так. Сейчас для путешествий нужны не визы и чемоданы, а быстрое подключение к интернету; прогулявшись по панорамам Google Maps, средний турист может без потерь осмотреть все главные достопримечательности (если за потери не считать толпы людей и дороговизну). А скоро мы вступим в эпоху виртуальной реальности — припомните милую пожилую женщину, которая увидела океан в Oculus Rift. Что тогда?

Но в доказательство паскалевых слов мы просиживаем на сайтах с авиабилетами, представляя себе, что можем улететь в любую точку света, придирчиво оцениваем квартиры на Airbnb и боимся введения выездных виз.

Я из тех, кто в комнате сидеть не умеет, и отпуск у меня бывает достаточно редко, чтобы задолго к нему готовиться. За месяц я торжественно объявляю издателям, что уеду на пять дней. Несколько раз в неделю спрашиваю коллег: «Вы помните, что я скоро уезжаю в отпуск?», и они, конечно, помнят. Я обхожу книжные магазины в поисках нужного «путеводителя “Афиши”» и возмущаюсь вкусами закупщиков — на десяток путеводителей «Прованс и Лазурный берег» обычно приходится один Гонконг и ровно ноль Амстердамов.

Почему я не буду готовиться к путешествиям. Изображение № 2.

 

Потом я придирчиво изучаю путеводитель, сохраняю в офлайн-карте Google все мало-мальски интересные места, пытаюсь найти фильм с видами города и долго обсуждаю с партнёром, в какие музеи надо пойти, а какие можно пропустить. Но маниакальная подготовка нисколько не упрощает мой опыт путешественника — наоборот, меня пугает обратный рейс, который я проведу в компании пристёгнутых ремней, выключенных электронных устройств и острого чувства FOMO.

Алан де Боттон в The Art of Travel называет это особой формой culture guilt, запущенные стадии которой не дают выйти из гостиницы. Путешествие — упражнение для любопытства, но, отдавая себя на попечение путеводителей, мы отказываем себе в нём: ориентиром становятся усреднённые вкусы людей, которым почему-то нравятся ратуши, церкви и мишленовские рестораны.

Путешествуя, мы можем как никогда лучше понять себя. В условиях незнакомой местности и неограниченного времени проще разобраться, что нам нравится и каковы наши идеальные занятия и хобби. Но кто хочет проводить отпуск с собственным подсознанием? Гораздо проще и приятнее почувствовать себя «настоящим жителем Амстердама», ходить в популярные у местных кофейни и кататься на велосипеде — смешно, у наших коллег из The Village был ровно такой материал. Гораздо проще рассказать друзьям, что видел Джоконду, чем сказать «а я всю неделю не вылезал из военных крепостей, потому что, ну, мне они нравятся».

Показательно и то, что никакой гид, кроме «путеводителей “Афиши”», меня не устраивал — по сути, я плачу за гарантию, что не выйду слишком далеко за пределы зоны комфорта. Меня отведут в приятный книжный магазин и приличный бар, который будет чуть лучше, чем всё привычное — но не радикально другое.

Почему я не буду готовиться к путешествиям. Изображение № 3.

 

Разумеется, в самих ратушах или местах «для своих» нет ничего плохого. Грустно то, что под воздействием culture guilt общепринятые интересы слишком просто принять за свои. Обязательный набор достопримечательностей, которые надо увидеть, или действий, которые надо предпринять, становится для нас приоритетнее собственных интересов (которые с этим набором могут и совпадать, но это скорее исключение). Находясь в наиболее удобных условиях для приобретения уникального опыта, мы предпочитаем стандартизированный, «правильный». Но единственно правильного не существует.

Я взялась пересматривать короткий фильм де Боттона по одноимённой книге как раз потому, что часть действия происходит в Амстердаме. Де Боттон считает его экзотическим городом; в отличие от родной ему Великобритании, Амстердам не утруждает себя ностальгией и принимает будущее — как в архитектуре, так и в общественном устройстве. Определяя для себя экзотичное, говорит де Боттон, мы понимаем, чего нам действительно не хватает, формулируем секретные желания.

Почти два месяца назад я рассказывала о любви к календарю — и о том, что распланировать можно не только рабочие дела, но и вдохновение, и веселье. Но в отпуске — хотя бы пару дней из пяти — я оставлю путеводитель на дне чемодана и буду просто смотреть по сторонам. Не уверена, что так я гораздо лучше узнаю город — но по крайней мере выберу между ратушами и военными крепостями.

фотографии via Alessia Bonito Oliva

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются