Views Comments Previous Next Search
Как музыка и наука влияют друг на друга — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак музыка и наука влияют друг на друга

Разговор с музыкантом Джоном Босвеллом, который сочиняет электронную музыку с элементами научных лекций

Symphony of Science — mashup-проект американца Джона Босвелла. В своей «Научной симфонии» Босвелл монтирует электронную музыку собственного сочинения с фрагментами лекций и документальных фильмов о вопросах современной науки. По большей части — астрономии.

Look At Me разобрался в том, зачем Босвелл использует фрагменты научных исследований в качестве смысловой нагрузки своих произведений, и поговорил с ним об этапах работы, о технике, которую он использует, и о том, как музыка может изменить мир.

  

Как музыка и наука влияют друг на друга. Изображение № 2.

Джон Босвелл

Музыкант, автор проекта
Symphony of Science

Проект Джона Босвелла стартовал 17 сентября 2009 года, когда он загрузил на YouTube своё первое видео, «дуэт» Карла Сагана и Стивена Хокинга «Прекрасный закат». Уже к концу первой недели октября счётчик демонстрировал внушительные 800 000 просмотров, а на сегодняшний день видео было загружено более 8,5 миллиона раз. За «Прекрасным закатом» появились другие: «Африканские дети», «Мир динозавров», «Гимн науки» и ещё полтора десятка вдохновляющих миксов. Материалом для видеоклипов Symphony of Science служат фрагменты научно-популярных фильмов, телепередач BBC, видеолекций и научных конференций TED Talk. Почти в каждом выпуске «Научной симфонии» нет-нет, да и мелькает Карл Саган — легендарный популяризатор науки и романтический искатель инопланетного разума.

«Научная симфония» — не первый пример успешной коллаборации науки и искусства: музыканты XX века всегда отдавали дань уважения учёным прошлого и своим современникам. И если подлинный расцвет научной мысли в музыке пришёлся на послевоенный период авангарда и первые эксперименты с электронным звуком, то бурные семидесятые сместили интерес музыкантов к упрощённому восприятию галактических просторов. Тогда возник спэйс-поп Pink Floyd, а чуть позже – умилительный техно-фьюжн Rockit Хэрби Хэнкока, — тот самый, под который танцевала брейк молодёжь из «Курьера».

 

  

Официальный сайт проекта
Symphony of Science

Как музыка и наука влияют друг на друга. Изображение № 3.

 

Сегодня наука не просто вдохновляет артистов. Всё чаще язык музыки, понимаемый слушателем интуитивно, помогает обратить внимание на важные проблемы человечества. Так, пару месяцев назад Look At Me уже писал о Джабаре Джонсоне, победителе проекта Science Genius, который благодаря своему рэпу о кинетической энергии выиграл день с самим GZA. Другой музыкант, Дэниэл Кроуфорд, написал для виолончели произведение A Song of Our Warming Planet, опираясь на показатели среднегодовой температуры Земли. Законодатели музыкальной моды также не упускают возможность поблагодарить науку: The Knife сочиняют Tomorrow In A Year на основе «Происхождения видов» Дарвина, а MC Ride из Death Grips уже на первом микстэйпе воспевает гипотетическую частицу тахион. Учёные не остаются в долгу и чествуют музыкантов в ответ: недавним чемпионом YouTube-просмотров стал космический (во всех смыслах) трибьют астронавта Криса Хэдфилда песне Дэвида Боуи Space Oddity.

Причины популярности астрономии и астрофизики среди музыкантов объяснимы: именно в этих научных дисциплинах продолжает работать наибольшее количество любителей-одиночек. Британский астроном Патрик Мур говорил о том, что астрономия до сих пор остаётся почти единственной наукой, где важную роль играют любительские исследования (что недавно ещё раз подтвердил японский астроном-любитель Коичи Итагаки). Сегодняшний музыкант, одиноко штудирующий профессиональные аудиоредакторы на заклеенном стикерами Macbook Pro — тот же учёный-любитель. Поиск новых звуков и «свежего» саунда с помощью Reason 6, которой пользуется сам Босвелл, — занятие, подобное напряжённому вглядыванию в небесный «океан возможностей». Нет-нет, да и найдётся однажды новая звезда.

На сегодняшний день цикл «Научной симфонии», доступной уже и в формате музыкального альбома, составляет 18 композиций. Последняя из них, вышедшая 27 августа 2013 года, «Монстры космоса», пытается объяснить феномен Чёрной дыры словами учёных-астрофизиков и «приглашённого» Моргана Фримена. Ну а когда интерес Босвелла к проекту иссякнет, свои песни обретут и другие дисциплины: в одном из интервью Джон Босвелл обмолвился, что возможно, скоро слушателей ждёт «Историческая симфония».

  

MONSTERS OF THE COSMOS Symphony of Science

 

С чего началось твоё увлечение электронной музыкой?

Я заинтересовался электронной музыкой ещё в школе благодаря музыкантам вроде Aphex Twin. В то время я учился играть на клавишных и экспериментировал с программным обеспечением, делал собственные короткие треки. В дальнейшем это хобби сопровождало меня уже в колледже, а после стало моей карьерой — когда я начал постить свои работы на Youtube.

Ты занимаешься проектом уже два года. Сменил ли ты за это время железо и софт, с помощью которого пишешь музыку? Какое значение имеет навороченное программное обеспечение, которое зачастую навязывается сегодняшним музыкантам?

До недавних пор я использовал Reason, хотя совсем недавно переключился на Ableton Live. Я никогда не был помешанным на оборудовании парнем (gear junkie) — сегодняшние программы стали настолько мощными, что всё необходимое для меня сейчас ограничивается 88-клавишной MIDI-клавиатурой. Клавиатура есть — значит, я готов. Лучшее ПО — это то, которое не мешает.

Сколько времени уходит на поиск материала и создание композиции и видеоклипа с нуля? С чего начинается работа?

Около 50–100 часов уходит на создание полноценного видео для серии Symphony of Science. Каждое видео начинается с исследований материала и поиска концепции. После этого я создаю минус в том стиле, в котором хочу получить финальную версию конкретной серии «симфонии». Следующим шагом я изменяю тональности отдельных нот, растягиваю фрагменты и добавляю сэмплы, — и так до тех пор, пока песня не будет закончена. Видеомонтаж — последний этап работы. Во время видеомонтажа приходится немного изменять и саму песню, чтобы она как следует подчёркивала видеоряд.

Получал ли ты предложения о сотрудничестве с научно-популярным документальным кино после однозначного успеха Symphony of Science?

Раньше я работал с разными компаниями, делал короткие музыкальные версии их образовательных видеоклипов. Некоммерческая служба телевещания PBS — яркий пример такого сотрудничества.

Как музыка и наука влияют друг на друга. Изображение № 4.

 

Музыка — это универсальный общечеловеческий язык. Мы, в свою очередь, можем использовать это для того, чтобы передавать некоторые идеи и сообщения другим культурам

 

Как музыка и наука влияют друг на друга. Изображение № 5.

 

Почему сегодня музыка всё чаще используется как медиум для передачи затруднительной для восприятия информации (в том числе научной)? Значит ли это, что язык музыки является универсальным для всех и понимается интуитивно?

Музыка обладает способностью вызывать эмоциональный отклик, который помогает внутренне соединиться с различными концепциями, которые «в прозе» для многих могут звучать глупо и претенциозно. А благодаря репетативной структуре музыки и тому, как легко она запоминается, материал усваивается очень быстро и устойчиво. Все эти свойства делают музыку идеальным медиумом для распространения образовательных посланий — это подтверждает, например, популярность анимационной серии Schoolhouse Rock!

На скольких языках существуют субтитры для каждого видеоклипа? Ты сам занимаешься переводом, или это работа энтузиастов-поклонников?

Каждый эпизод «говорит» примерно на пятнадцати языках — исключительно благодаря стараниям самоотверженных поклонников.

Не получал ли ты претензии от правообладателей, посмотревших твои видеоклипы? Как реагировали учёные, присутствующие в музыкальных видео?

Symphony of Science никогда не провоцировала атаки правообладателей, за что я им очень благодарен. Все комментарии от учёных, присутствующих в видео, были положительными, и, насколько я знаю, каждый из них был рад своему присутствию в клипе.

Symphony of Science The Greatest Show on Earth!

Что сам предпочитаешь слушать, на каких концертах тебя можно встретить?

В каждом жанре есть свои прекрасные представители, а если говорить про открытия последнего времени, то меня поражает то, что делает Alt-J. Насчёт более старой музыки: я являюсь давним поклонником Чайковского, а также настоящим фанатом джазовых музыкантов вроде Чета Бейкера и Билла Эванса.

Каким образом музыка может изменить мир, по-твоему?

Музыка —  универсальный общечеловеческий язык. Американцы могут слушать южнокорейскую поп-музыку и влюбляться в неё не меньше самих обитателей Южной Кореи (а может и больше!). Мы, в свою очередь, можем использовать это для того, чтобы передавать некоторые идеи и сообщения другим культурам.

Какие у тебя планы на будущее? Продолжишь ли ты проект Symphony of Science, реализуется ли замысел  Symphony of History?

Я планирую продолжать Symphony of Science так долго, как смогу, занимаясь при этом и другими сайд-проектами — Terra Lumina, Hudson, другими поп-культурными ремиксами, перемежая всё это оригинальной электронной музыкой, над которой работаю и сейчас.

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются