Views Comments Previous Next Search
10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
 — Списки на Look At Me

Списки10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине

От суда над Авдеем Тер-Оганьяном до Pussy Riot и закрашенной картины в киевском «Арсенале»

На прошлой неделе директор киевского «Мистецького арсенала» Наталья Заболотная закрасила чёрной краской настенную роспись украинского художника «Колиивщина: Страшный суд», которая была создана для выставки «Великое и величественное», открывшейся в «Арсенале» 27 июля. Это стало одним из самых радикальных поступков куратора по отношению к произведению современного искусства — позже Наталья Заболотная даже сказала, что её действия можно считать перформансом. Это уже не первый случай цензуры на Украине — недавно в Киеве разгорелся скандал из-за закрытия выставки «Украинское тело».

Look At Me собрал 10 самых известных случаев цензуры в российском и украинском современном искусстве и спросил арт-критика Марию Кравцову о том, чем отличается взаимодействие культуры и власти в России и на Украине.

 

1Авдей Тер-Оганьян

«Юный безбожник», ЦВЗ «Манеж»

 10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 2.

 

Возбуждено уголовное дело по ст. 282 УК РФ.

 

В 1998 году художник Авдей Тер-Оганьян устроил перформанс «Юный безбожник» в рамках своего проекта «Школа современного искусства». «Школа» открылась в 1997 году. Тер-Оганьян снял вместе со своими «учениками» фильм «Вон из искусства!», который был направлен против знаменитых российских художников того времени, и устроил с ними и с Анатолием Осмоловским акцию «Баррикады». Последним событием в рамках «Школы» стал перформанс «Юный безбожник»: Тер-Оганьян предложил своим ученикам и всем собравшимся несколько способов осквернения репродукций икон. Желающих не нашлось, и тогда художник сам начал рубить «иконы». Скоро против Тер-Оганьяна было возбуждено уголовное дело по 282 статье УК РФ (за расжигание религиозной вражды) — это был один из первых случаев, когда эта статья применялась против художника. Тер-Оганьян не стал дожидаться приговора и уехал в Чехию, где ему предоставили политическое убежище.

 

2Юрий Самодуров

«Осторожно, религия!», Музей и общественный центр
имени Сахарова, 2003 год

 10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 3.

 

 Приговорён к выплате штрафа в размере 100 тысяч рублей.

В 2003 году в Музее им. Сахарова открылась выставка «Осторожно, религия!». На ней были представлены работы российских художников Олега Кулика, Якова Каждана, Владислава Мамышева-Монро, Николая Полисского, Авдея Тер-Оганьяна и других. Все произведения были так или иначе связаны с религиозной тематикой — художники-участники выступали против сращения государства с церковью и мракобесия. Спустя несколько дней после открытия выставку разгромила группа из шести человек. Затем против директора музея Юрия Самодурова было возбуждено уголовное дело, и в 2005 году он был признан виновным в разжигании религиозной и национальной вражды. 

 

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 4.

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 5.

Мария Кравцова

шеф-редактор раздела «Процесс» artguide.ru и шеф-редактор российской версии Garage Magazine

«Цензура — не новое явление, и, тем более, не примета нашего времени. Многие хрестоматийные, знаковые для русского искусства работы в своё время подвергались цензуре, а их авторы — преследованию. Например, так случилось с картиной Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе», которая в 1862 году по решению Синода была запрещена к показу и репродуцированию. В наше время то же самое произошло и с картиной «Нагорная проповедь» Александра Савко. В декабре 2011 года Жуковский районный суд города Тарусы признал экстремистской работу, на которой был изображен Мики-Маус в образе проповедующего Христа. Было запрещено репродуцирование работы, например, в медиа, а само полотно по распоряжению суда должно было быть уничтожено. Не знаю, правда, был ли приведен в исполнение «смертный приговор» картине.

Цензура в России — это государственная политика, и осуществляется она государственными органами, тогда как на Украине это часто эмоциональные жесты отдельных людей, вроде Натальи Заболотной, а не сформулированная государственная политика. История с «Нагорной проповедью» — вовсе не первый случай. Конец 1990-х был ознаменован процессом против художника Авдея Тер-Оганьяна, который был вынужден эмигрировать. Нулевые нам запомнились долгим судебным процессом над организаторами выставки «Запретное искусство — 2006» в Центре Сахарова Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым. Этот процесс закончился условным сроком для обвиняемых, а вот Pussy Riot получили реальный срок, который, как мне кажется, был бы невозможен без признания Самодурова и Ерофеева виновными двумя годами ранее, когда создавался прецедент осуждения деятелей искусства и их деятельности».

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 6.

 

3Андрей Ерофеев
и Юрий Самодуров

«Запретное искусство — 2006», Музей
и общественный центр имени Сахарова, 2007 год

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 7.

(По решению Жуковского районного суда города Тарусы репродуцирование картины в медиа запрещено. Нажмите на ссылку, чтобы открыть
изображение в Wikipedia)

 

 Ерофеев и Самодуров признаны виновными в разжигании
религиозной вражды, заплатили штраф в размере 200 тысяч рублей 
(Самодуров) и 150 тысяч рублей (Ерофеев).

Кураторы Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров собрали произведения искусства, которые галеристы и кураторы музеев отказались экспонировать в 2006 году, и показали их на выставке «Запретное искусство». В основном это были работы на религиозную тематику. Среди экспонатов были произведения Ильи Кабакова, Авдея Тер-Оганьяна, группы «Синие носы» и других. Кроме того, в экспозицию была включена картина Александра Савко «Нагорная проповедь» с Микки-Маусом вместо Христа, которая затем, в 2011 году, была признана экстремистской. По инициативе консервативного общественного движения «Народный собор» против Ерофеева и Самодурова было возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ. В 2010 году кураторы были признаны виновными в разжигании религиозной вражды и приговорены к уплате штрафа. Вынесение приговора превратилось в художественную акцию благодаря активистам арт-группы «Война» — они устроили перформанс «Тараканий суд» и запустили в зал Таганского суда тысячи мадагаскарских тараканов.

 

4Авдей Тер-Оганьян

«Контрапункт: современное русское искусство»,
Лувр, 2010-2011 гг.

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 8.

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 9.

 

 Работы из серии «Радикальный абстракционизм» задержаны на границе.

В рамках года России во Франции в Лувре проходила выставка современного российского искусства, в которой участвовали Эрик Булатов, Андрей Монастырский, Илья Кабаков, группа AES+F, Павел Пепперштейн и другие. В выставке также должен был принимать участие Авдей Тер-Оганьян, но четыре его работы были задержаны на границе по распоряжению Росохранкультуры. Это были произведения из серии «Радикальный абстракционизм» — абстрактные картины, среди подписей под которыми были, например, такие: «Это произведение публично оскорбляет святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II». Из-за проблем на границе многие художники-участники хотели бойкотировать выставку, но работы все-таки пропустили. 

 

5Pussy Riot

Панк-молебен «Богородица, Путина прогони», 2012 год

 

Две участницы группы приговорены к двум годам колонии общего режима.

Итогом десятилетия преследования художников за разжигание религиозной вражды стало дело над арт-группой Pussy Riot. После их провокационного перформанса в храме Христа Спасителя «Богородица, Путина прогони» было возбуждено уголовное дело, и 17 августа 2012 года суд приговорил участниц группы Надежду Толоконникову и Марию Алехину к двум годам исправительной колонии общего режима. Их осудили не по 282 статье, а по статье 213 — за хулиганство. Процесс вызвал резонанс в российской и зарубежной прессе и сам по себе превратился в перформанс. 

 

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 10.

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 11.

Мария Кравцова

шеф-редактор раздела «Процесс» artguide.ru и шеф-редактор российской версии Garage Magazine

«То, что сейчас происходит в России, когда цензура, несомненно, ужесточается, отличается от случаев «цензуры» на Украине. История с закрашенной генеральным директором «Мистецького Арсенала» Натальей Заболотной росписи Владимира Кузнецова «Колиивщина: Страшный суд» и борьба ректората Киево-Могилянской академии с выставкой «Украинское тело» представляются мне трагикомическим фарсом, по сравнению с тем, что происходит сейчас в России, где художников и кураторов всё чаще волокут в суд, а их работы и деятельность решением суда признаются по сути антизаконными со всеми вытекающими отсюда последствиями». 

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 12.

 

6Братья Чепмены

«Конец веселья», Государственный Эрмитаж, 2012-2013 гг.

 10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 13.

 

Выставка в Эрмитаже подвергалась проверке прокуратуры.

В конце 2012 года в Главном штабе открылась выставка знаменитых британских современных художников, братьев Чепмен. В пространстве Главного штаба, где выставляют современных художников, прошла выставка «Конец веселья», на которой была показана инсталляция, изображающая нацистов, убивающих друг друга в аду. После открытия выставки в музей поступило множество жалоб от посетителей, по мнению которых работы Чепменов являются «кощунственными» и оскорбляют чувства верующих. Кроме того, выставку призывали закрыть представители организации «Казаки Санкт-Петербурга». По просьбе директора Эрмитажа Михаила Пиотровского прокуратура провела проверку выставки и постановила, что работы Чепменов не являются экстремистскими.

 

7«Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме»

Киевский национальный музей русского
искусства («Школадный дом»), 2012 год

 10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 14.

 

Выставка закрыта.

В рамках 1-й Киевской биеннале современного искусства проходила выставка «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме», куратором которой был известный российский художник Олег Кулик. В здании знаменитого киевского особняка начала XX века, который местные жители называют «Шоколадный дом», выставлялись работы украинских современных художников. До открытия выставки произведение Люсинэ Джанян и Александра Кнедляковского «Белый круг», посвящённое российскому протестному движению, было демонтировано, а затем, по ходатайству Национальной комиссии по вопросам общественной морали, выставка была закрыта.

 

8«Украинское тело»

Центр визуальной культуры

при Киево-Могилянской академии, 2012 год

 10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 15.

 

Выставка закрыта.

Выставка «Украинское тело», посвященная теме телесности в современном украинском обществе, закрыта по решению президента и директора Киево-Могилянской академии Сергея Квита. Он заявил, что «это не выставка, а дерьмо». Это стало одним из самых громких скандалов, связанных с современным искусством на Украине: начался сбор подписей против цензуры, а Сергея Квита поддержали правые силы. 

 

9Арсений Жиляев

Третьяковская галерея, 2013 год

 10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 16.

 

 Работа «Мечтатель» снята с выставки в Третьяковской галерее.

В апреле этого года скульптуру «Мечтатель» Арсения Жиляева убрали с выставки «Документы и монументы» в Третьяковской галерее. Работа была изъята по приказу директора ГТГ Ирины Лебедевой, которая заявила, что «Мечтатель» пугал своей натуралистичностью многих посетителей выставки. Работа Жиляева представляла собой муляж в виде спящего человека — художника вдохновила история рабочего Ивана Щеглова, который упал в обморок после пятнадцатичасовой рабочей смены. По задумке Жиляева, его «Мечтатель» — спящий рабочий — должен был однажды проснуться и привести посетителей галереи к освободительной революции. 

 

10Владимир Кузнецов

«Колиивщина: Страшный суд», 2013 год

10 случаев цензуры в искусстве в России и на Украине
. Изображение № 17.

 

Работа закрашена директором «Арсенала».

27 июля в «Мистецьком Арсенале» в Киеве открылась выставка «Великое и величественное», приуроченная к 1025-летию крещения киевской Руси. На ней представлено 1000 произведений украинского искусства разных эпох. Среди экспонатов должна была быть настенная роспись современного украинского художника «Колиивщина: Страшный суд». Изначально предполагалось, что работа будет посвящена событиям во Врадиевке: в этом украинском административном центре представители правоохранительных органов изнасиловали девушку, после чего сотни местных жителей устроили штурм местного отдела милиции. Однако, Кузнецов изобразил чиновников и священников в аду, и директор «Арсенала» и комиссар 1-й Киевской биеннале современного искусства Наталья Заболотная закрасила картину Кузнецова, назвав её «чернухой», и запретила художнику входить на выставку.

 

Рассказать друзьям
23 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются