Views Comments Previous Next Search

Почему я не люблю автомобили

 Редактор сайта Сергей Бабкин рассказывает о своём наивном и потому искреннем протесте против автомобилей. И дело не только в том, что они опасны для человека и природы.

Почему я не люблю автомобили
. Изображение № 1.

 

В редакции Look At Me, кажется, ни у кого нет прав на вождение автомобиля. Некоторые говорят, что умеют водить, ходили в автошколу и представляют, что нужно делать на дороге, но вот экзамен так и не сдали (среди таких людей, например, наш дизайнер Тим и я). Другие резонно отвечают, что это не считается. Я бы не сказал, что не получаю права по каким-то идеологическим причинам, скорее, виной тому просто лень или нехватка времени: всё-таки любой навык полезен. Но автомобили я не люблю, и активный интерес к ним со стороны других людей мне не всегда понятен.

Я бы не хотел, чтобы читатели своим воображением доводили всё до абсурда и думали, что я призываю запретить автомобили: некоторые комментаторы моего текста о «Мстителях» решили, что я хочу изъять фильм из кинотеатров, хотя дело, конечно, совсем в другом. Мне не нравится много вещей, а нравится — ещё больше, и пусть все они сосуществуют в нашем мире, если они не опасны для жизни и свободы людей.

 

Итак, вот что мне не нравится
в автомобилях:

Почему я не люблю автомобили
. Изображение № 2.

 

Во-первых, они одинаковые. Я совершенно не могу их различать. В погоне за эффективностью, эргономичностью, экономностью, аэродинамикой и прочими свойствами — что совершенно естественно для проектирования транспорта! — дизайнеры постепенно стали делать все машины близкими к некой идеальной и неизменной форме. И в итоге — большая часть автомобилей выглядит скучно. Поэтому мне гораздо понятнее те, кто увлечён машинами, выпущенными в прошлых десятилетиях. Даже «бюджетные» модели вроде фольксвагеновского «Жука» или классического семейного Fiat, на основе которого потом сделали «Жигули», в своей неловкости форм и ограниченном размере выглядят классно.

Странно, но почему-то формула «некрасивые самолёты не летают», которая означает, что прекрасен в первую очередь тот объект, чей экстерьер полностью соответствует его функции, для меня в случае с личным автотранспортом не работает. (А вот самолёты я, кстати, очень люблю.) Конечно, есть и классные с этой точки зрения примеры современных автомобилей вроде забавного Chrysler PT Cruiser, которого мы с друзьями окрестили «наци-мобилем» (без каких-либо идеологических смыслов — дело только в эстетике), да и маленькие автомобили Smart почему-то кажутся очаровательными.

 

Во-вторых, автомобили делают людей злыми. В отличие от сообщества пассажиров общественного транспорта, которое самоорганизуется каждый раз, когда автобус или поезд отъезжает от очередной остановки, кооперация между водителями, пусть, конечно и существует, всё-таки настолько регламентирована необходимыми правилами, что легко приводит к эмоциональным взрывам. Возможно, это связано с моим личным опытом поездок на автомобилях, и в целом с водителями всё нормально, но мне всегда казалось, что за рулём человек превращается в эгоистичного монстра. Я понимаю, что это звучит наивно, но именно такие наблюдения и отпугивают меня от личного транспорта. Я вообще нервный и не знаю, как бы сам вёл себя за рулём.

А ещё мне не нравится, что у автомобилей есть свойство «статусности». По крайней мере, в нашей культуре. Их вписанность в подразумеваемый многими современными россиянами жизненный план из ипотеки, отдыха на море (вообще-то неплохая вещь!) и домашнего кинотеатра вызывает во мне внутренний протест. Для многих цель обладания автомобилем — это просто обладание. У меня есть знакомые, залезшие в долги ради покупки машины, но они всё равно ездят в Москву из своего города в области на электричке — потому что людей, купивших автомобили, слишком много. Да, всё это звучит как-то слишком очевидно. Я думаю, иногда стоит проговорить такие простые истины, чтобы лишний раз в них убедиться.

И самая большая претензия — то, что случилось из-за автомобилей с нашими городами. И в первую очередь я говорю о Москве. Нет, конечно, я не хочу, чтобы проезжие части улиц были покрыты брусчаткой, и по ним бы цокали лошадиные копыта. Мне хочется, чтобы улицы выглядели естественнее. Мне не нравится граница между тротуаром и проезжей частью в виде припаркованных автомобилей, из-за которых кажется, будто ты идёшь по туннелю из бетона и металла. Мне сложно примириться с тем, что мой взгляд постоянно падает на блестящие крыши машин и никогда не может проникнуть через их корпусы, чтобы увидеть, что происходит на другой стороне улицы. Пока весь город заставлен маленькими металлическими коробками, пространство слишком чётко делится на моё и чужое — и чужого становится слишком много. Автомобилисты постоянно оккупируют своим личным пространством общественное, металлические капсулы машин превращаются в мёртвые зоны — и поэтому их нужно прятать. Например, под землёй.

фотографии via Shutterstock ( 1, 2 )

Рассказать друзьям
14 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.