Views Comments Previous Next Search
Как «китайский Google» готовится захватить мир  — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак «китайский Google» готовится захватить мир

Поисковик Baidu начинает экспансию за пределы Китая

Как «китайский Google» готовится захватить мир . Изображение № 1.

Текст

Анна Савина

Крупные китайские технологические компании до недавнего времени были известны на Западе в основном благодаря тому, что во всём копировали зарубежных коллег: выпускали смартфоны, вдохновлённые iPhone, анонсировали выход копии Google Glass, создавали аналоги Facebook и т. д. Однако в этом году все научились воспринимать китайских гигантов всерьёз: смартфоны Xiaomi завоёвывают всё новые рынки, Alibaba готовится к IPO, которое может стать одним из самых успешных размещений на Нью-Йоркской бирже, а Baidu собирается обогнать Google. Мы уже рассказывали, как Xiaomi пришла к успеху, а в этот раз разобрались, как китайский поисковик избавляется от статуса копии Google и готовится соревноваться на равных с западными конкурентами.

 

Почему Baidu считали плохой копией Google?

Как «китайский Google» готовится захватить мир . Изображение № 2.

 

Долгое время многие воспринимали поисковик Baidu как копию Google. Во-первых, сходства есть даже в названии двух компаний. Основатель китайского поисковика Робин Ли утверждает, что слово Baidu взято из поэмы династии Сун, в которой молодой человек ищет свою возлюбленную в праздничной толпе. Baidu дословно обозначает «100 раз», но на самом деле иногда употребляется в значении «очень большое число». Некоторые видят в этом параллели с названием Google, которое произошло от слова гугол, тоже обозначающего очень большое число — «десять в сотой степени». Во-вторых, штаб-квартира Baidu в Пекине напоминает офисы не только Google, но и всех западных технологических компаний. Как и их коллеги, китайцы стараются создать комфортную для работы обстановку, чтобы сотрудники не стремились уйти домой и работали допоздна. Пекинский офис имеет открытую планировку, просторные зоны отдыха, пространства для занятий йогой и фитнесом и даже капсулы для сна.

«Мы стараемся не нанимать подобострастных людей, которые привыкли работать в рамках жёсткой иерархии», — говорит директор по международным коммуникациям Кайзер Куо. Корпоративная культура Baidu тоже вдохновлена Google. «Простота и надёжность» — главный принцип в общении сотрудников. Как и в компании Брина и Пейджа, работникам предоставляется максимум свободы: в Baidu нет фиксированных рабочих часов, почти ни у кого нет имеют чётко прописанных обязанностей, инициатива поощряется, и труд каждого оценивается только исходя из результата. Кроме того, в компании нет строгой иерархии и разницы в отношении к людям на разных должностях: личные кабинеты имеют только очень высокопоставленные сотрудники (примерно 10 человек из 20 тыс. работников), а все остальные работают в офисах с открытой планировкой. Как и в Google, в Baidu принято работать в небольших командах и быстро разрабатывать новые продукты.

Робин Ли, сооснователь Baidu 

«Я надеюсь, что через 10 лет Baidu станет известной в половине стран мира. Рано или поздно появятся китайские компании, которые будут иметь глобальное влияние, и я думаю, что у Baidu есть шанс стать одной из этих компаний».

 

Однако главное сходство между Baidu и Google заключается в том, что китайская компания создала множество «клонов»: она имеет свою почту, карты, браузер и облачное хранилище, аналогичные сервисам Google. Также Baidu разрабатывает копию Google Glass, который будет называться Baidu Eye, и собственную частично автономную машину, первый прототип которой должен появиться в конце этого года или в следующем году.

 

 

Что Baidu хочет сделать, чтобы выделиться, и кто отвечает
за изменения?

Как «китайский Google» готовится захватить мир . Изображение № 3.

 

Многие зарубежные пользователи не доверяют Baidu, потому что знают о сотрудничестве компании с китайскими властями и уверены, что Google работает лучше. Чтобы переубедить скептиков и привлечь пользователей, китайский поисковик  вкладывается в новые технологии и выпускает продукты, которые должны быть намного удобнее, чем у конкурентов. Для достижения этой цели Baidu уже открыла в Кремниевой долине лабораторию; она будет заниматься deep learning — технологией, которая поможет научить машины думать и сможет усовершенствовать десятки интернет-сервисов.

 

Глубокое обучение (англ. deep learning) — это одна из сфер разработки искусственного интеллекта. В отличие от машинного обучения, которое контролируется людьми, глубокое обучение позволяет машинам самостоятельно обрабатывать огромные объёмы информации, используя искусственно созданные нейронные сети, походящие на те, что есть в мозге каждого человека, и заставляющие компьютер «думать». Эта технология может позволить значительно улучшить распознавание голоса и изображений, а ещё может помочь интернет-сервисам понимать текст и распознавать образы на картинках так же хорошо, как люди.

 

Главная надежда Baidu — Эндрю Ын, доцент Стэнфордского университета, сооснователь Coursera и один из самых известных специалистов в области машинного обучения. С 2012 года он занимался глубоким обучением (deep learning) в рамках проекта Google Brain и создавал программное обеспечение, которое анализировало 10 млн фотографий, взятых из видео на YouTube, и училось распознавать тысячи объектов, а также лица людей и морды кошек. Теперь он возглавляет лабораторию Baidu в Кремниевой долине. Её было решено построить именно здесь, чтобы привлечь не только китайских специалистов, но и лучших учёных из Стэнфорда и других американских университетов.

Исследователи сосредоточатся на совершенствовании машинного обучения, которое не требует человеческого участия (unsupervised learning). Предполагается, что эта технология будет использована, например, в приложении для смартфонов, которое распознаёт объект на фото, показывает и произносит его название на английском. Также благодаря возможностям deep learning пользователи поисковика Baidu смогут искать картинки с объектами, похожими на те, что изображены на фотографиях с их смартфона. На конференциях Кай Ю любит показывать, как эта функция работает лучше аналогичной функции в Google. Использование глубокого обучения также помогает повысить прибыль. Система распознаёт, какие свойства рекламы делают её популярной и чаще показывает пользователям те объявления, которые имеют опредеоенные характеристики. Это позволило Baidu поднять цену на рекламу и повысить доходы в первом квартале 2014 года.

 

Есть ли у Baidu слабые места?

Как «китайский Google» готовится захватить мир . Изображение № 4.

 

Baidu понижает рейтинг сайтов, на которых размещена реклама онлайн-магазина Taobao, принадлежащего конкурирующей компании Alibaba. Sanlu Group, которая выпускала сухое молоко, содержащее токсины, платила Baidu, чтобы сведения о смерти шестерых и госпитализации 54 тыс. детей нельзя было найти в поиске. Baidu показывал рекламу медицинских компаний, которые не имели лицензий. Большинство из этих обвинений Baidu опровергает, но репутация поисковика запятнана множеством подобных историй. «Don’t be evil» — так звучит главный девиз Google, который Baidu не переняла. В глазах многих китайцев и зарубежных пользователей, Baidu — не та компания, которой стоит доверять. Это, безусловно, осложняет положение китайского поисковика, который запустил сайты во Вьетнаме, Таиланде, Малайзии, Индонезии, Египте, Бразилии и Аргентине и планирует расширяться дальше.

Ещё одна трудность Baidu — несовершенный поиск. Билеты на поезда, прогноз погоды и другую повседневную информацию с его помощью легко найти, но если вы решите использовать поисковик во время учёбы и работы, то, возможно, не найдёте необходимые данные по узкой теме. Еще одна проблема Baidu —навязчивая реклама. «Когда я использовал Google, я мог найти то, что хотел, на первой странице выдачи, но первая страница Baidu заполнена рекламой», — говорит пользователь одного из форумов под ником Bilingbling Cat. Некоторые китайские пользователи утверждают, что, выбирая между Baidu и Google, остановились бы на последнем, если бы он был доступен в их стране.

Кроме того, сотрудничество с правительством не страхует компанию от нападок чиновников. Недавно компании пришлось бороться с обвинениями в распространении и хранении порнографии — правительство заявило, что в профилях некоторых пользователей облачного сервиса Baidu был найден запрещённый контент. Baidu вынудили удалить все спорные файлы и аккаунты, распространяющие порно, подготовить доклад о проделанной работе и лучше следить за своими сервисами.

 

С кем соревнуется Baidu в Китае?

Как «китайский Google» готовится захватить мир . Изображение № 5.

 

Ещё одна проблема — ужесточение конкуренции. За последние несколько лет резко возросла популярность другого китайского поисковика — Qihoo. По прогнозам, в 2014 году его доля поискового трафика достигнет 30 %. Кроме того, Baidu соревнуется с другими китайскими интернет-гигантами, не занимающимися поиском, но разрабатывающими популярные интернет-сервисы — Alibaba и Tencent. Все три конкурента набирают популярность благодаря удобным мобильным приложениям и играм, в то время как Baidu поздно начала адаптировать свои сервисы для мобильных устройств и поэтому теряет пользователей.

Чтобы справиться с этой проблемой, Baidu в 2013 году купила стриминговый видеосервис PPS TV, который вместе с собственный сайтом с телепрограммами и фильмами iQiyi поможет китайской компании создать самый популярный сайт для просмотра видео на мобильном. Кроме того, чтобы зарабатывать на приложениях больше, чем конкуренты Tencent и Alibaba, в июле 2013 года Baidu приобрела за $1,85 миллиарда онлайн-магазин приложений 91 Wireless, а в начале 2014 года купила ещё сайт электронной коммерции Nuomi.com. Если Baidu удастся соединить мобильные технологии и системы глубокого обучения, то китайский поисковик может стать одним из лидеров среди компаний, которые избавляют людей от множества повседневных забот. Ынг и другие сотрудники в Baidu верят в то, что, когда искусственный интеллект будет выполнять рутинную работу, у людей будет больше времени для решения творческих задач.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются
чтобы можно было оставлять комментарии.